Цели:
- проследить и выявить взаимосвязь таких понятий, как Родина (Отечество) и род человеческий (семья) с исторической и социальной позиции;
- совершенствовать умения излагать свои мысли в устной и письменной форме, используя в речи языковые и речевые средства художественного стиля;
- совершенствование умения работать со справочной литературой,
- развитие логического мышления;
- воспитание патриотизма и любви к Родине, семье.
Средства обучения:
Ожегов С. И. и др. Толковый словарь русского языка:80 000 слов и фразеологических выражений /Русская академия наук. / - 4-е издание, дополненное. – М. ; Азбуковник, 1999.
Оборудование:
1. Объявление (Приложение 1)
2. Компьютер с программным обеспечением, мультимедийный проектор, аудио и видео магнитофоны, видеофильмы: “Брестская крепость” и “Чистилище”; аудиозаписи песен: “Я, ты, он, она вместе целая страна”, “Разговор с портретом”, “Родительский дом”; мультимедийные презентации.
3. Выставка фотоматериалов и других реликвий из семейных альбомов учащихся.
Ход урока (Приложение 2)
Лексико-словообразовательная работа со словами семья, род, Родина.
1. Театрализованное представление рассказа В. А. Сухомлинского “Безродный дятел”.
В одной веселой, радостной роще жили дятлы. У каждого из них было гнездо. Летом в гнезде появлялись маленькие дятлы, и родители учили их находить жуков под корой деревьев.
Жил в роще один беззаботный дятел. У него не было ни гнезда, ни дятлихи. Летал он себе летом, песни пел, жуков искал, а на зиму перелетел в другую рощу. Все дятлы удивились и спрашивают:
– Откуда ты прилетел, дятел? Где твоя роща? Где твоя дятлиха? Где твои детки?
Беззаботный дятел в ответ застучал клювом по дереву и запел:
– Я певун, я летун, беззаботный говорун. Где хочу – бываю. Где хочу – летаю. Нет у меня дятлихи, нет у меня дятлят. Лучше жить без забот, вот так!
Дятлам стало ясно. Они сказали:
– Если у тебя нет ни дятлихи, ни дятлят, значит, нет у тебя и своей рощи. Ты безродный дятел!
С тез пор беззаботного дятла так и называют – безродным.
2. Ответы на вопросы (устно).
А) Почему дятла называют безродным?
Б) Что есть у человека?
В) Для чего человеку нужна семья? Родина?
3. Подбор однокоренных слов и синонимов к слову род.
Род | родственники | родословная | народ | Родина |
Семья | Отечество, государство? |
4. Мини-сочинение-размышление.
I. Вариант: “Есть ли история у государства (Родины), если есть, то какие события можно включить в его историю”?
II. Вариант: “Что я понимаю под словом Родина”?
Индивидуальная работа с толковым словарём.
Задание. Используя словарь, объясните лексическое значение следующих слов: революция, коллективизация.
5. Прослушивание мини-сочинения I варианта.
6. Рассказ учителя истории о главных исторических событиях, происходивших в России в XX веке, с использованием иллюстративного материала и заполнением таблицы.
Вехи истории России XX века | Основные события в жизни семьи |
7. Прослушивание мини-сочинения II варианта: “Что я понимаю под словом Родина”?
8. Чтение наизусть стихотворения В. Бокова “Откуда начинается Россия”?
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен с ней, – Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.
9. Физминутка (танец) “Я, ты, он, она вместе целая страна”.
10. Заочная экскурсия по г. Искитиму на фоне чтения наизусть стихотворения О. Пономарёвой “Мой город”.
Есть города красивы и велики:
Москва, Сорренто, Иерусалим.
Как дивный сон, светлы и яснолики,
Легки узором, как прозрачный дым.
Мой город маленький, на карте незаметен,
И с высоты почти не различим.
Но он живет, живет на белом свете
Трудяга – город Искитим.
Здесь каждый дом и улица знакомы.
И клены в парке дороги до слез.
И тропка, что ведет к родному дому,
И ветви наклонившихся берез.
И в шуме улиц слышится родное,
Такое, что в словах не передать.
Среди снегов, дождей, ветров и зноя
Живет мой город, всем другим под стать.
Провинциал конечно, не столица,
Но есть в нем та особенная стать,
С которой можно только лишь родиться.
И жить с ней вечно, – и не умирать.
Постановка проблемного вопроса
Каким образом история семьи может быть связана с историей государства?
Самостоятельная работа (на литературном и историческом материале)
Задание для учащихся. Прослушайте рассказ бабушки, сообщения одноклассников и внесите во 2 часть таблицы “Основные события из жизни семьи”
1. Мини-спектакль “Бабушка и внуки” (за основу взята поэма Н. Некрасова “Русские женщины”)
Проказники внуки! Сегодня они
С прогулки опять воротились:
– Нам, бабушка скучно! В ненастные дни,
Когда мы в портретной садились
И ты начинала рассказывать нам,
Так весело было!
– Родная, ещё что-нибудь расскажи.
По углам уселись. Но их прогнала я:
– Успеете слушать; рассказов моих
Достанет на целые томы,
Но вы ещё глупы: узнаете их,
Как будете с жизнью знакомы!
Я все рассказала, что можно сказать
По вашим ребяческим летам –
Сейчас же идите, родные, гулять
А время придёт, приобщу я вас всех
К великим и малым семейным секретам.
И вот, не желая остаться в долгу
У внуков, пишу я записки,
Для них я портреты людей берегу
Которые были мне близки.
Я им завещаю награды, письмо,
Что с фронта в Сибирь прилетело
Конечно, хозяев уж нету давно,
Но я сохранить всё сумела.
Я им завещаю и старый кисет.
Пускай берегут его свято.
Табак в нём держал их молоденький дед
Ему подарили ребята.
– Ну, что же ты, бабушка!
– Нам расскажи!
– Узнать про кисет интересно
– Ну, ладно, внучата, поведаю вам
Лишь то, что самой мне известно.
Родилась я, милые внуки мои,
В Курганской старинной деревне.
Любимая дочь я была у семьи
Наш род не богатый, но древний.
2. Рассказ из истории семьи с показом фотографий из семейного альбома.
Продолжение мини-спектакля, слайд-программа “Сибирь”.
Вот так оказались в Сибири,
Где леса бескрайние шири,
Где ветры гуляют и пляшет пурга.
Но честь родовая и здесь дорога.
Её, как винтовку, берёг мой отец
Всю жизнь не любивший покоя боец.
Творя чудеса, девятнадцати лет
Он был полковым командиром
Он мужеством добыл и лавры побед,
И почести, чтимые миром.
Воинская слава его началась
Японским и финским походом
Но память о нём нераздельно слилась
Со страшным сорок первым годом!
3. Показ фрагмент видеофильма о Великой Отечественной войне 2-3 минуты.
4. Рассказы из истории семьей о событиях военного времени
(Продолжение мини-спектакля)
Отцовскую славу продолжил мой муж.
Спокойный всегда северянин
С душманами в битву не раз он вступал
В далёком, чужом нам Афгане.
5. Рассказ из истории семей с показом фотографий из семейных альбомов.
6. Прослушивание песни “Разговор с портретом”.
Мужчинам помнить след,
Когда они грядущего достойны,
Что искони наследников на свет
Мы, женщины, рождаем, а не войны.
(Продолжение мини-спектакля)
Недолго всем вместе пожить нам пришлось:
В то время уж старшенький Лёша подрос.
И снова в истории наша семья,
А пункт назначенья сынишки Чечня.
7. Показ фрагмента из фильма “Чистилище” 2-3 минуты
(Продолжение мини-спектакля)
Там жизнь его долгим сраженьем была
Походы мы мысленно с ним разделяли
И в месяц иной не запомним числа,
Когда б за него не дрожали.
Нет писем – одно утешение “Ждать!”
И ночи не спит поседевшая мать.
8. “Низко кланяюсь я матери моей”
(звучат стихи и сочинения учащихся о мамах).
(Продолжение мини-спектакля)
Ничем себя возвысить не хочу.
Я только ветвь на дереве могучем.
Шумит оно, когда клубятся тучи, –
И я шумлю… Молчит – и я молчу.
Оглядываясь с гордостью назад:
Прекрасно родовое древо наше. (С. Викулов)
ИТОГ УРОКА.
1. Соотнесение записей в первой и во второй части таблицы.
2. Решение проблемного вопроса.
3. Обращение к высказываниям исторических личностей. (Приложение 2)
11. Литературно-музыкальный монтаж
Известно всем: отец и мать –
Любой семьи начало
И чтобы долг им свой отдать
Всей нашей жизни будет малоДрузья! Прошу вас, умоляю,
Не забывайте “прадедов” своих
И лишь одно сказать желаю:
“Пусть ваши дети помнят их”.Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие!
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
“Храни огонь родного очага!”
Звучит песня “Родительский дом” в исполнении участников урока.