Цели урока:
- Сформировать понятие “ледник” и его основные признаки.
- Выявить условия образования ледников, их виды и значение.
- Обучение элементам исследовательской деятельности и развитие самостоятельности мышления.
Приёмы:
- интеллектуальная разминка,
- таблица “Знаю, хочу узнать, узнал”,
- ключевые слова,
- синквейн,
- концептуальная таблица,
- эксперимент.
Планируемые результаты:
- Знание происхождения ледников, их типы и значение.
- Отработка приёмов ТРКМ
Оборудование: физическая карта мира, учебник, атлас, видеоклип, лёд, стеклянная чаша, мультимедиапроектор, презентации “Горные ледники”, “Антарктида”, “Человек в Антарктиде”
Ход урока
Стадия вызова.
Учитель. Итак, мы продолжаем изучать с Вами воды суши. Давайте вспомним, какие виды внутренних вод мы уже изучили?
Ученик. Мы изучили подземные воды и из поверхностных – реки, озёра, болота.
Учитель. По материалу, пройденному на прошлом уроке проведём интеллектуальную разминку:
1. Может ли озеро быть больше моря? Приведите пример.
2. Может ли озеро быть глубже моря? Приведите пример.
3. Из перечисленных объектов выберите озёра: Каспийское, Нил, Байкал, Гималаи, Ладожское, Балтийское, Средиземное, Титикака, Чад, Виштынецкое.
4. Учащимся раздаются карточки с названиями озёр, надо определить его происхождение и показать озеро на карте.
Учитель кратко подводит итоги разминки, отмечает лучших учащихся.
Как Вы думаете, глядя на оформление класса, что мы будем изучать сегодня на уроке?
Учащиеся формулируют тему урока: “Ледники”.
Учащимся демонстрируются через мультимедийный проектор слайд-шоу с видами горных и покровных ледников. Приложение 1.
Атлас стр. 12-13, 14-15. Посмотрите, какими условными знаками изображаются ледники?
Учитель: Как Вы думаете, что мы должны знать о ледниках?
Учащиеся отвечают: понятие, как они образуются, их значение, интересные факты.
Учитель предлагает учащимся заполнить две первые колонки таблицы: “Знал, хочу узнать, узнал”.
знал | хочу узнать | узнал |
1. могут быть в горах 2. могут быть на островах, материках. 3. состоят изо льда. |
1. условия образования 2. значение 3. самый крупный ледник |
Стадия осмысления.
Сформулируйте понятие “ледник”. Учащиеся отвечают.
Давайте посмотрим определение в учебнике страница 162.
Ледник – масса природного наземного льда преимущественно атмосферного происхождения, которая движется под действием силы тяжести.
Учитель. Выделите основные признаки ледника.
Учащиеся отвечают:
- Находятся на Земле.
- Образуются из твёрдых атмосферных осадков.
- Могут двигаться.
Учитель. Где находятся ледники?
Учащиеся – Антарктида, о. Гренландия, о-ва Северного Ледовитого океана.
Учитель. Почему?
Учащиеся. Так как там – холодный климат.
Верите ли вы, что ледники:
- …могут быть больше нашей Калининградской области.
- … ледники есть и в Африке на г. Килиманджаро на высоте 4500 м.
- …ледники могут растаять?
- …ледники могут быть “цветными”?
На эти вопросы мы с Вами ответим после изучения новой темы.
Учитель. Как же образуется лёд?
Учащиеся отвечают на вопрос, используя “Схему круговорота воды в природе” и рис. 117 на стр. 163 учебника.
Снег --- фирн --- фирновый лёд
Учитель. Образование льда происходит очень медленно – в Антарктиде от 190 до 1000 лет.
- t = -10-200 - год
- t = -50-600 - 200 лет
Учитель. Рассмотрим рис. 118 на стр. 163 учебника. Решите географические задачи № 1-4 на стр. 163:
- Какие области можно выделить у любого ледника?
- Что такое язык ледника?
- Объясните, что такое ледопад?
Учащиеся самостоятельно дают определения понятий: язык ледника, ледопад, область накопления, область расхода, снеговая линия.
Например,
- Линия, выше которой в течение года не тает полностью даже летом, называется снеговой линией.
- Область накопления – это часть ледника, где снег скапливается, спрессовывается и превращается в лёд.
- Область расхода – это часть ледника, где масса льда уменьшается из-за таяния.
- Ледопад – участок ледника, где лёд падает, так как в нём есть трещины.
- Ледники спускаются с гор со скоростью от 1 до 5 м/сутки. Достигнув снеговой линии, начинают таять и дают начало горным рекам.
Сделайте вывод: какие условия необходимы для образования ледника? (Выпадает больше твердых атмосферных осадков, чем тает и испаряется.)
Учитель. По рис. 119 стр. 164 определите на какой высоте проходит снеговая линия в экваториальных, умеренных и полярных широтах? (Экваториальных 5-6,5 км, умеренных – 3 км и полярных - на уровне моря)
От каких причин зависит высота снеговой линии?
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
Учитель. Докажите разнообразие горных ледников (рис. 120, 121, 122 стр. 165-166 учебника).
Учащиеся: Урал – совсем маленькие леднички, образованные в углублениях.
- Кавказ – Эльбрус – 14 ледников – потоков, толщина небольшая менее 90 м;
- Гималаи – на Джомолунгме - около 600 ледников.
Ледники медленно движутся (под действием силы тяжести). В горах они словно текут (можно показать слайд ледника Федченко) по склонам и долинам. Двигаясь, ледники разрушают горные породы и захватывают обломки пород. При таянии образуются рыхлые отложения – их называют моренами. Рассматриваем морены на настенном плакате.
Покровные ледники
Учитель. Где находятся? – в Антарктиде, на о. Гренландия, на крупных островах Арктики.
- Толщина ледниковых покровов Гренландии – сотни метров, иногда до 2000 метров, Антарктиды – от 2000 м. до 4000 м.
- Лёд движется со скоростью от 500м/год.
- Быстрее - на о. Гренландия - до 10 км/год.
Мультимедиа или видеопоказ покровных ледников (Приложение 2).
Образование айсбергов
(в переводе “ледяная гора”)
Под водой находится около 90% айсберга. Они могут плавать 10 лет и более. Вес айсберга - до 10 миллиардов тонн (Приложение 3).
- 1912 г. Гибель Титаника
- атлас стр. 16 – место гибели Титаника, путь движения айсберга. С 1914 г. работает служба наблюдения за айсбергами.
Учитель. Как бороться с айсбергами?
Учащиеся. Их можно разрушить бомбами и другие варианты.
Учитель. Как можно использовать айсберги? Разработан проект их транспортировки в засушливые районы мира (сообщение ученика).
Учитель. Айсберги привлекают туристов из многих стран мира.
Поведение айсберга непредсказуемо и в любой момент от него можно ждать сюрприз. Вот как “пошутил” однажды айсберг с канадским пароходом “Поршиа”. Это случилось в 1893 году. “Поршиа” совершал круиз с большой группой туристов на борту, как вдруг впереди показалась плавучая ледяная гора. Пассажиры упросили капитана подойти поближе – уж больно красив был айсберг, хотелось лучше разглядеть его и сфотографироваться крупным планом. Но только судно подплыло к айсбергу, через несколько секунд оно оказалось над поверхностью моря на огромном ледяном уступе. К счастью, это длилось недолго. Вскоре судно оказалось снова в воде и полным ходом уходило прочь.
Учитель. Встречаются:
- “Поющие айсберги” - вода промывает в них отверстие, ветер устраивает концерты.
- “Цветные айсберги” – черные, зелёные, жёлтые (видимо вулканическая пыль).
Учитель. В чём опасность айсберга?
Учащийся демонстрирует эксперимент: в стеклянную чашу, наполненную морской водой, кладут замороженный заранее кусок льда. За время урока он тает и наглядно показывает как быстро подтаивает нижняя часть куска льда и как он может перевернуться.
Учащиеся. Снизу они подтаивают, теряют устойчивость и могут внезапно перевернуться. Столкновение с айсбергом – верная гибель.
III. Стадия рефлексии
Анализ, творческая переработка материала
Уч-ся предлагается составить синквейны на изученную тему.
Ледник.
- Горный, покровный.
- Удивляет, восхищает, манит.
- Масса завораживающей законсервированной воды.
- Сказка.
Айсберг.
- Пирамидальный, столовый.
- Завораживает, движется, подтаивает.
- Огромная плавучая ледяная гора.
- Опасность.
В заключениеурока, давайте вернемся к таблице “Знал, хочу узнать, узнал” и заполним третью колонку “Что нового я узнал на уроке”.
По ключевым словам составить вопросы друг другу в парах.
Ключевые слова темы:
- ледники,
- снег-фирн-лёд,
- область накопления,
- область расхода,
- язык ледника,
- снеговая линия,
- морены,
- ледопад,
- гляциологи,
- айсберг.
Учитель подводит итог уроку, выставляет учащимся оценки за работу на уроке (Приложение 4).
Домашнее задание: §57, рассказ по ключевым словам.
Концептуальная таблица (задание по желанию)
Линии сравнения | Горные ледники | Покровные ледники |
Место образования | ||
Условия образования | ||
Крупнейшие ледники | ||
Скорость движения | ||
Питание ледника | ||
Продукт ледника | ||
Ущерб человеку |