Цель: воспитание интереса к математике через игровую деятельность.
Задачи:
- Продолжить формирование интереса к математике; обобщить и систематизировать полученные знания через положительные эмоции и соревнование, которое повышает самоконтроль учащихся, приучает их к соблюдению установленных правил, а главное хорошо активизирует мыслительную деятельность.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг другу, любознательность и интерес к окружающему.
- Развивать мышление, наблюдательность, взаимопомощь, сообразительность, чувство товарищества.
Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, электронная презентация (приложение 1).
Ход проведения игры
Класс делится на 4-5 групп по 5-6 человек. Игра проводится в IV тура. Вопросы I и III тура обсуждаются в группах вслух. Выбирается правильная версия ответа. По истечении времени табличку с номером поднимает капитан группы.
Во II и IV турах каждый участник группы работает самостоятельно. После чего результаты работы участников группы объединяются. Отчет о работе дает тоже капитан.
На каждый вопрос I и III туров отводится 30 секунд. На подготовку ответов во II и IV турах отводится по 1 минуте.
Игра сопровождается электронной презентацией (приложение 1).
I тур. Математические термины
- отрезок;
- перпендикуляр;
- диаметр;
- ромб;
- биссектриса;
- угол;
- окружность;
- радиус.
Предлагаемые вопросы и ответы
- Можно сказать, что это самая простая
геометрическая фигура после точки, прямой, луча и
отрезка.
(Ответ. Геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки – это угол. Правильный ответ – 6) - Термин, который происходит от латинского
“делящий пополам”.
(Ответ. “диа” – два, “метрио” - измеряю – это диаметр. Правильный ответ – 3) - Она рассекает надвое.
(Ответ. От латинского “бис” и “сектио” - рассечение. Это биссектриса. Правильный ответ - 5) - По другому можно сказать маятник или отвес.
(Ответ. Маятник и отвес всегда расположены перпендикулярно поверхности Земли. Это перпендикуляр. Правильный ответ – 2) - Название этой фигуры происходит от греческого
слова, обозначавшего детскую игрушку – волчок,
юлу.
(Ответ. На волчок становится похож ромб, если его поставить на острый угол. Итак, это ромб. Правильный ответ – 4) - Евклид и большинство древнегреческих
математиков пользовались этим словом. А мы
заменяем его словом “диагональ”. Какой термин
использовали ученые до XVIII века?
(Ответ. “Диагональ” от латинского “идущий от угла к углу”; “диаметр” - от латинского “делящий пополам”. Это диаметр. Правильный ответ – 3) - В древности не было и этого термина. Поэтому
Евклид и другие ученые говорили просто “прямая
из центра”. А с латыни этот термин означает
“спица в колесе, луч”.
(Ответ. Этот термин впервые встречается в XVI веке. А французский математик Франсуа Виет писал: “это элементарное слово” - “радиус”. Правильный ответ - 8)
Известные математики
- Лонардо Фибоначчи
- Эварист Галуа
- Мухаммед аль–Хорезми
- Рене Декарт
- Герон Александрийский
- Исаак Ньютон
- Эратосфена
- Пифагор Самосский
Предлагаемые вопросы и ответы
- В 1637 году этот известный французский математик
ввел общепринятое в настоящее время обозначение
степени числа: а2, а3, а4, … Кто
он?
(Ответ. Он же ввел современные знаки для переменных и неизвестных величин (x, y, z, …) и для коэффициентов (a, b, c, …) – это Рене Декарт. Правильный ответ – 4) - Сын Мусы известен тем, что написал
“Арифметический трактат”. Кто он?
(Ответ. Абу Абдулла Мухаммед бен Муса аль-Маджуса аль-Хорезми – с его именем связано одно из основных понятий в информатике. Правильный ответ - 3) - Вначале этот великий ученый-математик был
известен как победитель Олимпийских игр.
(Ответ. Нам он больше известен по теореме, которая носит его имя – теорема Пифагора. Конечно, это Пифагор Самосский. Правильный ответ – 8) - В III в. до н.э. Архимеду удалось установить
формулу, которая позволяет вычислять точно
площади любых треугольников, если известны их
стороны. Но эта формула носит имя другого
великого математика. Какого?
(Ответ. В своем наиболее важном геометрическом произведении “Метрика” этот математик излагает доказательство этой формулы. Она носит имя Герона Александрийского. Правильный ответ – 5) - Он прожил 20 лет, всего 5 из них занимался
математикой. Математические работы,
обессмертившие его имя, а занимают чуть более 60
страниц. Кто он?
(Ответ. Трагической и короткой была яркая жизнь французского математика Эвариста Галуа. Правильный ответ – 2) - Кому принадлежит известный способ отыскания
простых чисел?
(Ответ. Во времена Эратосфена писали на восковых дощечках, а вместо того, чтобы числа вычеркивать, дощечку в нужном месте прокалывали. Отсюда и название способы – “решето Эратосфена”. Итак, это древнегреческий ученый Эратосфен. Правильный ответ – 7) - Одной из важнейших заслуг этого математика
явилось введение общих методов графического
решения уравнений, которые основываются на
применении изложенного им метода координат.
(Ответ. Этот метод связывает геометрию с алгеброй. А система координат называется декартовой. Рене Декарт этот математик. Правильный ответ – 4) - Ученый физик и математик, открывший основные
законы движения тел и закон всемирного
тяготения. Кто он?
(Ответ. Английский ученый Исаак Ньютон. Его работы в области высшей математики открыли новую эпоху в математике. Правильный ответ – 6) - Великий ученый, который однажды воскликнул:
“Числа правят миром!”. Кто он?
(Ответ. Это Пифагор Самосский. Правильный ответ – 8) - Чье имя носит последовательность чисел 1, 1, 2, 3, 5,
8, 13, 21, 34, …?
(Ответ. В 1202 году итальянским математиком Леонардо Фибоначчи была написана “Книга абака”. Он разработал самостоятельно некоторые новые алгебраические примеры решения задач и первый в Европе подошел к введению отрицательных чисел. Итак, это Леонардо Фибоначчи. Правильный ответ – 1)
II тур
Вытягиваются 10 букв. На каждую выпавшую букву нужно записать слово, связанное с математикой.
Например: А, В, Г, М, Н, О, С, У, Ф, Я.
Возможные варианты слов:
- Абсцисса
- Вершина
- Гипотенуза
- Метр
- Ноль
- Окружность
- Сектор
- Угол
- Фигура
- Ярд
III тур. Логическая цепочка
1.
Я утверждаю, что все эти четырехугольники – параллелограммы. Опровергните мое утверждение. Какой многоугольник не является параллелограммом?
(Правильный ответ – 3)
2.
Евклид | Паскаль | Фалес | Архимед |
1 | 2 | 3 | 4 |
Мне кажется, что это фамилии древнегреческих ученых-математиков. Так ли это? Есть ли среди этих имен имя негреческого математика?
(Ответ. Блез Паскаль – французский математик XVII века. Правильный ответ – 2)
3.
биллион | триллион | септиллион | секстиллион |
1 | 2 | 3 | 4 |
Я думаю, что расположила эти числа в порядке возрастания. Так ли это? Где нарушена цепочка?
(Ответ. Биллион (миллиард) = 109, триллион = 1012, септиллион = 1024, секстиллион = 1021. Правильный ответ – 3<—>4)
4.
Cофья Жермен | Софья Ковалевская | Гипатия | Мария Аньези |
1 | 2 | 3 | 4 |
Кто лишний в этом ряду женщин-математиков?
(Ответ. Софья Ковалевская – выдающаяся русская женщина-математик. Правильный ответ - 2)
5.
Где я нарушила логическую цепочку?
(Ответ.
6.
1 2 4 6 1 2 3 4
Какое число нарушает эту логическую цепочку?
(Ответ. 1 = 20, 2 = 21, 4 = 22, 6 ? 23. Правильный ответ – 4)
7. Русские неметрические единицы:
миля | верста | десятина | вершок |
1 | 2 | 3 | 4 |
Какая единица нарушает этот логический ряд?
(Ответ. Миля, верста, вершок – единицы длины, десятина = 2 400 кв.саженям – единица площади. Правильный ответ – 3)
8.
весна | лето | осень | зима |
1 | 2 | 3 | 4 |
Я думая, что времена года расположены по возрастанию их продолжительности. Где я напутала?
(Ответ. Весна – 92 суток 19 часов, лето – 93 суток 15 часов, осень – 89 суток 19 часов, зима – 89 суток 0 часов. Правильный ответ - 2 <—> 1)
IV тур
Из букв, входящих в слово пентограмма составить как можно больше слов.