Речевое развитие детей зависит от правильной организации и содержания работы над элементами фонетики и графики.
Основной вид упражнений развивающие фонетические способности учащихся, – фонетический (или звуковой) разбор. Цель его – характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам.
Усвоение способа фонемного анализа связано с рядом трудностей. Прежде всего вспомним, что звук невидим, мгновенен и летуч. Давно, замечено, что до обучения ребёнок, как правило, отличный фонетист. Как только ребёнок начинает обучаться в школе, он быстро запоминает и бойко отвечает: “Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем”. И в то же время он как раз и перестаёт слышать звуки. Вместе с началом обучения чтению возникает естественное стремление опереться на представление написанного слова, так как зрительный ряд человек воспринимает острее, чем звуковой. В результате ориентации на букву фонетика утрачивает для ученика свой предмет. Остаются разговоры о звуках, а сами звуки порой полностью отсутствуют. Характер ошибок говорит о том, что, получив задание анализировать звуки, ученик фактически ориентируется на представление написанного слова. Происходит “соскальзывание” на подмену звука буквой или на их смешение. Смешение звучания и написания ведёт к неразвитости речевого слуха, что неизбежно сказывается на всём последующем обучении языку. Поэтому психологи и методисты стремятся найти средства, которые позволили бы искусственно “остановить” звучащие слова и при этом обойтись без звуков. Отсюда разнообразные схемы, модели, условные значки, используемые на занятиях по фонетике.
Столкнувшись с трудностями фонетического разбора слова на начальном этапе его формирования, я разработала подвижную схему – модель звукового разбора слова.
Подвижная схема – модель одновременно является как наглядным, так и раздаточным материалом, на котором отрабатываются фонетические упражнения и с помощью которой происходит материализация звуковой формы слова.
Подвижная схема – модель для звукового разбора слова представляет собой двойную планку с окошечками (до 9 – 10 отверстий). Между планками пропускается вертикально подвижные ленты (по количеству отверстий) с цветными квадратиками, идущими последовательно друг за другом. Ленты свободно передвигаясь в двойной планке, изменяя цвет квадрата, тем самым образуют цветную модель звуков данного слова (см. рис. 1).
Доступность, простота в обращении подвижной схемы – модели и помогает:
– успешно формировать орфографический навык и фонематический слух;
– ученику “удерживать” объект звукового разбора и не “соскальзывать” на букву;
– концентрировать внимание;
– быстро и чётко получить сведения о степени усвоения материала всем классом и каждым учеником в отдельности, не требуя значительного времени;
– совершенствовать полученные знания, умения и навыки на протяжении всего курса обучения русского языка в школе;
– концентрировать внимание.