Цели мероприятия:
- систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках;
- расширять кругозор учащихся; развивать речь и воображение;
- воспитывать интерес к чтению, чувство прекрасного;
- привить любовь к сказкам и их героям.
Оборудование: план-схемы остановок: “Кырлай”, “Лукоморье”; “Земля русских народных сказок”; выставка книг; макет дуба; выставка детских рисунков под названием “У Лукоморья дуб зеленый”; портреты Г.Тукая, А.С.Пушкина; уголок “Там-там новости” со знаменательными датами; предметные картинки: следы невиданных зверей, карета, сапоги, хрустальный башмачок, аленький цветочек, перо Жар-птицы, золотой ключик, яблочко, бочка, золотая рыбка, корыто, зеркало, петушок, чёртик, перо лебедя, белочка в хрустальном домике, прялка с веретеном, лук со стрелой, месяц, почтовый голубь, конверт с письмом, сундучок, яйцо, игла-зубочистка, поднос, полотенце, цепочка из желтой бумаги, татарский национальный костюм, русский национальный костюмы для Василисы Прекрасной и торговцев.
Предварительная подготовка: перечитать русские народные. сказки; сказки Г.Тукая “Шурале”, “Водяная”; А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о попе и его работнике Балде”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”, нарисовать рисунок к понравившейся сказке.
Ход мероприятия:
(Класс или зал оформлены вещами из сказок. На стенах – герои сказок).
Ведущий:
Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных и веселых.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
(Урок наш будет проходить в виде викторины. Поэтому мы разделились на две команды. За каждый правильный ответ, командам будет выдаваться магический кристалл).
Сегодня утром к нам прилетел почтовый голубь и принес письмо. Интересно, от кого оно? (вскрываем конверт, читаем).
“Похитил меня Кощей Бессмертный и заточил у себя в замке. Помогите, люди добрые!
Василиса Прекрасная”.
Что же делать, ребята? Вы готовы помочь Василисе Прекрасной? Тогда в путь! Но мы с вами должны всегда помнить, что у Кощея Бессмертного множество помощников со злыми умыслами, поэтому нам нужно искать Василису Прекрасную очень тихо и быстро, чтобы они не смогли нам помешать и сбить нас с верного пути. А начнем наши поиски с нашей родной земли
“Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай.
Даже куры в том Кырлае петь умеют... Дивный край!”
– Кому принадлежат эти строки?
/Г. Тукаю. В этом году ему исполнилось бы 120 лет со дня рождения/.
Послушайте, что он еще пишет об этом местечке.
“… Много здесь тропинок тайных и сокровищ, говорят.
Много здесь зверей ужасных и чудовищ, говорят...”
Кого автор имел в виду, говоря про ужасных чудовищ?/Шурале, водяную, пери, джинов/.
На наше занятие мы пригласили одного джигита, которому довелось повстречать в лесу чудище. Давайте послушаем его рассказ (заранее подготовленный ученик рассказывает отрывок из сказки “Шурале” на татарском языке, “Водяная” – на русском). (Отрывок из сказки “Шурале”)
“...Кто это? Беглый или джин? Или сам дух лесной?
Жуть берет-безобразен, какой-то немыслимый урод!
Нос кривой изогнут наподобие крючка,
Не прямы и руки, ноги-точно ветки-сучки.
Сверкают исподлобья глубоко запавшие глаза,
Страх нагонят, коль увидишь, не то, что ночью, даже днём.
Весь голый, очень тонкий, но с человеком схож,
На лбу рог – с палец наш средний длиной.
И не кривы пальцы, напротив очень даже прямы,
Но уродливы – с пол-аршина будет каждый...”
А вот еще одна история. Послушайте, пожалуйста, (отрывок из сказки “Водяная”)
“...На мостки, зачем – не знаю, оглянулся я в тоске...
Ведьма, ведьма водяная появилась на доске!...”
– Видал ли ты, джигит, кроме нечести, еще кого– нибудь? /Нет. Не приходилось/.
– Делать нечего, отправляемся дальше в путь. “Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей...” Может эти следы приведут нас к Василисе Прекрасной?
Игра “Там на неведомых дорожках”
(Условия игры: продвигаться будем по этим следам. Но для этого нужно вспомнить строку или несколько строчек из сказок А.С. Пушкина).
– Молодцы! В какое царство привели нас эти следы? /Лукоморье/
– Лукоморьем сейчас называют Пушкинский заповедник на Псковщине.
– Давайте заглянем туда и посмотрим, какие люди здесь живут.
Торговцы: Ой, вы, гости– господа,
Долго ль ехали сюда?
Наша ярмарка из сказок
Всех одарит мигом, разом.
Мы люди торговые,
Ребятушки бедовые.
Всем по сказке продадим
И кристаллом одарим.
Подходи, честной народ,
Ярмарка всех в гости ждёт!
Игра “Найди то, не зная что” (Условия игры объясняют торговцы).
- Найдите разложенные на столах сказочные атрибуты, относящиеся к сказкам А.С. Пушкина, (предметы спрятаны заранее: зеркало, яблоко, рыбка, петушок, белочка, чертик, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь). Как все предметы будут найдены, представители каждого класса, показывая предмет, называют сказку. За правильный ответ получают магический кристалл.
- “...Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:...”
Сейчас мы по порядку расскажем про все чудеса, с которыми мы встретились, а вы должны назвать сказочных персонажей и из каких они сказок.
1. “В избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, прямо к царю...” / “По щучьему веленью”/.
2. “ Кто-то за кого-то
Ухватился цепко:
Ох, никак не вытянуть!
Ох, засела крепко!
Но еще помощники скоро прибегут,
Победят упрямицу
Дружный общий труд”. / “Репка”/.
3. Одна девочка умудрилась находиться в одно и тоже время далеко и близко, высоко и низко, все видеть, все слышать... и ничего не кушать. /Маша и медведь”/.
4. Несчастного певца съел, казалось бы, доброжелательный зверь. /“Колобок”/.
5. Серый зубастый зверь обидел семерых маленьких деток. /“Волк и семеро козлят”/.
6. Старик и старуха плакали после проделки маленького зверька. А успокоились они тогда, когда взамен получили такой же предмет только другого цвета. / “Курочка Ряба”/.
7. Страшное существо, которое не боится смерти, заточил в своем замке прекрасную девушку. /“Кощей Бессмертный” или “Василиса Прекрасная”/.
Ведущий: Так вот, где надо искать Василису Прекрасную. Держим курс на землю русских народных сказок.
“...Гости низко поклонились,
Вышли вон и в путь пустились...”
Ведущий: Чтобы узнать, кто быстрее доберется до этой земли, проведем конкурс “Гонка за лидером”. (Условия игры: кто за 1 минуты даст больше правильных ответов).
Вопросы для первой команды
1. Назвать последовательно всех сказочных персонажей, с которыми встретился Колобок? /заяц, волк, медведь, лиса/
2. Сколько раз старик закидывал в море невод? /3 раза/
3. Как звали королевича из сказки А.С. Пушкина “О мертвой царевне”? /Елисей/
4. Кто из обитателей болота стал женой царевича? /лягушка/
5. Назовите имя девочки, которая растаяла, перепрыгивая через костёр. /Снегурочка/
6. Кому принадлежат слова: “Ваша мать пришла, молока принесла”? /маме– козе/
7.3акончи фразу:
“Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка Золотого....” /петушка/
8. В какой сказке встречается эта фраза:
“ Кто сидел на моем стуле и сломал его”? /3 медведя/
9. Кто из сказочных героев любил щекотать длинными пальцами до смерти? /Шурале/
10. В какой сказке встречается Молочная река, Кисельные берега? /“Гуси– лебеди”/
Вопросы для второй команды.
1. Назвать последовательно всех сказочных персонажей, с которые тянули репку.
/дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка/
2. Сколько сыновей было у царя из сказки “Царевна лягушка”? /3 сына/
3. В какой сказке встречается фраза: “Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся”? /Гуси-лебеди/
4. Кто из героев сказки А.С. Пушкина поёт песню “Во саду ли в огороде”? /белочка/
5. Кто превратился в козлёнка, испив воду из лужицы? /Иванушка/
6.Как звали девочку из сказки “Морозко”, которая была награждена золой и сажей? /Ульяна/
7.Каким зернышком подавился петушок в одной из русских народных сказок? /бобовым/
8.Кто оставил на мостках золотой гребешок? /Водяная/
9.Кому принадлежат слова: “Не садись на пенёк, не ешь пирожок!” /Машеньке/
10.Закончи фразу:
“Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова...” /Буяна/
Представителю, чья команда набрала большее количество магических кристаллов предоставляется возможность вскрыть сундучок и найти в нем предмет, где спрятана смерть Кощея Бессмертного (в сундуке лежат: зеркало, яйцо, зубочистка– игла). Переламывает иглу и выводит из Кощеего логова Василису Прекрасную.
Василиса Прекрасная: Здравствуйте, люди добрые! Я очень рада, что моё письмо долетело до вас, и вы откликнулись на мою просьбу (поклон). Спасибо, люди добрые! В знак благодарности примите от меня сладости.
Ведущий: А ты, Василиса Прекрасная, прими от нас музыкальный привет, (исполняется песня “Сказка” на мотив песни “Улыбка”).
1.Знай, от сказки хмурый день светлей.
Знай, от сказки в жизни чудо происходит.
Поделись ты сказкою своей.
Пусть она тебе друзей вокруг находит.
Припев:
И тогда наверняка
Ты увидишь Колобка .
И Снегурочка тебе во сне приснится.
Ну, а Бабушка Яга
Станет доброй навсегда.
Верь мне – это обязательно случится.
2. 3най, от сказки станет всем теплей.
И большим, и даже самым малым детям.
Так пускай все люди на земле
Сказкой, словно огоньком, себя согреют.
Припев: тот же.
Ведущий. Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь
Говорим мы: до свиданья,
До счастливых новых встреч!
Используемая литература:
- журнал “Дошкольное образование” №23(95) ноябрь, 2002 г. стр. 21-23 “Путешествие по сказкам А.С. Пушкина”
- журнал “Начальная школа” №11, 2002г. стр. 5-11 “По дорогам сказки”.
- журнал “Мурзилка” № 8, 2005г.
- газета “Педсовет” № 9, 2001г. стр. 16
- энциклопедия для детей “Все обо всем” т. 12 стр. 17-18, Москва 1996г.
- И.Г. Сухин “Хоббиты, добывайки, гномы и прочие” изд. “Новая школа” Москва 1994г.
- “Путешествие в “Совсем рядом” г. Йошкар-Ола,1997
- “Жар-птица” изд. “Урал– Пресс ЛТД” 1992г.
- Г. Тукай “Шурале”, г. Казань изд. “Мы и наше дело” 1994г.
- А.С. Пушкин “Сказки”, изд. “Урал– Пресс” 1992г.
- А.С. Пушкин “Стихи и сказки” изд. “Детская литература” Москва, 1971г.
- Г. Тукай “Стихи и сказки” изд. “Детская литература” Москва, 1966г.
- “Русские сказки от А до Я. “По щучьему веленью” изд. “Урал-Пресс ЛТД” 1993г.
- Журнал “Начальная школа” №18, 2003г. “Игры на разных предметах”.
- Журнал “Начальная школа” №41, 1999г. “Интеллектуальные игры”.
- Ред. Журнала “Марий Эл Учитель” “Школьные внеклассные мероприятия” г. Йошкар-Ола 1996г.