Упражнения в написании слов с буквами И, У, А после шипящих (игровой орфографический тренинг на уроке русского языка во 2-м классе)

Разделы: Начальная школа


Тема: Упражнения в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.

Цели: Формировать умение писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу, развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, память, воображение,

воспитывать у учащихся потребность изучать русский язык, взаимоуважение.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Все сумеем мы собраться

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

II. Постановка темы и цели урока.

- Сегодня продолжим изучать тему, начатую на предыдущих уроках.

- Что это за тема?

- Каждому школьнику необходимо научиться обнаруживать сочетания

букв ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в любых словах, даже если они длинные и трудные. Вот это важное дело и предстоит превратить на уроке в чудесное приключение.

III. Работа по теме урока.

- Куда бы отправиться за чудесами?

- Может в какую-нибудь чужую страну, где есть чародеи? Например в страну Чудинию. Почему такое странное название? Приезжие частенько задают такой вопрос. Во-первых, там живут чудинцы. Во-вторых, в Чудинии

есть зачарованный лес, а в зачарованном лесу, в самой чаще, живут чародеи.

Но по пути в эту страну вам нужно выполнить задания. Согласны?

Давайте прочитаем заклинание:
По щучьему велению,
По чайкиному хотению,
По ужиному приглашению-
Хочу очутиться в стране Чудинии!

Задание 1.

- Найдите в тексте и подчеркните слова, в которых встречаются сочетания

жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задание 2.

- Вставьте в слова нужные буквы (работа в парах)

ч.родей ч.десный встреч.ться
ч.деса зач.рованный ж.ть
приезж.е ч.дной оч.титься
ч.йка щ.чий  
  ч.жая  

- На какие вопросы отвечают слова каждого столбика?

- Запишите вопросы на свободных строчках каждого столбика.

- Придумайте слова, которые могли бы сочетаться со словами второго столбика.

Задание 3.

- Вставьте в слова пропущенные буквы. Пропуски в предложениях заполни подходящими по смыслу словами.

1.В Ч.динии живут________ч.динцы.

2.Ч.родеи живут в ___________.

3.Приезж.е ч.стенько спраш.вают ч.динцев: “Почему их страна называется __________?”

Задание 4.

Рассмотри карту Чудинии и вставь в названия на карте пропущенные буквы.

Страна Чудиния

IV.Физминутка

Задание 5. -А это страница древней чудинской летописи. Воспользуйся словариком, чтобы восстановить текст. В словах вставь пропущенные буквы.

Словарик: смельч.к, вооруж.ться боевым ш.лом, вскочить верхом на ж.рафа, помч.ться в бой, сражаться три ч.са, улож.ть на месте, замечательная победа.

- На главной площади города есть башня с каучуковой крышей. Под кры-шей висят живые часы. Часы смеются и плачут в зависимости от погоды и настроения жителей города. В день, когда чудинцы кончают точить ножи и резать кожи, часы звучат особенно празднично: отбивают начало Нового года.

На главную площадь приходят чародеи из чащи и творят чудеса. Чародеи облачаются в мантии и надевают белые перчатки, опускают волшебные палочки в чашки с клеем и склеивают между собой чудеса. Затем все усажи ваются на чурбачки под кустами шиповника и поют частушки.

Задание 7.

Найти в тексте слова с сочетаниями букв жи-ши, ча-ща, чу-щу ( 1 вариант-1абзац,

2 вариант- 2 абзац).

Частушки чудинцев делятся на кричалки, мычалки, смешилки, страшилки, бурчалки и ворчалки.

-Вот несколько любимых чудинцами праздничных куплетов

Чудинские частушки.

Как у наш.х у ворот
Чиж.к песенку поет,
Но никто не разберет,
Что же чиж.к там поет.
Мы ж.рафа повстреч.ли,
Уж.нать к себе позвали.
Любит он хлебнуть из ч.шки
Ж.рной сладкой простоквашки.
Разворч.лся старый еж.к:
“Не жалеют моих ножек.
Не хочу я танцевать.
Лучше буду выш.вать.
Хорош. у нас уж.,|
Их уж.мки так нежны.
А кривляки-малыши
Не бывают хороши.
Еж.к ч.сто топорщит иголки:
Притворяется злым- просто смех!
Но ж.вотик его не колкий,
Там пуш.стый и мягкий мех.
“Жи-жи-жи” да “ши-ши-ши”
Повторяю, бормоч..
“ча-ча-ча” да “щу-щу-щу”-
Захоч. и зауч.!

V. Самостоятельная работа.

-Вставьте, где нужно пропущенные буквы, а заодно попробуйте определить,

какая частушка к какому виду относится (задание по выбору).

VI. Итог урока:

- Над какой темой работали на уроке?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Как вы сегодня работали?

VII. Домашнее задание:

- Придумайте и запишите какую-нибудь частушку с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.