Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную ему информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее, и использовать свои знания в жизни.
Ранее изучение информатике сейчас является не привилегией, а необходимостью, диктующая, образом жизни современного человека. На сегодняшний день ребенок очень рано начинает сталкиваться с компьютером, но, к сожалению, областью применения являются лишь компьютерные игры.
Задача моего курса состоит в том, чтобы показать, что это техническое устройство, может быть большим помощником в повседневной жизни и в учебе.
Содержание пропедевтического курса сочетает в себе три существующих важнейших аспекта ее общеобразовательной значимости:
- Мировоззренческий аспект (формирование представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации, об информационных процессах в природе).
- Алгоритмический аспект (развитие мышления школьников).
- "Пользовательский" аспект (формирование компьютерной грамотности, понимание принципов работы компьютера и опыт использования информационных технологий).
На этом этапе происходит знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т.д. Так как все же это ребята младшей возрастной группы, то основной формой обучения является урок – игра.
Распределение часов по классам
Класс |
Часов в неделю |
Часов за учебный год |
2-й класс |
0,5 |
17 |
3-й класс |
1 |
34 |
4-й класс |
1 |
34 |
ИТОГО: |
85 часов |
Во 2-м классе изучение предмета начинается со второго полугодия:
3 четверть |
"Компьютер" |
10 часов |
4 четверть |
"Алгоритмизация" |
7 часов |
Итого: |
17 часов |
Содержание курса в 3-4-х классах делится на 4 основных блока (по четвертям):
1 четверть |
"Компьютер" |
9 часов |
2 четверть |
"Информация" |
7 часов |
3 четверть |
"Информационные технологии" |
10 часов |
4 четверть |
"Алгоритмизация" |
8 часов |
Итого: |
34 часов |
Длительность урока 40 минут. Каждый урок предусматривает основные этапы:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Объяснение нового материала.
- Практическая часть.
- Домашнее задание.
На уроке ребенок получает рабочий лист (приложение 1), в котором уже представлена часть нового материала и записано домашнее задание к следующему уроку. Домой ребята получают следующее: логические задачи, ребусы, кроссворды, творческие задания.
2-й класс
№ урока |
Тема (основные понятия урока) |
Примечание |
3 четверть |
||
| Введение. Инструктаж по ТБ. | ||
| Компьютер в жизни общества (история развития компьютерной техники, компьютеризированные устройства). | ||
| Компьютер, его назначение и область его применения | ||
| Основные части ПК, манипулятор мышь. | ||
| Навыки работы с мышью (клик, двойной клик, перетаскивание) | ||
| Игры с использованием манипулятора мышь. | ||
| Знакомство с клавиатурой. | ||
| Десятипальцевый метод набора в слепую. Клавиатурный тренажер (буквы, цифры) | ||
| Обобщающий урок "Чему мы научились" | ||
4 четверть |
||
| 1. | План и правила. | |
| 2. | Исполнитель и система команд. | |
| 3-7. | Исполнитель "Карандаш" | |
| 8 | Обобщающий урок "Чему мы научились" | |
3-й класс
№ урока |
Тема (основные понятия урока) |
Примечание |
1 четверть |
||
| 1. | Введение. Инструктаж по ТБ. | |
| 2. | История счетных устройств и компьютерной техники. | |
| 3. | Компьютер и его основные устройства, назначение. | |
| 4. | Устройства ввода. Мышь и клавиатура. | |
| 5. | Служебные клавиши, их назначение. | |
| 6. | Верхний и нижний регистр. | |
| 7. | Клавиатурный тренажер (Большие и малые буквы, символы, знаки препинания) | |
| 8. | Обобщающий урок "Чему мы научились" | |
2 четверть |
||
| 1. | Понятие информации. Как мы ее получаем. | |
| 2. | Способы представления и передачи информации. | |
| 3. | Виды информации. | |
| 4. | Различные способы представления информации | |
| 5-6. | Ребусы, как способ представления информации. | |
| 7. | Обобщающий урок "Чему мы научились" | |
3 четверть |
||
| 1. | Графический рисунок. Мозаика (составление рисунков из готовых фигур: круг, квадрат, треугольник) | |
| 2. | Графические примитивы. | |
| 3-9. | Работа в графическом редакторе Paint. | |
| 10. | Обобщающий урок "Чему мы научились" | |
4 четверть |
||
| 1. | Алгоритмы. Способ представления. | |
| 2-3. | Исполнитель "Водолей". | |
| 4-5. | Исполнитель "Кузнечик". | |
| 6-7. | Исполнитель "Художник". Ханойская башня. | |
| 8. | Обобщающий урок "Чему мы научились" | |
4-й класс
№ урока |
Тема (основные понятия урока) |
Примечание |
1 четверть |
||
| 1. | Введение. Инструктаж по ТБ. | |
| 2. | Хранение информации на ПК. | |
| 3. | Файлы и папки. | |
| 4. | Создание папки, копирование, перемещение. | |
| 5. | Устройства хранения (дискета, диск, флэш-карты) | |
| 6. | Правила работы с дискетой, диском. | |
| 7. | Запись на дискету, CD, DVD. | |
| 8. | Обобщающий урок "Чему мы научились" | |
2 четверть |
||
| 1. | Информация и органы чувств. | |
| 2. | Информационные процессы. | |
| 3. | Передача информации | |
| 4. | Кодирование, как способ обработки информации. | |
| 5-6. | Криптография. | |
| 7. | Обобщающий урок "Чему мы научились" | |
3 четверть |
||
| 1. | Текстовые редакторы. | |
| 2. | Клавиатура. Назначение клавиш, верхний и нижний регистр, комбинации клавиш. | |
| 3. | Сохранение документа, запись на дискету. | |
| 4-8. | Работа в текстовом редакторе Блокнот, WordPad. | |
| 9. | Вставка рисунка. | |
| 10. | Обобщающий урок "Чему мы научились" | |
4 четверть |
||
| 1. | Алгоритмы. Свойства алгоритмов | |
| 2. | Виды алгоритмов. | |
| 3-7. | Исполнитель "Муравей" | |
| 8. | Обобщающий урок "Чему мы научились" | |
В своей работе я использую:
- Программно-методический комплекс "МИР ИНФОРМАТИКИ" разработан издательством "Учебная книга" (г. Екатеринбург) по заказу министерства образования Свердловской области (приложение 2).
- Программный комплект "Муравей и Компания", разработчик Дедова Л.В. http://circ.mgpu.ru/works/74/DedovaLV/index.htm, e-mail: larisa_dedova@mail.ru, dlv@oblcit.ru
- Интерактивный задачник "Алгоритмика 2.0". Учебно-издательский центр "Интерактивная линия". www.intline.ru , e-mail: ili@intline.ru
- Обучающая программа "Королевство криптографии", ЧГПУ, 2002 год
- Валединский В. "Основные понятия", Открытый мир, М, 1995 год
- Морозова Л. "Нарисуй-ка, клеточка за клеточкой", Издательство Быстров, М, 2006 год.
- Босова Л. Информатика 5-6-й класс, Бином, 2006.