Открытый урок по теме: "Музыка Японии". 4-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 4


Тип урока: Введение новых знаний.

Вид урока: Урок-путешествие.

Цель урока: Знакомство с историей Японии, специфических особенностей музыкального искусства. Учить чувствовать глубокое духовное единство. Продолжать развивать музыкальный слух. Воспитывать интерес и уважение к культуре других народов. Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование:

  • Фонохрестоматия для 4-го класса под рук. Д.Б. Кабалевского
  • Хрестоматия для 4-го класса под рук. Д.Б. Кабалевского
  • Иллюстрации сакуры
  • Раздаточный материал (прямоугольники 4-х цветов желтый, красный, синий, черный).

На доске: тема урока “МУЗЫКА ЯПОНИИ”.

Предварительная работа: Самостоятельное изучение детьми японской трагедии 1945года дома.

Структура урока

Музыкальный материал.
Задачи.

Содержание урока.

Вход “Катюша” муз.Блантера.

Настроить на урок.

УЧИТЕЛЬ (У): Добрый день! Садимся!

Ребята! Под звуки какой песни вы вошли в класса”.

ДЕТИ (Д): “Катюша”.

У: Что необычного прозвучало в этой песне?

Д: Песня звучала на двух языках.

У: Да! Ее исполняет японский ансамбль. Как вы думаете, в какую страну эта песня, поможет нам попасть?

Д: Японию.

У: Тема нашего урока “МУЗЫКА ЯПОНИИ”.

Показ темы на доске

Беседа Настроить на повторное слушание. У: В 1939году Блантер создал песню “Катюша” и она разлетелась по всему миру. В Токио, есть клуб любителей песни, где собирается молодежь и поет песни разных народов, в том числе и русские. “Катюша” - имеет название клуб и назван он в честь любимейшей советской песни в Японии.
Слушание “Катюша” муз.Блантера.

Охарактеризовать произведение. Настроить на слушание песни “Вишня” (японская народная песня).

У: Послушайте, с какой любовью они ее исполняют.

Слушание

У: Изменился ли характер песни в исполнении японского ансамбля?

Д: Рассуждения ребят.

У: В нашей стране так же знают и любят японскую музыку. Особенно японские народные песни.

Всюду вишня в цвету,
И куда не кинешь взгляд
Под весенним небом сад.
Бродит ветер по нему
Словно в розовом дыму
Это вишня в цвету.

Слушание “Вишня” японская народная песня. Вызвать эмоциональный отклик. Слушание

У: О чем поется в этой песне?

Д: О вишне.

У: А кто знает, как называется японская вишня?

Д: Сакура.

Вывесить на доску иллюстрацию САКУРЫ <Рисунок 1> и слово “САКУРА”.

У: Складывается ли ощущение законченности песни?

Д: Нет.

У: Ее хочется продолжить. Это и есть особенность японской песни. Какой характер у музыки?

Д: Спокойный, мягкий, нежный.

Беседа Настроить на слушание. У: Д.Б. Кабалевский побывав в Японии, был восхищен красотой вишневых роз и красотой японских песен. Очарованный красотой Японии он создает вариации на тему японской песни “Вишня”. Но в начале давайте вспомним, что такое ВАРИАЦИИ?

Д: Вариации - это музыкальное произведение, основанное на постепенном изменении изложенной в начале темы.

У: В своем произведении композитор создал несколько частей вариаций. Внимательно прослушайте это произведение и ответьте на следующие вопросы:

  1. Сколько частей в его произведении?
  2. Какими красками можно?

Вопросы написаны на доске.

У: Эту работу вы будите выполнять в группах. У вас на парте прямоугольники 4-х цветов: желтый, красный, синий, черный. Из них составьте цветовую схему вариаций. Задание понятно! Слушаем.

Слушание Вариации на тему японской народной песни “Вишня” муз. Д.Б. Кабалевского.

Охарактеризовать произведение. Составить цветовую схему.

Слушание

Дети работают в группах по 4-3 человека. Проверка. Самоконтроль.

У: Как вы думаете, почему композитор применил в своем произведении черные краски?

Д: В 1945году в Японии случилась трагедия.

У: Да! Были и печальные ноты в истории этой прекрасной страны. Я попрошу вас, об том рассказать.

Проверка домашнего задания   Дети рассказывают о трагедии.
Беседа Подготовить к слушанию песни “Журавлик” автор неизвестен. У: “Девочка Садако хочет жить!” Так называется книга, которая посвящена одной японской девочке. Девочка Садако родилась в семье, которая попала в эту трагедию. Лучевая болезнь к ней перешла по наследству. Девочка очень хотела жить и однажды она спросила у доктора: “Буду ли я жить?”. “Да” - сказал доктор, “Если ты в день будешь делать по одному журавлику и насобираешь их 1000”. Садако стала делать и на 639 журавлике умирает. Дети Японии сделали журавликов и их пустили в небо. Этой девочке посвящена песня “Журавлик”.
Разучивание “Журавлик” автор неизвестен. Познакомить с песней. Разучить 1-й куплет. Слушание

Вокально-хоровая работа.

<Приложение 1. “Слова песни “Журавлик””>

Итог   У: Вам понравился урок?

Д: Ответы.

У: Каким цветом вы бы его оценили?

Д: Ответы.

У: Что нового вы для себя взяли?

Д: Ответы.

У: Мне очень понравилось сегодня работать с вами. Спасибо.