Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться?

Разделы: Работа с родителями


Форма проведения: “семейный совет”.

Задачи собрания: Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какой он: непослушный ребёнок?
  2. Какие мы родители?
  3. Пути преодоления детской агрессивности. Правила для семьи по преодолению детской агрессивности.

Ход собрания

I. Организационная часть

Приготовить для родителей листочки для работы, ручки, листы ватмана (4-5 шт.) – для работы в группе.

II. “Мозговой штурм”

(Bндивидуально, анонимно)

Задание для родителей. Напишите три отрицательных качества непослушного ребёнка.

(Каждый самостоятельно).

(На доске записано: “Непослушный ребёнок – какой он?”).

По кругу родители называют качества, черты характера, а учитель фиксирует их на доске, создаётся картина непослушного ребёнка.

Учитель. Этот ребёнок приходит в школу из семьи, его таким воспитали родители, приложили все силы, учили его, обращали внимание на его удачи и неудачи. Давайте зададим себе вопрос, а всё ли мы сделали для того, чтобы наш ребёнок не был таким. Какие мы родители?

III. Анкетирование родителей.

(Индивидуально анонимно) “Какие мы родители”

(да, нет, иногда) (Журнал “Воспитание школьников №8, 2001 г.”) с. 50-51.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Ф.И.О. ребёнка.
Дата рождения.
Ф.И.О. отца, матери.
Какой ребёнок по счёту в семье (возраст сестры, брата)?
Как протекала беременность и роды?
Как идёт развитие ребёнка в настоящее время (замедленно, нормально, ускоренно)?
Как часто болеет ваш ребёнок?

а) каждый месяц;
б) раз в четверть;
в) раз в год и реже.

Какими болезнями переболел ваш ребёнок в течение прошлого учебного года (вирусные инфекции, респираторные заболевания, заболевания органов зрения, слуха, дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и т.д.)?

Какие изменения произошли в состоянии здоровья ребенка с тех пор, как он начал ходить в школу?

а) понижение остроты зрения;
б) понижение слуха;
в) появились заболевания желудочного тракта (гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь желудка и д.р.);
г) заболевания бронхолёгочной системы (хронический бронхит, бронхиальная астма);
д) нарушения осанки, сколиоз;
е) недостающие дописать.

Есть ли у ребёнка аллергия на пищевые продукты, медикаменты и пр.? Состоял ли ребёнок на учёте у психоневролога? Укажите диагноз и время снятия с учёта.

IV. Мини-лекция (5 мин.)

  1. Как проявляются эмоции у детей?
  2. Как мы на них реагируем?
  3. Причины детской агрессии.

V. Работа над творческим проектом родителей.

(Работа в группах) Пользуясь отксерокопированными статьями, прочитав их (~15 мин.)

Т. Шишова психолог, драматург. Если у мамы мягкий характер.

Я всегда обращаю внимание на весьма характерное для таких речей слово — “пытался”. Ведь дальше потуг у таких воспитателей дело не идет, а в результате ребенок всё больше распоясывается. Но речь сейчас даже не о единстве слова и дела. Любопытно другое: ведь если копнуть поглубже, то окажется, что своевольные дети на редкость несамостоятельны! И это не просто парадокс, а их беда.

Вы скажете: “Не может быть!” Хорошо, поясню на примере. Вот шестилетний Ваня, он “молодец”, он не терпит давления со стороны (теперь это принято называть так). Больше того, он явно претендует на место старшего в семье: разговаривает властно, чуть что — кидается на родителей с кулаками. И надо отдать должное, он добивается своего! Все семейство пляшет под его дудку. Но при этом Ваня абсолютно беспомощен в жизни. Собраться на улицу для него проблема, он толком не умеет одеваться. О какой-либо помощи по дому и речи идти не может. Он и себя обслужить не в состоянии! Ваня даже играть самостоятельно не способен. Он засыпает только в присутствии взрослых: одному в комнате страшно...

Пойдя в школу, такой Ваня, конечно, научится с грехом пополам застегивать рубашку и завязывать шнурки (он же все-таки не умственно отсталый). Но, в отличие от сверстников, он не будет сам готовить домашнее задание или собирать портфель. Да и расписание уроков придется за него узнавать по телефону, ведь на Ваню положиться нельзя.

Сверстников давно отпускают в школу одних, а Ваню еще долго будут водить за ручку: мало ли куда его может занести?

В подростковом возрасте он может легко прогуливать занятия, а его легкомыслие станет настолько зашкаливающим, что окружающие будут задаваться вопросом: а все ли у него с головой в порядке? Ведь сколько ни объясняй, чем чревато такое поведение, до Вани ничего не дойдет.

Но на самом деле интеллект тут ни при чем. Просто Ваня еще не расплачивался за свои выходки. И наоборот, твердо усвоил, что все угрозы и уговоры взрослых — пустяк. И ему все сходит с рук. А коли так, то “мели Емеля”! Предки погрозят – погрозят, а потом сами же сбегают в школу, задобрят училок, и все будет о'кей.

Составить правила для семьи по преодолению детской агрессии (7 мин.)

Рекомендации-примеры группам.

“Копилка хороших поступков”

Дети, как и взрослые, иногда не ценят свои успехи и достижения, сосредоточившись лишь на ошибках и неудачах. Это упражнение поможет им закончить школьную неделю приятными переживаниями. Его целесообразно давать в конце последнего урока недели.

Инструкция. Для начала пусть каждый из вас вспомнит, над чем он особенно потрудился на этой неделе. Например, выполнил сложное домашнее задание, помог однокласснику убрать классную комнату и т.д. Выберите три поступка, которыми вы гордитесь, и напишите их на листе бумаги. После этого похвалите себя: “Петя, ты на самом деле сделал это здорово!” Запишите и эту фразу.

Игра поможет детям самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя среди них хорошие, и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом новых побед.

“Без ложной скромности”

• В этой игре дети учатся позитивному внутреннему разговору о самом себе, чтобы понять, какими качествами и способностями они уже обладают, а какие хотели бы иметь в будущем.

Материалы: бумага и цветные карандаши.

Инструкция. Всем людям нравится, когда их хвалят. Поощрение помогает добиваться успеха, переживать сложные ситуации, доводить до конца трудные дела.

Теперь подумайте, каким трем видам деятельности вы хотели бы научиться или делать лучше, чем сейчас, произнесите их в утвердительной форме. Например: “Я отлично играю в футбол”, “Я быстро и правильно решаю задачи”. Запишите эти фразы большими буквами и раскрасьте цветными карандашами.

Игра помогает выявить детские страхи и комплексы. По окончании каждый, кто захочет, может показать свой плакат и громко зачитать его. Важно, чтобы ученики, забрав плакаты домой, повесили их на видное место. Чем чаще они будут смотреть на них, тем легче им будет претворить написанное в реальность.

“Тетрадь моих достижений”

Игра помогает ученикам выработать привычку фиксировать свои достижения. Отмечая их, детям легче будет настроиться на успех. Каждый ученик должен завести тетрадь своих достижений, которую будет заполнять в течение года. Это научит последовательности в делах и умению доводить начатое до конца. Даже самый небольшой успех имеет значение. Тетрадь может стать чем-то вроде личного дневника. Полезно начать с описания прежних достижений, а затем раз в неделю записывать или зарисовывать новые успехи.

Материалы: тетрадь, бумага, цветные карандаши, клей.

Инструкция. Сегодня мы заведем особенную тетрадь. Она предназначена не для школьных занятий, а для записи ваших успехов и достижений. Вы не обязаны ее никому показывать. Давайте начнем с того, что украсим ее обложку. На листе бумаги красивыми и большими буквами напишите: “Мои достижения” или “Мои успехи”. Если вам придет в голову другой заголовок, то напишите его. Раскрасьте буквы и наклейте лист на тетрадь.

Теперь начнем заполнять первую страницу. Вспомните какой-нибудь из своих успехов, запишите его или нарисуйте.

Важно, чтобы каждый ученик зафиксировал что-то из достижений, пусть даже с вашей помощью

VI. Итог результатов творческих проектов.

(1 чел. из группы зачитывает проект) Вывешивается на доске.

VII. Обмен мнениями получение заказа для дальнейшей подготовки род. собр.

Учитель: Какие вопросы вам хотелось бы обсудить всем вместе?

VIII. Вручение “Памятки строгим родителям” (перед уходом).

Памятка строгим родителям.

Нельзя наказывать и ругать ребенка:

• когда он болен, плохо себя чувствует или еще не набрался сил после перенесенной болезни. В этот период детская психика особенно уязвима, а реакции непредсказуемы;

• когда он ест, перед сном и после сна,

• сразу после того, как он получил физическую или душевную травму, например упал, подрался, принес плохую оценку и т.д.;

• если он при всем старании никак не может победить страх" невнимательность, какие-то недостатки;

• если он очень подвижен, чем утомляет и нервирует вас;

• если он кажется вам несообразительным, неспособным, неповоротливым;

• если вы в плохом настроении, устали, чем-то огорчены или раздражены. Гнев, который вы в таком состоянии обрушиваете на детей, всегда несправедлив. Согласитесь, в таких случаях вы попросту срываете на детях зло.

Несколько “волшебных” способов, как обойтись без нотаций.

• Попробуйте рассказать ребенку о ком-то, кто поступил так же плохо, как и он. Прекрасно, если это будет сказка или поучительная история. Ведь сказки известны как психотерапевтический прием. Полезно также рассказать о своем прошлом поступке, о котором теперь сожалеете.

• Можно с иронией похвалить детей за то, что они натворили. Например, шалуны разбили вазу. А вы им: “Молодцы! Теперь поставим цветы в банку. Так гораздо лучше! Смотрите, какой праздничной комната стала. А если разобьете и банку, будем ставить букеты прямо в ведро. Гости придут, увидят всю эту красоту — вот славно будет!”

Ироническая похвала — как стрела: всегда метко попадает в цель. Но будьте осторожны с насмешками, не переборщите.

• Не промахнетесь, если объясните плохой поступок ребенка мотивом, лучшим, чем на самом деле. Например, шалун, играя, пролил воду на пол. Сообщите всем, что он якобы хотел помыть полы. И дайте ему возможность это сделать.

Таких “волшебных” способов воспитания можно придумать множество. Выбор за вами, дорогие родители. Ведь никто не знает вашего ребенка лучше вас.