Урок-игра "Знакомство с физикой"

Разделы: Физика


Цель: Познакомиться с учащимися и заинтересовать их предметом. Выяснить, что они знают к сегодняшнему дню. Повторить в игровой форме материал, который является базой для начала изучения курса физики, заинтересовать ребят.

Участники: 3 команды (семиклассники).

Первый тур.

“Отгадай загадку”.

Он в Москве, я в Ленинграде
В разных комнатах сидим
Далеко, а буд-то рядом
Разговариваем с ним. (телефон)

Чудо – птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд. (ракета)

В нашей комнате одно
Есть волшебное окно.
В нем летают чудо – птицы,
Бродят волки и лисицы,
Знойным летом снег идет,
А зимою – сад цветет.
В том окне чудес полно
Что же это за окно? (телевизор)

Сначала – блеск,
За блеском – треск,
За треском – плеск. (гроза – молния, гром и дождь)

Что с земли не поднимешь? (тень)

Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит. (эхо)

Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже
Тем дождик ближе. (туча)

Цветочное коромысло
над лесом повисло  (радуга)

Белый дым тянул за чуб,
раскачал на поле дуб,
застучал в ворота.
Эй откройте!
Кто там? (ветер)

Летит - молчит. Лежит – молчит.
Когда умрет, тогда заревет. (снег)

И в огне не горит, и в воде не тонет. (лед)

Что за звездочки чудные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (снежинки)

Железный острый нос
В землю врос.
Роет, копает,
Землю разрыхляет. (плуг)

Две сестры качались,
правды добивались.
А когда добились,
То остановились. (весы)

Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда – облака. (барометр)

Второй тур

“Узнай портрет”

Выбрать правильную фамилию и имя космонавтов. (рис.1)

а)

  • Христафор Колумб.
  • Николай Коперник.
  • Константин Циалковский.
  • Юрий Гагарин.

б)

  • Ферлин Магелан.
  • Алексей Леонов.
  • Джордано Бруно.
  • Александр Можайский

в)

  • Николай Миклухо – Маклай.
  • Галилео Галилей.
  • Валентина Терешкова.
  • Николай Жуковский.

Третий тур.

“Как это называется?”

Показываю различные приборы, а учащихся прошу назвать. (рис2)

МЕТР, РУЛЕТКА, ЛИНЕЙКА, ЦИРКУЛЬ, ТРАНСПОРТИР, ЧАСЫ, СЕКУНДАМЕР, ТЕРМОМЕТР, ЭЛЕКТРОПЛИТКА, ВЕСЫ, БАРОМЕТР, КОЛБА, ПРОБИРКА, ВОРОНКА, КОМПАС, БИНОКЛЬ, МИКРОСКОП, ФОТОАППАРАТ.

Четвертый тур.

“Определи на глаз”

  1. Длину заданного отрезка (сначала говорят сколько они думают, потом измеряют линейкой).
  2. Объем налитой в банку воды (сначала говорят, потом измеряют с помощью измерительного цилиндра).
  3. Массу фрукта или овоща (сначала говорят, потом измеряют с помощью весов).

Пятый тур.

“Реши кроссворд”

По горизонтали.

  1. Аппарат для дыхания под водой. (акваланг)
  2. Приспособление для измерения длины. (метр)
  3. Прибор для измерения глубины. (эхолот)
  4. Аппарат для изучения морских глубин. (батискаф)
  5. Прибор для определения сторон света. (компас)
  6. Жидкое ископаемое топливо. (нефть)
  7. Металл красного цвета. (медь)

По вертикали.

Ученый живший в III веке до нашей эры.(АРХИМЕД)

(Я вам расскажу стихотворение посвященное этому ученому)

Давайте заглянем сквозь тысячу лет.
В тот город у моря, где жил Архимед.
Вот по дороге мощенной
В раздумье шагает ученый,
К царю Сиракуз направляется он.
Навстречу спешит из дворца Гиерон:
Нужен твой совет, ученый!
Мастер сделал мне корону,
Погляди-ка, Архимед,
Золотая, или нет?
С виду золотом сверкает,
Но, ты знаешь, все бывает.
Говорят, что мастер прыткий,
Отпилил кусок от слитка,
Остальную часть расплавил,
Серебра туда добавил
И потом принес, подлец,
Мне подделку во дворец.
Золото иль позолота?
Разгадать – твоя забота!
Надо точно все определить,
Но корону не царапать, не пилить.
Из дворца побрел ученый:
Мне известен вес короны,
Ну а как найти объем?
Думал ночью, думал днем…
И однажды, в ванне моясь,
Погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода, -
Догадался он тогда,
Как найти объем короны,
И помчался к Гиерону.
Во дворец примчался он:
- Я придумал, Гиерон!
Эврика! Открыл закон!

За каждый правильный ответ учащиеся получали жетоны. Подводятся итоги и того кто набрал большее количество жетонов награждаю грамотами на звание “Умник или умница”.

Раздать учебники.

Подписать тетради:

  • для контрольных работ,
  • для лабораторных работ,
  • две рабочие тетради.

Образец подписания тетрадей:

Для контрольных работ по физике

ученика 7 класса

МОУ “Яковлевская средняя общеобразовательная школа”

Портнова Павла

Для лабораторных работ по физике

ученицы 7 класса

МОУ “Яковлевская средняя общеобразовательная школа”

Ухановой Ларисы

Для работ по физике

ученицы 7 класса

МОУ “Яковлевская средняя общеобразовательная школа”

Старковой Тани

Инструктаж по охране труда в кабинете физики для 7 класса.

  1. Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны, точно выполняйте указания учителя.
  2. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.
  3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
  4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.
  5. Перед тем, как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.
  6. При пользовании весами взвешиваемое тело кладите на левую чашечку, а гири – на правую.
  7. Взвешиваемое тело и гири опускайте на чашки осторожно, ни в коем случае не бросайте их.
  8. По окончании работы с весами разновесы и гири поместите в футляр, а не на стол.
  9. При работе с мензурками не пользуйтесь сосудами с трещинами или поврежденными краями.
  10. Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щеткой в совок.
  11. При работе с динамометром не нагружайте его так, чтобы длина пружины превосходила ограничитель на шкале.
  12. При выполнении практических работ с применением ниток не обрывайте нитки, а обрезайте их ножницами.
  13. При опускании груза в жидкость не бросайте груз резко.
  14. При пользовании рычагом – линейкой не забывайте придерживать свободный от грузов конец рукой.

Собрать росписи в журнал регистрации инструктажа по мерам безопасности труда.

№п/п Фамилия, имя инструктируемого, класс. Дата Содержание инструктажа с указанием названия инструкции Ф.И.О. проводившего инструктаж, его должность Подпись инструктируемого Подпись инструктора
1.            
2.            
3.