Разработка урока географии по теме: "План и карта" с компьютерной поддержкой. 6-й класс

Разделы: География, Информатика

Класс: 6


Использование ИКТ и в особенности мультимедийных возможностей компьютера позволяет в начале изучения географии как дисциплины развивать интерес к предмету, способствует наглядному представлению изучаемых явлений и помогает продуктивно и быстро проводить контроль знаний и умений учащихся.

На уроках кроме этого электронного ресурса используем авторские разработки в виде презентаций (Power Point), контрольных тестов по понятиям (Excel) и печатный материал (Word). Шестые классы изучают информатику, и уже на втором уроке географии с использованием ИТ учащиеся легко ориентировались в мультимедиа учебнике, сами выбирали материал для изучения, используя оглавление, выполняли практические задания по указанию учителя. Видеофрагменты, анимационные схемы повышают уровень восприятия познавательного материала.

Кроме того, при планировании урока большое внимание уделяется организации работы детей на уроке, предполагается смена деятельности учащихся, четко распределяется время на каждый вид деятельности. Использование ИТ не должно, однако, быть самоцелью, это только средство, помогающее урок сделать наиболее продуктивным. На уроке все подчинено главной цели, и кроме ИТ используются и другие технологии и виды работ: работа с картой, с планом с использованием чертежных инструментов (миллиметровая бумага, карандаш, линейка). Разработанная презентация является некоторым эстетическим и информационным фоном урока, сопровождающим его от начала и до конца. Такую же презентацию мы разработали для проведения классного часа “Люблю тебя, мой край родной!” к юбилею школы. В разработке презентации, подготовке материалов к ней принимали участие дети. Они же сами и проводили классный час, сопровождая слайды презентации рассказами об известных людях нашего края.

В статье приведен подробный конспект урока по теме “План и карта”.

Разработка урока географии в 6 классе по теме “План и карта” с компьютерной поддержкой

Тема урока: “План и карта”.

Вид урока: Обобщающий интегрированный (география-биология) урок по теме.

Цель урока: Обобщить и проконтролировать знания учащихся по теме.

Оборудование: класс на платформе Pentium 3 (9 рабочих мест), мульмедийный проектор, сканер, принтер.

Мультимедиа ресурсы: Мультимедийный учебник “География 6 класс”, собственная разработка – презентация “Урок-путешествие” [Приложение5].

Другое оборудование: большая карта Красноярского края на доске, атласы Красноярского края и миллиметровая бумага у каждого на столе, плакат-объявление (Word), карточки с тестами(Excel).

Ход урока:

I. Целевая установка на урок:

Учитель географии начинает урок:

– Сегодня на уроке обобщение и закрепление знаний по теме “План и карта”. Урок ведут два учителя: учитель информатики Галина Александровна и я.

Ребята! Вы обратили внимание на рекламный плакат? (показывает на плакат, который заранее был вывешен на двери класса). Туристическое Бюро “Пятерка.ru” набирает новых сотрудников на конкурсной основе:

  • топографов, которые должны знать условные знаки и уметь ориентироваться по азимуту;
  • картографов, умеющих составлять карту и определять по ней координаты пунктов и расстояние между ними;
  • проводников лесных троп, умеющих классифицировать растительный мир.

Вы должны показать свои знания и умения в этих областях, а помогать вам будет компьютер и карта.

II.

– Итак, давайте разработаем маршрут от г. Красноярска до самой южной точки Красноярского края. (Запускаем презентацию “Урок-путешествие” [Приложение5] на компьютере и проецируем на большой экран с помощью проектора).

По ходу путешествия будем делать остановки, с нами будут экскурсоводы, которым было дано домашнее задание. (Первые 3 слайда).

– К путешествию готовы? Тогда в путь!

– Определяем по карте Красноярского края координаты. (56° с.ш. 93° в.д.). Прикрепляем красный кружок на большую карту и обозначаем на миллиметровой бумаге точкой г. Красноярск – начало маршрута. Выбираем масштаб, наносим его на рабочее поле миллиметровой бумаги.

– Теперь садимся в экскурсионный автобус и отправляемся в путешествие на юг Красноярского края. В пути мы обращаем внимание на интересные и знаменитые места. Вот мы проезжаем удивительный уголок природы – заповедник “Столбы” (Слайд № 4). Попросим экскурсовода провести экскурсию.

Экскурсовод (ученик № 1):

– Столбы — государственный природный заповедник. Образован в 1925 г. Славится необычными скалами: Дед, Баба, Внучка, Перья и т.д.

Долгие тысячи лет
Дремлет здесь каменный Дед
Дрёму развеять сил нет
Сумрачный вечный запрет.

Кем околдован? Когда?
В Землю вросла борода,
В Жилах гранитных вода,
А меж бровей борозда.

Думой тревожной и древней,
Думает он или дремлет?

Учитель:

– Едем дальше (слайд № 5, проезжаем село Овсянка. Чем оно знаменито? (Астафьев).

– Экскурсовод (ученик № 2): Овсянка – родина известного писателя Виктора Петровича Астафьева. Он написал много замечательных книг: “Стародуб”, “Кража”, “Последний поклон”, “Пастух и пастушка”, “Царь-рыба”, “Зрячий посох”. Его книги переведены на многие языки. Виктор Петрович был автором сценария к художественным фильмам “Дважды рожденный”, “Звездопад”. Он Лауреат Государственной премии, Герой Соц. Труда, награжден орденом Красного знамени, Дружбы народов. Похоронен в этом селе.

Учитель: (слайд № 6).

А теперь мы в Дивногорске – городе гидростроителей. И следующий гид проводит свою экскурсию.

– Экскурсовод (ученик № 3): Дивногорск расположен на отрогах Восточных Саян на правом берегу Енисея. Ступенями спускается к реке. Город расположен в сорока километрах от Красноярска. В Дивногорске построена одна из самых мощных в мире ГЭС, первый в СССР судоподъёмник, есть музей истории строительства ГЭС и города. Город гидростроителей очень красивый.

Учитель: Едем дальше. Мы на Красноярском море, доехали до Шумихи. Наша первая остановка, выходим из автобуса. Вам предстоит сейчас пройти первое испытание на знание топографических знаков. Садитесь за компьютеры и выполняйте задание, используя карточку-инструкцию. На каждое задание дается определенное время, старайтесь его соблюдать.

Учащиеся садятся за компьютеры, открывают Мультимедиа учебник по географии, через оглавление находят нужный параграф и выполняют задание. В это время учитель следит за ходом работы и делает пометки в своем листе контроля знаний.

Учитель: Молодцы! Хорошо знаете знаки. Дальше наш путь продолжим на теплоходе по Красноярскому морю (слайд № 7). Следующая ваша задача заключается в том, чтобы помочь штурману теплохода правильно определить азимут. Учащиеся выполняют второе задание из мультимедиа учебника.

Учитель (слайд № 8). Теплоход пришвартовался к берегу в районе города Минусинска.

– Экскурсовод (ученик № 4): . Город Минусинск расположен в Минусинской котловине на правом берегу Енисея. В городе Минусинске есть музей имени Мартьянова. Николай Михайлович Мартьянов – ботаник, основатель музея. Благодаря ему, создано хранилище ботанических, археологических, этнографических и других коллекций, которые принесли мировую славу городу Минусинску. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже музею присуждены Диплом и серебряная медаль.

Учитель: Выходим на берег (пересаживаемся за столы) и определяем координаты г. Минусинска по карте края (Дети отвечают 53° с.ш. 91° в1ш. отвечают карте края.иваемся за столы) и определяем координаты г. . контроля знаний. края. .д.). Прикрепляем красный круг на большую карту. Используя атлас, определяем направление и расстояние от Красноярска до Минусинска, наносим на свой чертеж схематическое изображение нашего маршрута в соответствии с выбранным масштабом (слайд № 9).

Учитель: А сейчас вас ждет второе испытание – испытание картографов: за компьютером в мультимедиа учебнике (только в другом параграфе) определите координаты городов и произвольных точек на изображении глобуса. Учащиеся садятся за компьютеры и работают в соответствии с карточкой-инструкцией. Учитель фиксирует результаты.

Учитель. Продолжаем маршрут на автобусе (слайд № 10), проезжаем Шушенское.

– Экскурсовод (ученик № 5): Шушенское – посёлок городского типа. Расположен в устье реки Шушь на правом берегу Енисея. Широко известны уникальный историко-этнографический музей под открытым небом (бывший государственный мемориальный музей-заповедник “Сибирская ссылка Владимира Ильича Ленина). Село Шушь – место ссылки Ленина, который пробыл там 3 года в конце девятнадцатого века.

Учитель (слайд № 11): Путь продолжаем по Усинскому тракту до Каменного города – природного уголка скал, расположенного в Саянах недалеко от тракта. Дальше наш путь по лесным тропам: берем необходимое снаряжение и отправляемся в поход на самую южную точку Красноярского края – Куртушибинский хребет. Здесь вас ждет третье испытание. Слово руководителю проводников лесных троп – учителю биологии.

Учитель: “Ребята, перейдите в §49 “Леса умеренного пояса”, выберите пункт Практика. А теперь, просматривая изображения растительного мира России, выберите те, которые произрастают на юге нашего края и выпишите их в таблицу, классифицируя на деревья, кустарники и травы (работа в группах, если не хватит времени). Знаком “+” пометьте природоохраняемые растения”. После этого учитель собирает карту испытаний и проверяет работы.

Учитель географии: Итак, мы на южной точке края – хребет Куртушибинский (слайд № 12).

– Дети: “Ура! Мы достигли цели!” (аплодируют).

Учитель: Садимся за парты, определяем по карте координаты южной точки края (51° с.ш. 92° в.д.). Определяем расстояние от г. Красноярска до южной точки края в градусах и в километрах (5° и 487,5 км, слайд 13). На чертеже отмечаем наш маршрут от Минусинска до южной точки края.

Учитель: А теперь последнее испытание – тест по понятиям темы “План и карта” на 2 варианта. Проводим взаимопроверку этой работы, используя варианты правильных ответов на большом экране (Файл Excel “Тест по географии 6 класс”) и сообщив критерии оценок: 0 ошибок – оценка “5”, 1 ошибка – оценка “4”, 2 ошибки – оценка “3”, более 2 ошибок – “2”.

– Учитель делает краткий анализ испытания проводников лесных троп, предлагая учащимся ознакомиться с вариантами правильных ответов на большом экране (Файл Excel “Тест по географии 6 класс”). Подводит общий итог работы по классификации растений.

Далее учитель географии подводит общий итог работы, выставляет оценки за урок и с помощью информатики выдает удостоверения сотрудников фирмы “Пятёрка.ru”.

Учитель: запишите домашнее задание: разработать маршрут от Красноярска до северной точки Красноярского края с несколькими остановками, например: Енисейск, Дудинка, Норильск, Диксон. Сделать чертеж и определить расстояние в километрах и в градусах.

Урок завершается рефлексией учащихся:

– Понравился Вам урок?

– Что понравилось больше?

– С чем работали на уроке? (с картой, чертежом, компьютерной программой).

– Какие испытания понравились больше?

Учитель: Мы еще не раз будем работать с мультимедиа учебником, особенно на обобщающих уроках.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7