Интеграция в курсе предметов художественно-эстетического цикла. Мировая художественная культура и изобразительное искусство. Проект "Древние цивилизации"

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


Основными задачами современного образования являются развитие каждого учащегося с учётом его индивидуальности и переход от информационно-репродуктивного обучения к активно-творческому и продуктивно-деятельностному. Их решение становится возможным при условии гуманизации и гуманитаризации образования.

Вместе с тем эти задачи образования имеют зачастую декларативный характер и ориентированы в основном на расширение содержания образования по гуманитарным дисциплинам. Однако подлинная гуманитаризация образования начинается с гуманизации, раскрепощения внутренних возможностей личности, которые влияли бы, прежде всего, на качественные изменения во взаимодействиях участников образовательного процесса.

Стратегической целью современного образовательного процесса является развитие личности учащегося, студента. Речь идет о становлении в человеке системы ценностей: личностных, общечеловеческих, профессиональных и т. д. К числу личностных ценностей, формирующихся в процессе обучения относятся: познавательные интересы и потребности, социальные мотивы, конструктивное творческое мышление, оценочные суждения и др. Личность как субъект образовательного процесса должна быть органически целостной. Именно данное обстоятельство является определяющим в необходимости межпредметной интеграции в образовательном процессе школы.

Для осуществления анализа явления интеграции в обучении, приведем ряд определений интеграции, данных в справочной литературе:

-“Интеграция – это объединение в целом каких-либо частей, элементов”. Такое определение дает толковый словарь иностранных слов и “Логический словарь-справочник” Н. И. Кондакова.

- “Интеграция – это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое раннее разнородных частей и элементов”. Такое определение дает “Философский словарь”.

- “Интеграция – это результат процесса объединения, то есть состояние гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования частей целого”. “Социологический словарь”.

В приведенных определениях даны лишь общие, инвариантные характеристики понятия “интеграция”, так как из них не ясно, во-первых, - о каких по характеру элементах идет речь, во-вторых, - чем является интеграция – состоянием, процессом или результатом. Очевидно, при определении термина “интеграция” в педагогике следует учесть наличие определенных условий относительно объединяемых элементов и возможности их естественного подчинения единой цели и функции.

Объективная теоретическая оценка признаков, выделенных путем проведенного выше сопоставления дает нам основание вывести определение “интеграция” в обучении.

Интеграция – это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения.

В основе предлагаемых авторами форм обучения лежит интенсивное использование межпредметных связей (как по конечным целям, так и по содержанию, методам и приёмам работы)

Интегрированное обучение учащихся является целью и средством.

Интеграция – цель обучения учащихся, так как помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии.

Интеграция – средство обучения учащихся, так как помогает получению новых знаний, представлений на стыке предметных знаний, является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.

Интеграция – средство интенсификации урока, единая целостная система, включающая в себя элементы различных предметов, соединение которых способствует рождению новых качественных знаний, взаимообогащающая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели. Интенсифицируя учебный процесс, интеграция способствует снятию перенапряжения, утомляемости учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности.

Школьной практикой и научными исследованиями ученых (А. Я. Днилюк, В. Т. Фоменко, К. Ю. Колесина, О. Г. Гилязова, А. Г. Кузнецов и др. ) доказано, что содержание учебного материала может осуществляться на различных уровнях интеграции и различными подходами.

Определим следующие уровни интеграции содержания учебного материала:

  1. Внутрипредметная интеграция (исходная проблема, не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Происходит все большее усложнение соотношений элементов, углубления познания);
  2. Межпредметная интеграция (использование межпредметных связей):
    • Горизонтальный тематизм (за содержательную единицу обучения бреется тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин. Межпредметные связи устанавливаются по составу научных знаний (фактические, понятийные, конкретные);
    • Вертикальный тематизм (объединение нескольких школьных предметов по принципу – диалог на заданную тему. Тема заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл);
    • Интегрированный урок (предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в разных учебных дисциплинах);
    • Интегрированный курс (предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в разных учебных дисциплинах);
  3. Межсистемная интеграция (объединение в единое целое содержания образовательных областей обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием дополнительного образования.

В современном информационном обществе актуальным становится процесс не накопления знаний, а приобретения опыта самовыражения, в том числе опыта осознания собственной индивидуальности, ценности других людей, поиска личностных смыслов и мировоззренческих систем. Задачей современной школы является создание условий для приобретения индивидуального опыта.

Рассмотрению и изучению проблемы интеграции в педагогическом процессе предшествовала проблема межпредметных связей, которая интересовала педагогов, в еще далеком прошлом; Так, например. Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк - истории и географии. Необходимость межпредметных связей обосновывали В. Ф. Одоевский, К. Д. Ушинский, В. П. Вахтеров.

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что многие философы, педагоги, психологи, писатели, музыканты, и художники постоянно высказывались о пользе комплексного воздействия различных видов искусства и предметов гуманитарного цикла на личность, на формирование ее духовного мира, эстетических потребностей и интересов, исторических представлений. Об это убедительно писали Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский, Л. Н. Толстой, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский.

Современные отечественные педагоги и психологи, касаясь в той или иной мере проблем межпредметных связей в обучении и воспитании школьников, указывают на значение этих связей в развивающем, проблемном и воспитывающем обучении в личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании. Это, прежде всего, относится к высказываниям, исследованиям Ю. К. Бабанского, М. Н. Скаткина, Л. В. Занкова, И. Я. Лернера, В. В. Краевского, С. А. Архангельского, В. А. Сластенина, В. В. Давыдова, Н. А. Менчинской, Н. Ф. Талызиной, Н. В. Кузьминой, О. А. Апраксиной и других. Таким образом, в настоящее время важность и плодотворность осуществления связей между учебными предметами, а также необходимость создания и введения в программу школьного обучения новых интегрированных предметов не вызывает сомнений.

Идея интеграции в последнее время стала предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами в дифференциации в обучении. Развитие этой идеи отмечено как разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и созданием и совершенствованием интегрированных курсов объединяющих ряд предметов. С практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение и обогащение спектра получаемой на занятиях информации, а также подкрепление мотивации обучения у учащихся.

Говоря о межпредметной интеграции в первую очередь, имеем в виду межпредметное интегрированное содержание как основу, питающую и развивающую личность. Известно, что эстетическое воспитание, будучи сложной философской и педагогической категорией, включает в себя воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.

Задачи эстетического воспитания как одного из средств всестороннего развития личности, наиболее успешно решаются при параллельном воздействии различных искусств, при обучении основам искусства слова, звуков, линий, красок, историческим фактам.

Здесь следует учитывать и те принципиальные подходы к организации эстетического воспитания школьников, которые уже устоялись в школьной практике, предварительно получив научное обоснование.

Эти подходы вполне применимы и к организации системы художественно-эстетического воспитания. Их реализация в практике обучения во многом будет содействовать осуществлению более тесной взаимосвязи видов искусства и на этой основе успешному формированию эстетических интересов и потребностей, творческого выражения, углублению духовного мира школьников. В итоге их реализация послужит залогом чёткой, эффективной системы эстетического воспитания и художественной подготовки школьников. Это следующие подходы к организации эстетического воспитания школьников:

  1. Комплексный подход. Данный подход предполагает, во-первых, что система художественно-эстетического воспитания должен выстраиваться на постоянном взаимодействии различных видов искусства и предметов гуманитарного цикла (истории, литературы, иностранных языков, музыки, изобразительного искусства). Во-вторых, художественно-эстетическое воспитание, как средствами искусства, так и средствами действительности должно стать органичной частью любого вида воспитания и образования.
  2. Связь всех видов деятельности школьников, включая деятельность, связанную с освоением искусства, культуры, усвоением эстетических элементов учебных предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов.
  3. Принципом организации художественно-эстетического воспитания является и положение о тесной взаимосвязи и взаимодополняемости классных и внеклассных занятий и воздействие искусства средствами массовой информации.
  4. Важное значение для эстетического и общего развития личности имеет принцип единства художественного и общепсихологического развития этой личности.

Художественное же воспитание, как его определяет педагогическая наука последних десятилетий, есть развитие у подрастающих поколений любви и интереса к искусству, а так же навыков и умений художественной деятельности, являясь, таким образом, частью эстетического воспитания.

Н. Я. Брюсова в статье “За искусство” (1918 г. ) призывает воспитывать творческое чувство наряду с умением осознавать творения и “…всем работающим в деле духовного воспитения надо все силы отдеть, чтобы суметь дать детям это творческое воспитение, раскрыть в них возможности действенной духовной жизни на земле. Воспитателям самим надо будет учиться этому умению наравне с учениками, создавать новые педагогические приемы, творчески работать”.

Под межпредметным интегрированным содержанием понимается взаимопроникновение разнокачественных систем содержания. Это могут быть интегрированные курсы с различным уровнем интеграции, уроки интегративного типа.

Из вышесказанного вырисовывается картина интегрированного урока. Таковым можно считать урок, решающий конкретные и перспективные задачи интегрированного курса. Определенны основные характеристики интегрированного урока:

  • синтез содержания изучаемого материала, теоретического и производственного обучения;
  • предметов общеобразовательного цикла между собой;
  • синтез деятельности двух или более педагогов;
  • формирование в единстве знаний и умений их применять, коммуникативность умений, повышение интереса к учению, снятие напряженности, страха, неуверенности.

Структура интегрированных роков искусств отличается следующими особенностями:

  • предельной четкостью, компактностью, сжатостью материала;
  • логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
  • большой информативной емкостью материала.

Формы проведения таких уроков разные: семинары, мастерские, конференции, урок творчества и так далее.

Одним из аспектов формирования личности учащегося, является мотивация. Учебный процесс, построенный на межпредметной интегративной основе, способствует повышению уровня мотивации обучающихся за счет понимания нужности, социальной значимости получаемых знаний, стимулирования познавательных интересов и потребностей, стремления к расширению собственного кругозора и т. д.

Так, в нашей школе мы воспроизвели опыт проведения интегрированного проекта, включающего в себя такие дисциплины, как мировая художественная культура и изобразительное искусство для учащихся 5,7 классов. На организационном этапе учащимся были предложены темы и задания для определения сферы их интересов в последующей работе, а так же участники проекта были ознакомлены с критериями оценки результатов деятельности.

В начале работы над проектом учащиеся разделились на три творческие группы: “архитекторы, “гончары”, “модельеры”, каждая группа приступила к выполнению теоретического и практического задания в избранной области знаний. Так же в ходе реализации проекта был предусмотрен промежуточный контроль, в котором группы отчитывались о проделанной работе перед учащимися класса и планировали дальнейшие шаги по реализации поставленных задач.

Межпредметная интеграция способна придать личностный смысл одним областям знаний за счет удовлетворения интересов учащихся в других областях знаний. Содержание одной предметной области может выступать ценностным через содержание другой предметной области. Так, интегрированный проект "Загадки Древнего мира" вызвал интерес учащихся разных классов среднего звена потому, что одно и то же содержание, воспринятое ими на уровне значений в рамках "собственной" учебной дисциплины (в данном случае "МХК"), может восприниматься ими как определенная ценность в рамках другой учебной дисциплины (в данном случае "ИЗО"). При этом к тому же происходит взаимопроникновение теоретической и практической направленности деятельности учащихся, что также способствует формированию целостной личности.

Таким образом, в первых пяти уроках по теме "Художественная культура Древнего мира" связующим звеном ("стержнем", "ядром", системообразующим фактором, кооперирующей дисциплиной) явилась Мировая художественная культура. Эти уроки были вводными и уроками погружения в тему. Построенные на основе спиральной программы, они заключали в себе возможности для повторения, активизация и расширения ранее изученного материала, что инсценировано процесс "преемственной", "вертикальной" интеграции.

Это в свою очередь позволило подойти к проблеме повторения как переосмысление и реконструкции предшествующих знания, а не простому их наложению друг на друга как кирпичиков. Во время уроков учащиеся получали также новые сведения о развитии культуры Древних цивилизаций, особенностях и характерных чертах различных традиций. При этом все два предмета были переплетены. Беседа об особенностях каждой культуры в рамках Древнего мира переплеталась с практическим воплощением знаний на уроках изобразительного искусства: создание предметов быта соответствующей эпохи, костюмов, памятников архитектуры. Благодаря подобному объединению учащиеся могли применить полученные знания на практике, реализовать свой творческий потенциал и выработать личностное отношение к изучаемому вопросу.

Интегративное содержание на межпредметной основе дает больше возможности для создания интеллектуального творческого мышления через организацию педагогических ситуаций, направленных на постановку и решение межпредметных проблем. Приведем в качестве примера комплект дидактических материалов для творческой группы архитекторы:

ГРУППА 1. “Архитекторы”

Что подарили нам древние архитекторы?

Цель работы:

Участники группы:_______________________________

_______________________________

Гипотеза:

Вопросы:

  1. Какие формы существовали в архитектуре Древнего мира?
    • Какие архитектурные формы существовали в рамках развития культуры Древнего мира?
    • Какие характерные черты отличали названные формы?
    • Какие элементы архитектуры изобрели древние архитекторы?
    • Назовите особенности отдельных элементов и их предназначение?
    • Как связанны форма и декор здания с его назначением?
    • Как и почему менялись формы архитектуры?
  2. Проанализируйте один из памятников Древнего мира с точки зрения строительных технологий (форма, элементы, масштаб):
    • Стоунендж (Ирландия);
    • Пирамиды в Гизе (Египет);
    • Зиккурат Этеменаки (Вавилон);
    • Парфенон (Древняя Греция).
  3. На основании полученной информации разработайте и создайте макет изученного здания.
  4. Какие формы и элементы архитектуры древнего мира используются в современной архитектуре?
  5. Подготовьте презентацию проекта в Power Point.

Проблемные ситуации легко создаются на стыке разнохарактерных знаний и способов деятельности (макетирование, бумагопластика, моделирование), а именно это и присуще межпредметному интегрированному содержанию. Уровни интеграции в рамках проекта “Загадки Древнего мира” можно представить следующей схемой:

Интегрированные уроки имеют определённые преимущества:

  • повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что ведёт к повышению уровня знаний, умений и навыков;
  • способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
  • способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся;
  • обладая большой информативной ёмкостью, способствуют увеличению темпа выполнения учебных операций, позволяют вовлечь школьника в активную работу на каждой минуте урока, способствуют появлению творческого подхода к выполнению учебного задания;
  • позволяют систематизировать знания;
  • формируют в большей степени общеучебные умения и навыки, и рациональные навыки учебного труда;
  • способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от его владения методикой интенсификации учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода в обучении.

Уже первая программа по курсу МХК старшего научного сотрудника НИИ школ МП РСФСР, кандидата педагогических наук Л. М. Предтеченской, основанная на интегральном принципе построения в сочетании с принципами историзма и опоры на творческий метод, открывает широкие возможности для мобилизации глубоких и разносторонних связей с предметами гуманитарного и эстетического цикла. Программа и методика преподавания МХК требуют использования знаний, умений и навыков и впечатлений, полученных учащимися в курсе литературы, истории, изобразительного искусства и музыки.

Таким образом, учителя поддерживающие программу Л. М. Предтеченской, должны самостоятельно систематизировать различные дисциплины при планировании уроков, идти по пути поиска, определения пропорций отведения времени на уроке, чтобы из отдельных предметов получить прекрасную картину, не упрощающую восприятие материала, а, наоборот дающую толчок к самообразованию, к углублению своих знаний.

Для этого предметы, подбираемые учителем для интеграции, должны быть достаточно близкими по тематике и содержанию. Приведем примеры возможных интегрированных проектов в рамках Мировой художественной культуры:

Тема Предмет Аспекты
Художественная культура Древней Греции МХК, окружающий мир Мифология и созвездия
Художественная культура Средних веков МХК, изобразительное искусство;

МХК технология

Изобразительное искусство Средних веков;

История костюма: костюм Средневековья

Художественная культура эпохи Возрождения МХК, литература Поэзия эпохи Возрождения
Художественная культура Нового времени МХК, история Особенности формирования и значение нового этапа в мировой культуре
Художественная культура конца XVIII – начала XIX века. Романтизм МХК, немецкий язык, изобразительное искусство Поэтические переводы немецкой лирики, иллюстрации к сказкам немецких романтиков

Мы назвали несколько аспектов межпредметного интегрированного содержания способствующих личностному развитию обучающихся. Педагогическое обоснование интегрированного курса предметов искусств составляют также такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики в условиях специфики разных видов искусств, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей каждой возрастной группы, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, в познании красоты окружающего мира.

Интегрированные уроки и проекты позволяют более полно и глубоко изучить произведения искусств, историю их создания, почувствовать их идейное содержание, сюжеты и художественно-выразительные средства, красоту художественного слова, рисунка и цвета, музыкального звука, обогатить школьников практическими навыками в различных видах творчества.

Приложение

Литература.

  1. Словарь иностранных слов. М. : Русский язык. 1987. С. 196
  2. Кондаков Н. И. Логический словарь – справочник. М. : Наука, 1975. С. 595
  3. Философский энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1083. С. 710
  4. Социологический словарь /Сост. : А. Н. Елсуков, К. В. Шульга. – 2-е изд. Минск. : Университетское, 1991. С. 528
  5. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. Тула, 1993.
  6. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся. М. : Просвещение, 1982.
  7. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования/ под. Ред. М. НСкаткина, В. В. Краевского. М. : Педагогика, 1978.
  8. Спорышева Е. Б. Интеграция художественно-эстетического воспитания. // Искусство и образование. 2005. №5 С. 17
  9. Предтеченская Л. М. Художественная культура нового и новейшего времени. М. , 2001.