Продолжительность: 1 урок
Класс: 11
Цели урока:
- Заинтересовать учащихся и раскрыть перспективу дальнейшего изучения темы на профиле по информационным технологиям;
- Изучить интерфейс и возможности программы видеомонтажа Sony Vegas
- Познакомить учащихся с основами создания видеофильма на компьютере;
Задачи урока:
Образовательные:
- повторение темы “Форматы видео и аудио файлов”
- на примере создания фильма рассмотреть основные приемы видеомонтажа;
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся гармоничное восприятие компьютерных технологий;
- воспитывать интерес к творческой и исследовательской работе;
Развивающие:
- развитие представления о возможности создания полноценного фильма из видеоматериалов, полученных с видеокамеры;
- научится работать с одной из известных программ видеомонтажа, сформировав новые умения и навыки.
Тип урока: урок-практикум по компьютерным технологиям, направленный на формирование новых знаний, умений и навыков.
ТСО и наглядность:
- компьютерный класс,
- мультимедийный проектор.
- учебные элементы в виде раздаточных листов с заданием урока
Программная поддержка: профессиональная программа видеомонтажа Sony Vegas
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка списочного состава.
Определение темы и цели урока:
На прошлом уроке мы познакомились с основными достижениями в области видео технологий. И главным достижением можно считать то, что на смену аналоговому видео приходит цифровое. Огромная популярность цифровой видеозаписи привела к появлению программ, с помощью которых любой пользователь компьютера может превратить свои видеозаписи, находящиеся на кассетах видеокамеры в полноценный фильм.
Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала
Сегодня на уроке мы приступим к созданию первого видеофильма. Пусть он будет длиться не больше минуты, но включит в себя и начальные титры и музыкальное сопровождение и заключительные титры, словом все, что характерно для полноценного фильма.
Программа Vegas от фирмы Sony является мощным видеоредактором профессионального уровня, сочетая в себе широкие технические возможности и относительно невысокие технические требования к компьютеру. Демонстрация презентации.
II. Объяснение нового материала
I. Главное окно программы
Окно с вкладками
Explorer (Проводник) - позволяет быстро перемещаться по папкам компьютера для поиска файлов. Можно создавать папки, копировать, перемещать, удалять и т.д.
Trimer (Обрезка) позволяет обрезать ненужные части файла перед вставкой в проект.
Media Pool (Файлы проекта) служит для хранения различных исходных материалов в виде ссылок на файлы, используемые в проекте. Облегчает доступ к файлам проекта.
Transition (Переходы) содержит различные переходы, которые можно применять между фрагментами видеоряда в проекте.
Video FX ( Видеоэффекты) содержит различные фильтры для улучшения видеоизображения, а также эффекты для украшения фильма.
Media Generators (Генераторы файлов) содержит различные текстуры и фоновые изображения и шаблоны стилей титров для размещения в проекте.
Окно Mixer служит для регулировки громкости звукового сопровождения фильма.
Окно Track List (Список дорожек) изначально не содержит никаких элементов. В процессе создания фильма будут добавляться дорожки, содержащие видео и звуковые составляющие проекта.
II. Создание нового проекта.
Проект представляет собой набор информации о видео, звуковых файлов, титрах, взаимном расположении фрагментов в создаваемом проекте, о видео и звуковых эффектах и т.д. Эта информация объединена в файл проекта с расширением *.veg.
Конечной целью работы является создание готового фильма – видеофайла. В начале работы надо определиться с параметрами создаваемого видео.
File —> New.
Окно New Progect служит для изменения различных параметров создаваемого проекта: формат видео, размер кадра, качество звука.
Вкладка Video
Список Template содержит список готовых шаблонов форматов будущего видеофайла. Выберем PAL DV (720x576; 25,000 fps)
Вкладка Audio
Muster bus mode - Stereo, Sample rate - 32000 Гц
Вкладка Ruler шкала линейки
Rulers time format – SMPTE EBU (25 fps, Video) дает нам отображение линейки Часы: Минуты: Секунды; Кадры.
При этом в каждой секунде будет содержаться 25 кадров.
Вкладка Summary
Title – Дельфинарий
Artists – люди, дельфины
Engineer – свое имя
Copyright – сведения об авторстве
Comments – любые комментарии
Вкладка Audio CD
Служит для изменения свойств дисков, которые будут прописаны в формате Audio CD средствами программы Vegas.
III. Сохранение проекта с установленными параметрами на жесткий диск.
File —> Save As.
Выбрать диск и папку, куда будет сохранен проект, дать файлу имя.
IV. Монтаж видео
Монтаж фильма начинается с размещения видеофайлов в окне TimeLine.
В Окне Вкладок перейти в Explorer, выбрать папку Video. В правой части окна появится список видеофайлов для монтажа. Поочередно выделяя файлы и нажимая кнопку > (Воспроизведение) можно предварительно просмотреть файлы. Кнопкой ¦ можно остановить просмотр. Выберите файл Первый клип и мышкой перетащите его в Окно монтажа. В Окне Монтажа появится одна или две дорожки. При этом в Окне Список Дорожек отобразятся панели с элементами управления свойствами созданных дорожек.
Обрезка клипов перед монтажом
Выделить в Проводнике клип Второй клип, щелкните по нему правой кнопкой мыши, в появившемся меню выберите команду Open in Trimmer.
- Для точного позиционирования выберем правильный формат отображения шкалы времени: правой кнопкой мыши щелкнем по шкале времени и выберем формат SMPTE EBU (25 fps, Video).
- Настроим режим выделения: правой кнопкой щелкнем по клипу и выберем Select Video and Audio.
- Отметим начало и конец области обрезки: правой кнопкой щелкнем выше шкалы времени выберем Set Selection to View. Справа и слева над шкалой времени появятся желтые треугольники. Совместим левый с точкой начала обрезки, а правый с точкой конца обрезки. Перетащим полученный клип в Окно монтажа. Совместите его с первым и нажмите кноgку Воспроизведение.
Добавление переходов
Перетащите Второй клип в Окне Монтажа так, чтобы он частично накрывал Первый клип. Нажмите Воспроизведение. Мы получили стандартный монтажный переход. Чтобы установить другой переход перейдем во вкладку Transition. Чтобы установить понравившийся переход достаточно перетащить его мышкой на область пересечения клипов.
V. Создание титров
Программа Vegas позволяет создавать титры двух видов:
Статичные титры
Прокручиваемые ( по вертикале или горизонтали)
Создание начальных титров.
- Добавим видеодорожку: отключит режим Auto Ripple (автоподгонка) Insert —> Video Track
- Добавим титры: Insert —> Next Media. Появится
диалоговое окно Video Events FX. С помощью элементов
диалога создадим статичный титр с нужными
параметрами:
- На вкладке Edit введем название фильма Дельфинарий. Установим шрифт Tahoma , размер шрифта 60.
- Вкладка Properties позволяет изменить цвета и прозрачности шрифта, а также управлять цветом и прозрачностью фона.
- Вкладка Effects содержит инструменты для создания обводки шрифта, теней и деформации текста. Создадим обводку: установим флажок Draw Outline и в Color выберем цвет обводки. С помощь ползунков Feather и Width установим степень мягкости и толщину обводки соответственно.
- Увеличим горизонтальный масштаб проекта: щелкнув по правой границе ползунка горизонтальной прокрутки, удерживая мышку сместим ползунок влево. Наведем мышку на правую границу титра, получив -, увеличим длительность титра до 5 секунд.
- Полученный титр будет резко появляться в кадре и резко исчезать. Применим переходы: В Окне с вкладками выберем вкладку Transitions, в ней выберем группу Push и перетащим шаблон Push Down в начало фрагмента с титром. Растянем правую границу перехода до 1 секунды (00:00:01:00). Аналогично применим эффект к концу титра.
Создание прокручиваемых титров (завершающих).
1. Нажмите в Окне Монтажа. Курсор монтажа перейдет в конец проекта. Перейдите во вкладку Media Generators и выберите Credit Rolls (прокручивающийся список). Мышкой перетащите шаблон Plain Scrolling on Black в конец дорожки с клипами. Щелкните По верхнему значку на титрах. Откроется окно Video Event FX. На вкладке Styles можно установить тип, размер и цвет титров. В окне Credit text (текст титров) наберем текст титров по строкам: В ролях: Люди, дельфины. Просмотрите полученный эпизод.
VI. Работа со звуком.
Чтобы добавить в проект новый звуковой файл, создадим дополнительную звуковую дорожку. Звук будет накладываться на звук клипа. Меню Insert —> Audio Track. Добавим на вкладку Project Media файл музыки music.wav из папки Audio: щелкните по кнопке и выберите файл music.wav. Нажмите Открыть.
Файл появится на вкладке Project Media. Перетащим его мышкой на новую звуковую дорожку. Запустим проект.
Регулировка громкости может производиться несколькими способами. Например, в окне Mixer. Можно добавлять эффекты затухания звука. При необходимости можно удалять исходные звуковые фрагменты: щелкнуть провой кнопкой мыши по звуковому фрагменту и выбрать Delete.
VII. Вывод смонтированного фильма.
Вывод фильма представляет собой преобразование проекта фильма в видеофайл, запись на диск или кассету цифровой камеры. Программа позволяет создавать видеофайлы различных форматов:MPEG-1, MPEG-2, AVI, WMV, WAV и др.
Сохранение на жесткий диск в формате AVI.
Выделим мышкой наш проект.
File>Render as. Появится диалоговое окно Render as. В списке Папка выберем куда будем сохранять файл. Введем имя файла Сказки леса. В списке Тип файла выберем формат Video for Windows(*.avi). В списке Template (Шаблон) выберем PAL DV. Щелкнем по кнопке Custom (Настроить). В открывшемся окне внизу выберем вкладку Audio и установим в списке Sample rate (частота дискретизации) значение 32 000.
Параметры на вкладке Video оставим без изменения. Нажмем Сохранить.
Процесс пересчета занимает некоторое время и зависит от мощности компьютера.
Видеофайл, созданный в формате DV имеет большой недостаток: 1 минута видео занимает около 250 Мегабайт. Чтобы создавать компактные видеофайлы, применяют различные технологии сжатия видеофайла. Это приводит к некоторой потере качества. Одним из наиболее популярных кодеков сжатия является Windows Media Video. Он позволяет разместить на одном CD диске полтора-два часа полнометражного фильма.
Сохранение на жесткий диск в формате WMV.
Выделим мышкой наш проект.
File>Render as. Появится диалоговое окно Render as. В списке Папка выберем куда будем сохранять файл. Введем имя файла Сказки леса1. В списке Тип файла выберем формат Windows Media Video V9(*.wmv). Щелкнем по кнопке Custom и установим параметры сжатия вручную.
Перейдем на вкладку Audio:
- установим галочку в Include Audio,
- в списке Format выберем Windows Media Video 9 Professional,
- в списке Attributes выберем значение 128kbps, 44kHz, 2 cannel 24 bit (A/V) CBR
Перейдем на вкладку Video:
- в списке Mode оставим Quality VBR
- в списке Format оставим Windows Media Video 9
- в списке Image Size выберем Keep Original Size (оставить прежний размер)
- в списке Frame rate установим 30,000
Ползунковый регулятор Quality установим на 50%. Он устанавливает соотношение между качеством и объемом видео.
Щелкнем по OK и нажмем Сохранить. Просчет проекта при применении кодеков сжатия занимает больше времени, чем просчет файла и может занимать несколько часов.
Созданный видео файл можно оставить на жестком диске компьютера или записать на диск любой программой для записи дисков.
Учащиеся демонстрируют полученные фильмы
Итог урока: Обобщение урока; выставление оценок
В качестве приложения предлагается элективный курс
“Цифровое видео. Основы видеомонтажа в программе Sony Vegas”