Урок по алгебре в 7-м классе на тему: "Применение различных способов разложения многочлена на множители"

Разделы: Математика


Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, должны быть не только связаны с изученным материалом, но и способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Доминирующей составляющей урока-практикума является процесс формирования конструктивных умений учащихся. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки – практикумы. Основным способом организации деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работы. При этом каждая группа из 3-5 человек выполняет, как правило, отличающуюся от других практическую работу.

Средством управления учебной деятельностью учащихся при проведении практикума служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно определяет действия ученика.

Тема урока: “Применение различных способов разложения многочлена на множители”.

Тип урока:

  • по способу проведения - урок-практикум;
  • по дидактической цели – урок применения знаний и умений.

Цель: сформировать умение разложения многочлена на множители.

Задачи:

Образовательные: закрепить умение разложения многочлена на множители вынесением множителя за скобки, применением формул сокращенного умножения, способом группировки.

Развивающие: развивать мыслительную деятельность через решение разнотипных задач, учить находить и анализировать наиболее рациональные способы решения, способствовать формированию умения обобщать изучаемые факты, ясно и четко излагать свои мысли.

Воспитательные: развивать навыки самостоятельной и коллективной работы, навыки самоконтроля.

Методы: по источникам знаний – словесные, наглядные, практические; по деятельности учителя и учащихся – преобразовательные.

Оборудование урока: проектор, компьютер, кодоскоп, таблицы с формулами сокращенного умножения, таблицы-тренажеры, инструкции, раздаточный материал для работы в группах.

Структура урока:

  1. Организационный момент. 1 минута
  2. Формулирование темы, цели и задач урока-практикума. 2 минуты
  3. Проверка домашнего задания. 4 минуты
  4. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. 10 минут
  5. Инструктирование по выполнению заданий практикума. 3 минуты
  6. Выполнение заданий в группах. 15 минут
  7. Проверка и обсуждение выполнения заданий. Анализ работы. 2 минуты
  8. Постановка домашнего задания. 1 минута
  9. Резервные задания. 2 минуты

Ход урока

Основное содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент
  - Проверка готовности кабинета и учащихся к уроку.

- Назначение дежурных по классу.

-Подготовка кабинета и рабочих мест к уроку.
2. Формулирование темы, цели и задач урока-практикума
  - Сообщение о проведении заключительного урока по теме.

- Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Формулирование цели и постановка задач урока (совместно с учащимися).

 
3. Проверка домашнего задания
На доске образцы решения упражнений домашнего задания №396 (1,3); №397 (2,3).

Образцы выполнены учащимися класса. (Эта группа учащихся была выявлена на предыдущем уроке, свое решение они оформили на перемене или дома на форматах А 4).

Учащиеся готовятся провести “защиту” решений.

- Проверяет наличие домашних заданий в тетрадях учащихся.

- Предлагает учащимся класса

ответить на вопрос: “Какие трудности вызвало выполнение задания?”.

- Предлагает сверить свое решение с решением на доске.

- Предлагает учащимся у доски ответить на вопросы, которые возникли у учащихся на местах при проверке по образцам.

- Комментирует ответы учащихся, дополняет ответы, разъясняет (если это необходимо).

- Подводит итоги выполнения домашнего задания.

- Предъявляют домашнее задание учителю.

- Меняются тетрадями (в парах) и проверяют друг у друга.

- Отвечают на вопросы учителя.

- Сверяют свое решение с образцами.

- Выступают в роли оппонентов, вносят дополнения, исправления, записывают другой способ, если способ решения в тетради отличается от способа на доске.

- Обращаются за необходимыми пояснениями к учащимся, к учителю.

- Находят способы проверки полученных результатов.

- Участвуют в оценке качества выполнения заданий у доски

4. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
На доске записаны многочлены:

1. 5 – 5 Х2

2. 9 Х2 – (2 + Х) 2

3. 4 – Х2 – 2ХY – Y2

4. Х3- 3Х - 2

- На доске появляется образец решения заданий №1-3 (выполнен учителем).

- На доске образец решения задания №4 (выполнен учеником Х).

- Предлагает учащимся выполнить разложение многочленов № 1-3 на множители:

I вариант – вынесением общего множителя;

II вариант – применением формул сокращенного умножения;

III вариант – способом группировки.

- Ученику Х предлагает разложить на множители многочлен №4 (индивидуальное задание повышенной трудности, задание выполняет на формате А 4).

- Проверяет работу учащихся в тетрадях.

- Предлагает проверить работу по вариантам.

- Предлагает ученику Х предъявить свое решение классу.

- Управляет обсуждением задания.

- Выбирают один из многочленов и решают его предложенным способом (в зависимости от варианта).

- Ученик Х оформляет предложенное ему задание на формате А 4.

- Сверяют решение по образцу.

- Ученик Х предъявляет решение классу, комментирует решение, предлагает способ проверки разложения умножением.

- Знакомятся с решением, проверяют, задают вопросы на уточнение способа решения.

5. Инструктирование по выполнению заданий практикума.
На доске высвечивается таблица с инструкцией.

При разложении многочлена на множители необходимо соблюдать следующий порядок:

вынести общий множитель за скобки (если он есть);

применить формулы сокращенного умножения (если это возможно);

применить способ группировки;

проверить полученный результат умножением.

На доске образец решения заданий № 1-4.

- Предлагает вниманию учащихся инструкцию

(делает акцент на шаги 3и4)

- Обращает внимание учащихся на образцы решения заданий № 3-4.

- Предлагает выполнение заданий практикума по группам.

- Раздает рабочие листы на группы, листы с копировальной бумагой для оформления заданий в тетрадях и их последующей проверки.

-Определяет время на работу в группах, на работу в тетрадях.

- Читают инструкцию.

- Внимательно слушают учителя.

- Просматривают образцы решения.

- Рассаживаются по группам (по 4-5 человек).

- Готовятся к выполнению практической работы.

6. Выполнение заданий в группах
Рабочие листы с заданиями для групп.

Содержание одного из вариантов:

Разложите на множители:

а). 9 Х3 - 81Х

б). 3 Х2 + 6Х + 3

в). 4 Х2 – (Х – 2) 2

г). Х3 – Х2Y – Х Y2 + Y3

д) Х3 – 8Х - 3

Вычислите:

38 2 – 12 2____

82 2 + 2х82х48 + 48 2

- Управляет самостоятельной работой в группах.

- Оценивает:

  • умение работать учащихся самостоятельно;
  • умение работать в группе;
  • качество оформления рабочего листа.
- Выполняют задания на листах с копировальной бумагой, вложенных в рабочую тетрадь.

- Обсуждают способы рационального решения.

- Оформляют рабочий лист от группы.

- Готовятся к защите выполненной работы.

7. Проверка и обсуждение выполнения задания
На доске (высвечиваются) ответы, а, затее, решения ко всем предлагаемым заданиям. - Собирает копии решений.

- Управляет работой учащихся, отчитывающихся по рабочим листам.

- Предлагает провести самооценку своих работ, сравнить решения по тетрадям, рабочим листам и образцам на доске.

- Напоминает критерии выставления отметки за работу, за участие в ее выполнении.

- Дает разъяснения по возникающим вопросам решения или самооценки.

- Подводит первые итоги выполнения практической работы и рефлексию.

- Подводит (совместно с учащимися) итог урока.

- Говорит о том, что окончательно итоги будут подведены после проверки копий работ, выполненных учащимися.

- Сдают копии учителю.

- Рабочие листы крепят на доске.

- Отчитываются о выполнении работы.

- Осуществляют самопроверку и самооценку выполнения работы.

8. Постановка домашнего задания
На доске записано домашнее задание: № 412 (1); № 414 (1); № 405 (1,3)* - Предлагает записать обязательную часть задания на дом.

- Дает комментарий к его выполнению.

- Предлагает учащимся (индивидуально или по их желанию) составить и решить задания, подобные № 1(г, д), № 2, выполняемым в работе.

- Сообщает, что нужно подготовиться к следующему уроку обзорного повторения по теме: “Разложение многочлена на множители”.

- Записывают домашнее задание.

- Слушают комментарий учителя к выполнению домашнего задания.

9. Резервные задания
Резервные задания записаны на закрытой доске (заготовить на формате А 4, высветить на экран, № 400, № 416). - Резервные задания использует для индивидуальной работы с учащимися различных уровней подготовленности и обученности. - Приступают к решению (или берут их в качестве домашнего задания).