Тема: Упражнения в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.
Цели: Формировать умение писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу, развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, память, воображение,
воспитывать у учащихся потребность изучать русский язык, взаимоуважение.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Все сумеем мы собраться
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
II. Постановка темы и цели урока.
- Сегодня продолжим изучать тему, начатую на предыдущих уроках.
- Что это за тема?
- Каждому школьнику необходимо научиться обнаруживать сочетания
букв ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в любых словах, даже если они длинные и трудные. Вот это важное дело и предстоит превратить на уроке в чудесное приключение.
III. Работа по теме урока.
- Куда бы отправиться за чудесами?
- Может в какую-нибудь чужую страну, где есть чародеи? Например в страну Чудинию. Почему такое странное название? Приезжие частенько задают такой вопрос. Во-первых, там живут чудинцы. Во-вторых, в Чудинии
есть зачарованный лес, а в зачарованном лесу, в самой чаще, живут чародеи.
Но по пути в эту страну вам нужно выполнить задания. Согласны?
Давайте прочитаем заклинание:
По щучьему велению,
По чайкиному хотению,
По ужиному приглашению-
Хочу очутиться в стране Чудинии!
Задание 1.
- Найдите в тексте и подчеркните слова, в которых встречаются сочетания
жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Задание 2.
- Вставьте в слова нужные буквы (работа в парах)
ч.родей | ч.десный | встреч.ться |
ч.деса | зач.рованный | ж.ть |
приезж.е | ч.дной | оч.титься |
ч.йка | щ.чий | |
ч.жая |
- На какие вопросы отвечают слова каждого столбика?
- Запишите вопросы на свободных строчках каждого столбика.
- Придумайте слова, которые могли бы сочетаться со словами второго столбика.
Задание 3.
- Вставьте в слова пропущенные буквы. Пропуски в предложениях заполни подходящими по смыслу словами.
1.В Ч.динии живут________ч.динцы.
2.Ч.родеи живут в ___________.
3.Приезж.е ч.стенько спраш.вают ч.динцев: “Почему их страна называется __________?”
Задание 4.
Рассмотри карту Чудинии и вставь в названия на карте пропущенные буквы.
Страна Чудиния
IV.Физминутка
Задание 5. -А это страница древней чудинской летописи. Воспользуйся словариком, чтобы восстановить текст. В словах вставь пропущенные буквы.
Словарик: смельч.к, вооруж.ться боевым ш.лом, вскочить верхом на ж.рафа, помч.ться в бой, сражаться три ч.са, улож.ть на месте, замечательная победа.
- На главной площади города есть башня с каучуковой крышей. Под кры-шей висят живые часы. Часы смеются и плачут в зависимости от погоды и настроения жителей города. В день, когда чудинцы кончают точить ножи и резать кожи, часы звучат особенно празднично: отбивают начало Нового года.
На главную площадь приходят чародеи из чащи и творят чудеса. Чародеи облачаются в мантии и надевают белые перчатки, опускают волшебные палочки в чашки с клеем и склеивают между собой чудеса. Затем все усажи ваются на чурбачки под кустами шиповника и поют частушки.
Задание 7.
Найти в тексте слова с сочетаниями букв жи-ши, ча-ща, чу-щу ( 1 вариант-1абзац,
2 вариант- 2 абзац).
Частушки чудинцев делятся на кричалки, мычалки, смешилки, страшилки, бурчалки и ворчалки.
-Вот несколько любимых чудинцами праздничных куплетов
Чудинские частушки.
Как у наш.х у ворот Чиж.к песенку поет, Но никто не разберет, Что же чиж.к там поет. |
Мы ж.рафа повстреч.ли, Уж.нать к себе позвали. Любит он хлебнуть из ч.шки Ж.рной сладкой простоквашки. |
Разворч.лся старый еж.к: “Не жалеют моих ножек. Не хочу я танцевать. Лучше буду выш.вать. |
Хорош. у нас уж.,| Их уж.мки так нежны. А кривляки-малыши Не бывают хороши. |
Еж.к ч.сто топорщит иголки: Притворяется злым- просто смех! Но ж.вотик его не колкий, Там пуш.стый и мягкий мех. |
“Жи-жи-жи” да “ши-ши-ши” Повторяю, бормоч.. “ча-ча-ча” да “щу-щу-щу”- Захоч. и зауч.! |
V. Самостоятельная работа.
-Вставьте, где нужно пропущенные буквы, а заодно попробуйте определить,
какая частушка к какому виду относится (задание по выбору).
VI. Итог урока:
- Над какой темой работали на уроке?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Как вы сегодня работали?
VII. Домашнее задание:
- Придумайте и запишите какую-нибудь частушку с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.