Тип урока: Введение новых знаний.
Вид урока: Урок-путешествие.
Цель урока: Знакомство с историей Японии, специфических особенностей музыкального искусства. Учить чувствовать глубокое духовное единство. Продолжать развивать музыкальный слух. Воспитывать интерес и уважение к культуре других народов. Воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование:
- Фонохрестоматия для 4-го класса под рук. Д.Б. Кабалевского
- Хрестоматия для 4-го класса под рук. Д.Б. Кабалевского
- Иллюстрации сакуры
- Раздаточный материал (прямоугольники 4-х цветов желтый, красный, синий, черный).
На доске: тема урока “МУЗЫКА ЯПОНИИ”.
Предварительная работа: Самостоятельное изучение детьми японской трагедии 1945года дома.
Структура урока |
Музыкальный материал. |
Содержание урока. |
Вход | “Катюша” муз.Блантера. Настроить на урок. |
УЧИТЕЛЬ (У): Добрый день! Садимся! Ребята! Под звуки какой песни вы вошли в класса”. ДЕТИ (Д): “Катюша”. У: Что необычного прозвучало в этой песне? Д: Песня звучала на двух языках. У: Да! Ее исполняет японский ансамбль. Как вы думаете, в какую страну эта песня, поможет нам попасть? Д: Японию. У: Тема нашего урока “МУЗЫКА ЯПОНИИ”. Показ темы на доске |
Беседа | Настроить на повторное слушание. | У: В 1939году Блантер создал песню “Катюша” и она разлетелась по всему миру. В Токио, есть клуб любителей песни, где собирается молодежь и поет песни разных народов, в том числе и русские. “Катюша” - имеет название клуб и назван он в честь любимейшей советской песни в Японии. |
Слушание | “Катюша” муз.Блантера. Охарактеризовать произведение. Настроить на слушание песни “Вишня” (японская народная песня). |
У: Послушайте, с какой любовью они ее
исполняют. Слушание У: Изменился ли характер песни в исполнении японского ансамбля? Д: Рассуждения ребят. У: В нашей стране так же знают и любят японскую музыку. Особенно японские народные песни. Всюду вишня в цвету, |
Слушание | “Вишня” японская народная песня. Вызвать эмоциональный отклик. | Слушание У: О чем поется в этой песне? Д: О вишне. У: А кто знает, как называется японская вишня? Д: Сакура. Вывесить на доску иллюстрацию САКУРЫ <Рисунок 1> и слово “САКУРА”. У: Складывается ли ощущение законченности песни? Д: Нет. У: Ее хочется продолжить. Это и есть особенность японской песни. Какой характер у музыки? Д: Спокойный, мягкий, нежный. |
Беседа | Настроить на слушание. | У: Д.Б. Кабалевский побывав в Японии,
был восхищен красотой вишневых роз и красотой
японских песен. Очарованный красотой Японии он
создает вариации на тему японской песни
“Вишня”. Но в начале давайте вспомним, что такое
ВАРИАЦИИ? Д: Вариации - это музыкальное произведение, основанное на постепенном изменении изложенной в начале темы. У: В своем произведении композитор создал несколько частей вариаций. Внимательно прослушайте это произведение и ответьте на следующие вопросы:
Вопросы написаны на доске. У: Эту работу вы будите выполнять в группах. У вас на парте прямоугольники 4-х цветов: желтый, красный, синий, черный. Из них составьте цветовую схему вариаций. Задание понятно! Слушаем. |
Слушание | Вариации на тему японской народной
песни “Вишня” муз. Д.Б. Кабалевского. Охарактеризовать произведение. Составить цветовую схему. |
Слушание Дети работают в группах по 4-3 человека. Проверка. Самоконтроль. У: Как вы думаете, почему композитор применил в своем произведении черные краски? Д: В 1945году в Японии случилась трагедия. У: Да! Были и печальные ноты в истории этой прекрасной страны. Я попрошу вас, об том рассказать. |
Проверка домашнего задания | Дети рассказывают о трагедии. | |
Беседа | Подготовить к слушанию песни “Журавлик” автор неизвестен. | У: “Девочка Садако хочет жить!” Так называется книга, которая посвящена одной японской девочке. Девочка Садако родилась в семье, которая попала в эту трагедию. Лучевая болезнь к ней перешла по наследству. Девочка очень хотела жить и однажды она спросила у доктора: “Буду ли я жить?”. “Да” - сказал доктор, “Если ты в день будешь делать по одному журавлику и насобираешь их 1000”. Садако стала делать и на 639 журавлике умирает. Дети Японии сделали журавликов и их пустили в небо. Этой девочке посвящена песня “Журавлик”. |
Разучивание | “Журавлик” автор неизвестен. Познакомить с песней. Разучить 1-й куплет. | Слушание Вокально-хоровая работа. |
Итог | У: Вам понравился урок? Д: Ответы. У: Каким цветом вы бы его оценили? Д: Ответы. У: Что нового вы для себя взяли? Д: Ответы. У: Мне очень понравилось сегодня работать с вами. Спасибо. |