Тема: Цветы, как люди, на добро щедры. (Поделка открытки “Мимоза”).
Оборудование: – наглядные пособия (рисунки, поделки);
– ваза с цветами мимозы;
– иллюстрации цветов;
– наглядное пособие со стихотворением “Цветы, как люди, на добро щедры”;
– ТСО магнитофон, аудиокассета запись песни (“Нарву цветов и подарю букет…”)
– клей, ножницы, фломастеры;
– гофрированная бумага жёлтого цвета;
– лист альбомный, цветная бумага;
– карамель на палочке “Чупа-Чупс”.
Литература:
– очень любопытный журнал “Клёпа” № 3, 2005 г. (с. 28-29 Клёп-поделка. Открытка “Мимоза”);
– Мир цветов. – С. –Пб.: ООО Изд. “Тригон”, 2006,– 384 с.
Цель занятия: познакомить учащихся с историей красивого цветка Мимозы, обучить изготовлению поделки – открытки “Мимоза”.
Ход занятия.
1.Организационный момент (организационный настрой на работу).
2. Сообщение темы и цели занятия.
Жёлтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках … (мимоза)
3. Чтение стихотворения учителем:
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры. К. Жане.
Ни для кого не секрет, что человек – дитя природы. С самого первого появления его на Земле Мать-Природа вскармливала его своими плодами.
И значительную часть этих плодов человечество получало из мира растений.
Не будь растений – человечество не состоялось бы.
Не хлебом единым жив Gomo Sapiens! Чувство прекрасного никогда не покидало его. А что есть прекраснее цветущих лесов, садов, лугов? Поэтому человек, кроме пищи для тела, стал растить “пищу” для души: цветы и декоративные растения.
Уже со времён неандертальцев цветы использовались для украшения жилища, для жертвоприношений и различных обрядовых действий.
Цветы – источник вдохновения. Среди цветов смягчаются сердца, распускается нежность и доброта, раскрываются таланты. Цветы – это живая красота и благополучие в вашем доме, бальзам для души и продолжение жизни (с. 3-4).
4. Праздник цветов.
Жители французского города Канны празднуют в феврале рождение мимозы. Интересно проводится день мимозы и в Югославии. Начинается он шествием стрелков, которые выстрелами оповещают о начале торжества.
На площади начинают играть оркестры, а люди поют и танцуют, держа в руках веточки мимозы (с. 63).
Мимоза многолетнее растение. Стебель цветка достигает 50-60 сантиметров, цветки жёлтого цвета, величиной с небольшую горошину (бусинку). На веточке цветочков настолько много, что выглядят они как рассыпанные на ветке бусы.
Существует однолетнее растение под названием “Стыдливая мимоза”.
При малейшем прикосновении стебля листья мимозы поднимаются вверх, закрываются, словно мимоза смущается, стыдится. За что и получила название
“Стыдливая мимоза”.
5. Цветочный гороскоп
.Мимоза (20 февраля – 28 февраля).
Люди, родившиеся под этим знаком, сродни цветку. Отличаются повышенной чувствительностью, но они доброжелательны, умеют ценить гармонию. Мимоза переживает очень больно, если её недооценили. Она привыкла жертвовать собой, чтобы выполнить порученное ей и заслужить поощрение, пренебрегая отпусками больничными. Уютный семейный очаг и элегантная скромная одежда занимает в шкале ценностей этих людей не последнее место. Для того, чтобы преуспеть, им необходимо в любой ситуации сохранять оптимизм и относиться к жизни немного легче.
6. Восприятие цвета человеком.
Очень важно при создании цветников – правильный подбор растений по цвету.
Ведь цветочные растения, обладающие самой разнообразной окраской цветов и листьев, влияют на формирование колористической среды участка, а цвет воздействует на психику и эмоции человека. Если растения подобраны неправильно, то цветники оказывают раздражающее действие. Какой же цвет как влияет на психологическое и физиологическое состояние организма?
Красный – это цвет возбуждающий, он увеличивает мускульное напряжение, кровяное давление, ритм дыхания, стимулирует работу мозга, эффективен при депрессии. Но в больших количествах раздражает, вызывает агрессию.
Оранжевый – улучшает пищеварение, ускоряет ток крови, вызывает радость.
Жёлтый – стимулирует зрение, работу мозга, успокаивает психоневрозы, вызывает хорошее настроение, бодрость, в большом количестве может вызвать признаки морской болезни.
Зелёный – снижает кровяное давление, расширяет сосуды, облегчает невралгию, освежает, успокаивает.
Голубой – снижает мускульное напряжение, способствует замедлению пульса и ритма дыхания, успокаивает, но от длительного его восприятия появляется усталость.
Фиолетовый – увеличивает выносливость, но вызывает печаль, меланхолию, депрессию.
Сочетание жёлтого с оранжевым – воспринимается как активное, жизнерадостное,
с пурпурным – парадное, с зелёным – освежающее, жизнерадостное,
с белым – вялое, с синим – как успокаивающее.
Сочетание красного с фиолетовым – действует как вялое, с синим – динамичное, жизнеутверждающее, с жёлто-зелёным – активизирующее, с чёрным – угнетающее, с серым – тёплое, приятное.
Сочетание синего с оранжевым – возбуждающее, с зелёным – холодное,
с серым – неудовлетворённость.
Таким образом, людям раздражительным лучше не использовать для декоративного оформления в большом количестве растения красных и оранжевых тонов. На них будут благоприятно воздействовать, растения с синей и фиолетовой окраской.
7. Нарву цветов и подарю букет…
(использование ТСО: прослушивание аудиокассеты с песней)
Желание неплохое, только вот срывать, сламывать большинство цветков не рекомендуется. Срезайте их чистым, острым инструментом, стараясь не тянуть за стебель. Срез должен быть аккуратным и косым для лучшего поглощения влаги.
Прежде всего, срезая цветы, думайте об оставшемся растении, ему жить дольше отдельного цветка и жизнь эта не должна быть испорчена (с. 374-375).
8. Цвета сада в теории Фэн-Шуй.
Цвет – дело вкуса, поэтому Фэн-Шуй не настаивает на своих советах. Просто не стоит забывать, что цвета действуют не только на зрительные нервы, но и на психику человека в целом. А ведь атмосфера в вашем саду – дело ваших рук.
Розовый цвет символизирует мягкость и женственность, защиту и любовь. Именно об этом говорить нежные розовые цикламены, аристократические флоксы и пионы в саду. А роскошный розовый пион будет символом покоя и мира.
Красный цвет самый сильный из всех. Он первым бросается в глаза и несёт энергию, силы, страсть. Полезно смотреть на красные цветы, если вы устали.
Красных цветов достаточно – розы, герань, мак, пион, астры.
Белый – символ чистоты, добродетели, вдохновения. В Китае заметили, что люди, предпочитающие в оформлении сада белые цветы, честны, аккуратны и требовательны. Предпочтительны в тенистых местах и в зоне детей.
Оранжевый располагает к общению, делает людей открытыми и доброжелательными.
Жёлтый цвет в Китае священен. Это цвет огня, он благотворно действует на ум, придаёт уверенности в себе, служит источником радостного настроения и любви к жизни.
Зелёный цвет – символ уравновешенности и гармонии. Он успокаивает и лечит, освежает и придаёт силы. Зелёная листва в саду – вот лучший лекарь и друг садовода.
Синий цвет усиливает творчество, влияет на дружелюбие и вдохновение.
Голубой успокаивает, олицетворяя собой мир, мудрость, отдых. Не используйте его, если не любите наивности и простодушия.
Чёрные цвета в саду придадут ему загадочности и тайны. Только сильные и спокойные люди выносят его спокойно (с. 380-382).
9. Планирование работы (знакомство с последовательностью выполнения работы).
Для поделки вам понадобится: гофрированная бумага жёлтого цвета, альбомный лист, ножницы, клей, фломастеры, трубочка от “Чупа-Чупса” или стержень ручки. (Рис. 1)
1. Согните лист альбома пополам и на лицевой стороне нарисуйте веточки мимозы (только без цветочков). (Рис. 2)
2. Нарежьте гофрированную бумагу маленькими квадратиками размером 1*1 сантиметр. (Рис.3)
3. Нанесите клей на нарисованные веточки в том месте, где должны быть цветочки. Затем приложите квадратик бумаги к концу палочки и закрутите (Рис. 4).
4. Не снимая бумажку, приложите её к тому месту, где нанесён клей, и прижмите. После того как цветочек приклеился, уберите палочку (Рис. 5)
5. Обклейте все веточки таким образом. У вас получилось настоящая, пушистая мимоза. Теперь вы можете написать адресата, пожелания и украсить открытку различными узорами. Оригинальное поздравление готово! (Рис.6)
10. Оказание помощи учащимся учителем.
11. Выставка работ учащихся.
12. Подведение итога занятия.
13. Торжественное вручение сладких призов “Чупа-Чупсов”.
14. Приборка рабочих мест, организационное окончание работы.
(По вопросам иллюстративного материала, просьба обращаться к автору).