Цели урока:
- обеспечить усвоение общебиологических понятий;
- доказать, что организм растения целостная система;
- показать связь строения семени и его функции;
- учить умению обобщать, сравнивать делать выводы;
- развитие креативности;
- развитие познавательной деятельности учащихся средствами предмета;
- развитие мелкой моторики;
- формировать культуру труда (моделирование с использованием цветной бумаги).
Оборудование:
- учебник Н. И. Сонина “Биология. Живой организм” 6 класс;
- таблица “Строение и прорастание семян фасоли”;
- проросшие семена фасоли (каждому учащемуся);
- препаровальные иглы;
- лупы;
- цветная бумага;
- ножницы;
- клей.
- карточки с заданиями лабораторной работы.
- карточки с тестом различного уровня сложности.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Новая тема.
1. Определение темы.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно определить тему, используя следующую загадку:
В землю ляжет, чтобы встать
И до солнышка достать. (семя).
После того, как учащиеся отгадали тему урока, учитель открывает доску, на которой написана тема урока “Строение семени двудольного растения” и цели (для учащихся):
1. Изучить строение семени двудольного растения.
2. Сконструировать модель семени фасоли, используя цветную бумагу.
3. Доказать, что семя - зачаток растения.
2. Мотивация.
В качестве домашнего задания учащимся было предложено принести из дома различные семена и продукты, изготовленные из семян. Дети рассказывают, какие семена они принесли, где их используют. После этого учащимся предлагается ответить на вопрос: “Для чего необходимо изучать семена?”
После ответа учащихся учитель подводит итог: семена важная часть растений. Семена многих растений употребляются в пищу (фасоль, горох, пшеница, кукуруза). Часть семян обладает лекарственными свойствами – кукурузные рыльца выводят камни из почек, семена тыквы помогают при глистных инвазиях, семена моркови – мочегонное средство, семена льна используются в парфюмерии для завивки. С помощью семян происходит размножение растений. Таким образом, семена играют важную роль в жизни растений, животных и человека.
3. Объяснение нового материала.
Учитель объясняет строение семени фасоли, используя таблицу “ Строение и прорастание семян фасоли”. Во время объяснения, учащиеся заполняют схему:
Вывод. Семенная кожура защищает зародыш от высыхания и различных повреждений. Под семенной кожурой находится зародыш. Он состоит из двух семядолей и расположенных между ними корешка, стебелька и почечки. Запас питательных веществ находиться в семядолях.
4. Лабораторная работа: “Строение семени фасоли”.
Цель: изучить строение семени фасоли и смоделировать его с помощью цветной бумаги.
Ход работы
1. Рассмотрите семя фасоли. Найдите рубчик (след от прикрепления семени к оболочке плода) и семявход (через который проникает вода).
2. Препаровальной иглой осторожно снимите семенную кожуру.
3. Рассмотрите зародыш. Найдите две семядоли, корешок, стебелёк и почечку.
4. Смоделируйте семя фасоли, используя цветную бумагу.
Для выполнения четвёртого задания лабораторной работы потребуется бумага трёх цветов – коричневого (чёрного), жёлтого и зелёного. Из более тёмного цвета вырезаем семенную кожуру (рис 1). Из жёлтой бумаги вырезаем две семядоли, они чуть меньше семенной кожуры (рис.2). склеиваем семенную кожуру и семядоли внутренними сторонами. Затем вырезаем корешок, стебелёк и почечку (рис.3). Помещаем их между семядолями и приклеиваем. Теперь модель складываем пополам таким образом, чтобы семенная кожура оказалась снаружи.
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 |
5. Семя – это зачаток растения.
Учитель обращается к ученикам, как они понимают выражение “Семя – это зачаток растения”.
- Что вырастет из корешка, стебелька и почечки семени?
Вывод. Из семени вырастет новое растение. Из корешка семени вырастет главный корень стержневой корневой системы, из стебелька – стебель, из почечки – побеги.
III. Закрепление.
Учащимся предлагается небольшой тест с различным уровнем сложности.
1 уровень сложности – закрытый тест (выбрать вариант ответа)
Утверждение | Ответ |
1. Семядоли – это часть зародыша | Да Нет |
2. Запасные питательные вещества находятся в стебельке | Да Нет |
3. Семенная кожура выполняет защитную роль | Да Нет |
4. Растения класса двудольных имеют одну семядолю в семени | Да Нет |
5. Семенная кожура – это часть зародыша | Да Нет |
2 уровень сложности – открытый тест (закончить предложение)
1. В семядолях находится ____________________________________________
2. Зародыш семени фасоли состоит из _________________________________
3. Роль семенной кожуры ____________________________________________
4. Из корешка зародыша вырастет _____________________________________
5. Семена растений класса ________________________ имеют две семядоли.
IV. Итог урока.
Учитель возвращает учащихся к целям урока, которые записаны на доске. Один из учеников подводит итог.
1. Семя двудольного растения состоит из семенной кожуры и зародыша. Зародыш состоит из двух семядолей, корешка и почечки.
2. Все эти части семени мы увидели во время лабораторной работы и сконструировали модель.
3. Семя – это зачаток растения. Из его корешка формируется главный корень стержневой корневой системы, из стебелька – стебель, из почечки – побеги. Запас питательных веществ для развития растений находится в семядолях.
V. Домашнее задание.
VI. Учащиеся получают оценки за модель семени и тест.