Предварительная работа:
- посещение музея деревянного зодчества “Витославицы” г.Великого Новгорода;
- знакомство с традиционными русскими постройками в деревне;
- изготовления пейзажа на ватмане.
Цели урока:
- формирование представления об облике русской деревни.
- закрепить знание детей о дереве как традиционном материале русских построек.
- закрепить знания об элементах украшения избы - причелина, полотенце, наличник.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Беседа о деревянном зодчестве.
Мы продолжаем путешествие по истокам нашего искусства. Русь деревянная — края дорогие.
А знаете, почему Русь называют деревянной?
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называются избами. Но сначала вспомним, кто из народных умельцев на Руси строил избы?
И с рубанком и с пилой
Я умею обращаться.
И гвоздями с молотком
Очень просто управляться
Я по дереву работник,
Кто такой я, дети? (плотник)
Посмотрите, есть ли здесь результаты его труда? (приложение 1)
3. Работа на альбомных листах.
Сейчас ребята с помощью своего инструмента (кисточки и краски) изготовите деревянный дом на альбомном листе. (работа детей).
4. Изготовление украшений для избы.
Из дерева строили избу - уютную и добрую, мастера украшали ее резьбой. Скажите, какие элементы избы украшали резьбой? (причелины, наличники, полотенце) (приложение 2)
Кто помнит, что означает круг в украшении? (солнце)
Правильно, изображение солнца было связано с мечтой о добром небесном светиле, от которого зависело благополучие в семье крестьянина.
Возьмите цветную бумагу и украсьте свою избу резьбой. (шаблоны на каждой парте)
(повторение техники безопасности)
Украшение избы.
5. Работа с избами.
Сегодня истоки нашего искусства можно увидеть в образе традиционной деревни. А как выбирали место для дома? Лошадь запрягали в телегу и пускали по дороге, где она останавливалась, там избе быть. Вы вчера выбрали место для деревни. И вам необходимо из ваших домов построить деревню. Но сначала вам нужно вырезать ваши избы.
6. Физкультминутка: Что увидел я в деревне?
Видел, как травы косят.
Раз, два, три, четыре -
Вот как дружно мы косили.
Видел, как кладут стога,
А стога - под облака.
Раз, два, три, четыре -
Наклонились, распрямились.
Вот по полю скачут кони -
Даже ветер не догонит.Раз, два, три, раз, два, три -
Вот веселые прыжки,
Прыг-скок. Прыг-скок -
Приземлятся на носок.
Вот колодец, там вода
И вкусна, и холодна.
Низко кланяется ей
Деревянный журавель.
Хорошо в деревни жить,
За грибами в лес ходить!..
Но приехал паровоз
И меня домой увез.
7. Работа в группах над изготовлением панно “Деревня”:
Прежде чем вклеить вырезанные силуэты изб в пейзаж, надо подумать, как их разместить, подвигать по листу. Вряд ли будет красиво и похоже на реальную жизнь, если все дома, одинаковые по форме и величине, выстроить в ряд. Так же плохо будет смотреться, если дома беспорядочно разбросать по листу.
Надо найти ритм расположения изб, чтобы получилась уютная, жилая деревня.
8. Итог работы.
Посмотрите, получилась у нас деревня?
Молодцы, настоящая русская деревня выросла прямо на наших глазах.
Кого не хватает в нашей деревне? (жителей)
И мне хочется закончить наш урок словами:
Русь деревянная - края дорогие
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные
Раздольные русские песни поют.