Формирование толерантных качеств образовательной среды: методология, целеполагание и актуализация (взгляд школьного социолога)

Разделы: Администрирование школы


Школа является своего рода центром сообщества.
В школе происходит прогнозирование и планирование
будущего, через школу сообщество формулирует
и утверждает собственные перспективы.

Бетти Э. Риэрдон

Современное российское общество характеризуется нарастающим количеством социальных, экономических, политических и культурных противоречий. Жизнь общества становится подверженной настроениям нетерпимости, которые связаны с возрастающими культурными, религиозными, социальными различиями между людьми. Преодоление данной ситуации, в частности, формирование толерантности в качестве ценностной и мировоззренческой установки у школьников, становится актуальной задачей системы современного образования. Именно школа оказывается тем пространством взаимодействия, той актуальной средой, которая ответственна за формирование толерантности в обществе. Основная идея любых мероприятий по формированию толерантных качеств образовательной среды заключается в том, чтобы создать условия для развития ценностных качеств личности школьника. Акцент при этом делается на те качества личности, которые помогают ценить культурное и социальное различие между людьми, воспитывают терпимое, толерантное отношение к окружающим. Следует заметить, что формирование личности невозможно без создания соответствующей среды, благоприятной для развития мировоззренческих установок школьника. Поэтому в данном случае целесообразно использовать комплексный подход, заключающийся в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации школы, учащихся, их родителей, общественных организаций города.

Формирование толерантных качеств образовательной среды подразумевает реализацию целой последовательности мероприятий по созданию условий для развития личности школьника. Поэтому можно сказать, что подобное формирование преследует, прежде всего, личностно-ориентированную цель, которая заключается в необходимости локализации “очагов нетерпимости”, расширении мировоззренческих и ценностно-ориентационных горизонтов личности школьника. Под “очагами нетерпимости” мы имеем в виду те реальные противоречия, которые существуют в современном обществе и которые являются предметом анализа в контексте толерантности. Речь идет не только о религиозных, этнических и культурных противоречиях, характеризующих современную социально-политическую напряженность в обществе, но также об имущественном неравенстве между людьми, возрастными и профессиональными различиями, а также о презрении к маргинальным слоям населения. Процесс локализации описанных “очагов нетерпимости” можно представить как последовательную реализацию следующих задач:

  • повышение социальной зрелости учащихся;
  • развитие ценностно-ориентационной сферы принятия решений;
  • мотивация полноценного участия в жизни общества;
  • разработка механизмов сотрудничества с учащимися, которые будут основаны на понимании и признании культурного и социального разнообразия в обществе;
  • обогащение внутреннего опыта учащихся новыми моделями толерантного поведения.

Кроме личностно-ориентированной цели, формирование среды предполагает и социально-ориентированную обусловленность. Данная обусловленность связана со сложным процессом создания адекватной потребностям общества среды, благоприятной для развития толерантных качеств личности. Под первичным, базовым аспектом данной социальной среды мы выделяем пространство образовательной среды школы. Именно школа оказывается той первичной “ячейкой общества”, в которой происходит, собственно говоря, проверка личности на толерантность. Не отрицая значимости семьи для формирования толерантности отдельной личности, следует подчеркнуть одно важное обстоятельство. Как показывают проведенные нами социологические исследования, школьник воспринимает собственную семью как данность, которая такова, какова она есть. То есть, ему не приходит в голову заниматься радикальной перестройкой данной среды, ведь “родителей не выбирают”, так же, как не выбирают систему моральных, нравственных или ценностных ориентаций своей семьи. Совсем иначе дело обстоит в социальной среде школы, здесь у ребенка появляется выбор: с кем дружить, кого ненавидеть и что можно изменить в целом. Задача школы в этой ситуации заключается в том, чтобы обеспечить необходимую множественность выбора, чтобы у школьника был целостный, плюралистический взгляд на школьную среду. Данная задача затрагивает всех субъектов социального пространства школы, и педагогов и администрацию школы, и прочих сотрудников, поэтому условно ее можно разделить на ряд следующих операций:

  • осознание и проблематизация границ школы в качестве пространства по формированию толерантности;
  • поиск необходимых для развития среды внутренних ресурсов: актуализация и мобилизация усилий и жизненного опыта педагогов;
  • привлечение внешних ресурсов среды: установление связей с родителями, общественными организациями города, другими образовательными общностями;
  • структурно-функциональная организация образовательной среды школы, которую можно рассмотреть в качестве механизма взаимодействия систем и подсистем;
  • создание системы социологического изучения и мониторинга среды на каждом этапе ее изменений для получения адекватной картины происходящего и принятия административных решений;
  • создание устойчивых стратегий работы с личностью школьника по адаптации к социальной среде и выходу на новые мировоззренческие горизонты.

Формирование толерантных качеств образовательной среды – это сложная организационная задача для администрации школы, которую можно решить только системным способом, с обязательным включением проектировочной деятельности. “Проективность” в данном случае подразумевает не только возможность предвидения будущего для школы как целостной социальной системы, в которой задействовано большое количество людей, но также операцию по моделированию “желаемого положения вещей”. Прогностическая и моделирующая деятельность администрации школы в рамках процесса формирования толерантности среды может пониматься как процесс приведения образовательного пространства школы в соответствие с некоторой моделью “желаемого положения вещей”. Следует заметить, что образ данной модели имеет довольно широкий спектр интерпретации, его формирование определяется общей ситуацией готовности школы к переменам, социальной мобильностью педагогов, дальнозоркостью администрации школы. Во многом модель “желаемого положения вещей” определяется социальным заказом и может быть изучена и актуализирована в рамках комплексного социологического исследования. Поскольку модели могут иметь различное, иногда прямо противоположное наполнение, трудно предложить универсальную последовательность мероприятий по реализации той или иной модели. Однако можно определить ключевые организационные моменты, на которые следует обратить внимание администрации школы при работе в данном направлении:

  • изучение и анализ ситуации в школе (состояние толерантности);
  • обнаружение и проблематизация “очагов нетерпимости”;
  • мобилизация ресурсов для изменения существующей ситуации (определение возможностей школы);
  • развитие ресурсов (обучение педагогических кадров);
  • создание условий для “желаемой ситуации” (пробное внедрение элементов новой системы отношений);
  • формирование новой (толерантной) среды на основании успешности предварительных результатов;
  • мониторинг происходящих изменений, включающий социологический и педагогический анализ;
  • системный анализ результатов деятельности;
  • практическое сопоставление достигнутого и модели “желаемого положения вещей”.

В целом можно сказать, что такой неоднозначный процесс, как формирование толерантности образовательной среды с неизбежностью подразумевает системность в приложении усилий для изменения существующего положения вещей. Поэтому важным предварительным этапом, имеющим, прежде всего методологическую значимость, является процесс целеполагания, то есть определение и актуализация основных целей и задач любой деятельности администрации школы. В своей работе мы предложили три группы целей: личностно-ориентированную, социально-ориентированную и организационную, каждая из которых затрагивает определенный аспект общей ситуации формирования среды. Цель в данном случае включает в себя не только сугубо проектировочную деятельность администрации по прогнозированию результатов, моделированию желаемой ситуации и мониторингу происходящих изменений. Формулирование цели и целеполагание как важный методологический этап включает в себя также и планирование достижений в развитии школы как среды для формирования личности школьника, что можно назвать также актуализацией личности в толерантной среде. Как правило, исследователями выделяются следующие аспекты формирования “толерантной личности”, которые можно назвать ориентацией по целям в процессе актуализации:

  • развитие системы ценностей (ценностное воспитание), речь идет, прежде всего, о ценности жизни, достоинства, другого образа жизни;
  • развитие способности решать конфликты, понимать их неизбежность и в то же время продуктивность (работа в коллективе);
  • развитие мышления, широты взглядов на мир: моральная рефлексия, критическое мышление, множественность “истин”;
  • идея автономной личности, способной самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них;
  • идея сообщества (совместного общества, построенного на общении), идея совместности, сотрудничества;
  • развитие чувства принадлежности (культурные и социальные ценности общества), идея идентичности личности;
  • соблюдение границ: осознание собственных (идентичность) и признание чужих (их права на жизнь и достоинство).

Создание условий для перечисленных аспектов развития личности и есть результат формирования толерантных качеств образовательной среды. Вполне очевидно, что формирование личности происходит в определенной социальной и информационной среде, поэтому изменение значимых качеств данной среды с неизбежностью ведет и к изменению поведения личности. Отчасти верно и обратное, изменение поведения отдельной личности и особенно, достаточно большой группы индивидов (так называемой “критической массы”) приводит к качественным изменениям среды на информационном или фактическом уровне. По сути, меняется модель социального взаимодействия, происходит движение от конфликтных и неудачных стратегий поведения к успешным, продуктивным, толерантным моделям взаимодействия. Поиск, актуализация и внедрение данных моделей толерантного поведения и взаимодействия в обществе – достойная задача не только для школы как особого социального пространства, но и для общества в целом, ведь именно успешностью подобных действий определяется наше будущее в качестве граждан России и мирового сообщества.