Компоненты интеграции: музыка, рисунки.
Цель: формирование представления о разнохарактерных пьесах.
Задачи:
1. Образовательная – научить определять разнохарактерные пьесы.
2. Воспитательная – воспитывать культуру, умение слушать, развитие кругозора.
3. Развивающая – знакомство с различными произведениями, разными по характеру.
Программа:
1. Ю. Чичков. Чарльстон.
2. И. С. Бах. Менуэт.
3. Э. Сигмейстер. “Поезд идет”.
Музыкальный материал для прослушивания:
1. Ю. Чичков. “Веселый слоненок”.
2. А. Спендиаров. “Колыбельная”.
Ход урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о разнохарактерных пьесах. Это значит, что мы будем слушать, играть и говорить о произведениях разных по характеру. Как вы думаете, какие произведения можно назвать разными по характеру?
Ученики: Такие произведения можно назвать контрастными.
Учитель: Послушайте два произведения и скажите можно ли назвать эти пьесы разнохарактерными (слушание произведений: Ю. Чичков. “Чарльстон”, И. С. Бах. “ Менуэт”). Что же у них разное?
Ученики: Менуэт – старинный, медленный танец.
Чарльстон – был рожден в Америке и это быстрый танец.
Эти произведения контрастны не только по характеру, но и по темпу.
Учитель: Я предлагаю вам послушать произведения в исполнении Киреу Владимира (Менуэт ре – минор И. С. Баха) и Алексеевой Инны
(Кабалевский “Полька”).
Чем отличаются эти произведения?
Какое произведение по темпу можно отнести к менуэту, а какое к чарльстону? (назвать прослушанные пьесы).
Ученики: они контрастны по характеру, менуэт – грустный, а чарльстон – веселый. По ладу, 1-ое произведение звучало в миноре, 2-ое в мажоре. 1-ое произведение можно отнести к “Менуэту” И.С. Баха, а 2-ое к “Польке” Д.И. Кабалевского.
Учитель: Прослушайте знакомое вам произведение и вспомните его
Название.
Ученики: Это звучала музыка А. Спендиарова “Колыбельная”.
Учитель: Почему музыка звучала тихо?
Ученики: Так как колыбельная звучит спокойно, нежно, ласково и поэтому по звучанию она звучит тихо.
Учитель: Я исполню произведение, но не скажу название. Попробуйте самостоятельно определить, что же происходит в этой музыке (исполняю Э. Сигмейстер “Поезд идет”).
Ученики: Это произведение называется “Поезд идет”, написал произведение композитор Э. Сигмейстер.
Учитель: Чем отличаются два последних произведения?
Ученики: Последние 2 произведения разные по характеру
Учитель: Будут ли эти произведения контрастны? (Определить темп,
Характер, динамику).
Ученики: Да, эти произведения контрастные. Последнее произведение звучало быстро, весело, задорно, и громко.
Учитель: Сейчас я вам исполню еще одно произведение, а вы скажите как бы вы назвали эту пьесу? (играю Чичиков “Веселый слоненок”).
Ученики: Эта пьеса похожа на веселого мальчика.
Учитель: А композитор Чичков назвал ее “Веселый слоненок”. К каким произведениям прослушанными на сегодня на уроке по характеру подходит “Веселый слоненок”.
Ученики: Д.И. Кабалевский, “Колыбельная” , Сигмейстер “Поезд идет”.
Итог урока:
С какими контрастными произведениями на уроке вы сегодня познакомились? (Назвать композитора и название произведения).
Домашнее задание:
Привести примеры контрастной музыки с названием пьесы и композитора. Нарисовать музыкальный контраст. Изобразить в рисунке пьесу Ю. Чичкова “Веселый слоненок”.