Тип урока: комбинированный урок чтения.
Цели и задачи урока:
- Формировать у учащихся ценностное отношение к чтению.
- Формировать у детей умение выразительно читать произведения различного вида жанров.
- Продолжать знакомство с поэтами и писателями Дальнего Востока.
- Развивать познавательный интерес к истории родного края.
- Способствовать к созданию яркого, эмоционально-окрашенного образа родного края. Лучше узнать и почувствовать его красоту и самобытность.
- Способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка. Учить соотносить пословицы с содержанием изучаемого произведения.
Оборудование:
- Портреты поэтов Дальнего Востока, иллюстрации животных Приамурья, костюмов коренных народов Приамурья.
- Конверт-помошник, книжка-малышка, тексты сказок на каждого ученика.
- Набор карточек со словами литературных жанров, названий национальностей,
- словарных слов, хаотично расположенных на доске. Слова – подсказки зелёным цветом. Над доской название большой темы: “ Сказки народов Приамурья”
- Слева и справа на планшетах пословицы о сказках эвенского и нанайского народов.
Ход урока
I. Организация детей на занятие. Приветствие.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель:
Ранним утром в воскресенье
В лес с корзинкою пришёл
И такое объявленье
На берёзе я прочёл:
Дети хором продолжают
Приходи, грибов и ягод
Не собрать в лесу и за год!
В лес отныне без билета
Разрешается ходить.
Только помни: здесь всё лето
Тигр
Будет рядом жить!
- Кто придумал такое объявление? (В. Рыбин.) Вывешивается карточка с фамилией поэта.
Учитель:
О летягах шутят:
Зверь на парашюте!
- Кто автор этих строк? (П.Комаров.) Вывешивается карточка с фамилией поэта.
Как живёшь, воробей?
Говорит:
- Ничего…
Крошку хлеба ему
Очень трудно найти…
А вот ты, человек,
С ним делился хоть раз?
- Кто задаёт такой серьёзный вопрос? (Е.Кохан) Вывешивается карточка с фамилией поэта.
- Чьи стихи из этих поэтов мы будем сейчас читать, вы узнаете, определив, кто сказал эти строки: “Мне было радостно видеть, как из липких почек на деревьях пробиваются первые трубочки листьев, как над головой летят гуси, как невдалеке прогуливается по лесной тропинке удод, как в кустарнике на разные лады перекликаются другие птицы” (П.Комаров).
- Порядок чтения стихотворений установим с помощью викторины.
1. -Только на Дальнем Востоке и в Сибири называют это животное “сохатый”. (Лось)
Вывешивается иллюстрация животного после каждого ответа.
Чтение стихов детьми учитель комментирует и оценивает.
Поглядит кругом и снова
Нагибается к траве
Длинноногая корова-
Целый куст на голове.Кто не знал такого дива-
Не поверил бы никак.
Это просто не красиво –
Голова в таких сучках!..От соседа- зверолова
Мне услышать довелось:
Это вовсе не корова,
Это здесь пасётся лось…
2.
– И у него веснушки –
Совсем как у девчонки… (Оленёнок)Среди кустов зелёных
У речки серебристой
Гуляет оленёнок -
Телёночек пятнистый.Он ходит по опушке
В лесной своей сторонке,
И у него веснушки –
Совсем как у девчонки…
3.
– Пугливое животное с двумя клыками (Кабарга)
Весь день молчит суровая
Столетняя тайга.
У кедра обомшелого
Укрылась кабарга.Над ней летят пушистые
Снежинки в тишине,
И кружатся, и падают,
И тают на спине…Сюда в погоду ясную
Охотник завернёт,
Но только снег утоптанный
У дерева найдёт.
4.
– И народ не зря дивится
Пересмешнице такой (Сойка)Непоседливая сойка
Хитрым делом занята:
Пересмешничает бойко
Возле каждого куста.Всем она даёт уроки,
И сама за полчаса
У дрозда и у сороки
Перехватит голоса,Петухом зальётся звонко,
Фыркнет кошкой у окна,
Передразнит жеребёнка –
Молодого скакуна.Лесоруб идёт с пилой –
Сойка вертится юлой:
Глаз жемчужный завела –
И запела как пила!..Всех смешит шальная птица,
Потерявшая покой.
И народ не зря дивиться
Пересмешнице такой.
5.
–…И вдруг с тоски заухает,
По-бычьи заревёт,…
- Какая птица умеет издавать такие звуки? (Выпь)
Бухало.
Стоит в траве над озером,
Выслеживая рыб,
Большая птица – бухало,
Смешная птица – выпь.Стоит она в молчании
У приозёрных вод,
И вдруг с тоски заухает,
По-бычьи заревёт,Заголосит отчаянно,
Пугая перед сном
Ребят, что возле озера
Пасут коней в ночном.
6.
– “Любитель музыки” - назван поэтом этот зверь. (Медведь)
Лесная музыка
Скрипит высокая сосна,
И, молнией расколота,
Весной на землю льёт она
Смолы живое золото.И каждый вечер по весне
Своей тропинкой узенькой
Идёт к расколотой сосне
Медведь – любитель музыки.Чуть слышно дерево поёт.
Дивясь такому случаю,
Медведь раскачивать начнёт
Плечом сосну певучую…Когда ты ходишь по лесам –
И ты тропинкой узенькой
Приди к сосне, послушай сам
Лесную эту музыку.
- Всех этих животных можно встретить в лесах Приамурья. Многие из них находятся под охраной государства.
III. Изучение нового материала.
- Какое любимое занятие было у П.Комарова, Е.Кохана, В.Рыбина (сочинять стихи)
Стихотворение |
- Посмотрите на доску, найдите слова, которые могли бы продолжить логическую цепочку
(басня, рассказ). Назовите одним словом (жанры). А как называется литературный жанр, в котором есть вымышленные (придуманные) лица, события, с участием волшебных, фантастических сил? (“Сказка” – на зелёном фоне). – А кто чаще всего сочиняет сказки – (народ).
Вывешиваются карточки с названиями национальностей.
- Русские живут (говорят дети – в России) и сочиняют какие сказки? (Русские). В Германии придумывают? (Немецкие). Французские сказки где родились? (во Франции). Как можно назвать одним словом: русские, немцы, французы (национальность). Кто знает люди какой национальности проживали триста лет назад в Приамурье? Хотите узнать? Откройте конверт-помошник, достаньте текст (звуковой ориентир, слежение детьми за ведущим голосом. На листе карта расселения коренных народов севера до прихода казаков-землепроходцев в начале XVII в.).
Вначале XVII века на территории области проживали немногочисленные племена эвенков, дауров и дючеров. Эвенки заселяли северные таёжные районы, занимались, в основном, оленеводством и охотой. Жили в чумах. На остальной территории Приамурья проживали дауры и дючеры, которые вели оседлый образ жизни. Кроме охоты они занимались земледелием, скотоводством, рыболовством. Рыбу добывали острогой, ловили сетями. Жили посёлками в бревенчатых домах, окружённых земляными валами и стенами.
- Люди какой национальности проживали в Амурской области? (Дючеры.) (“Эвенки” – на зелёном фоне). – Как называлось их жильё? (Чум) В Читинской области, Якутии, в Хабаровском и Приморском крае, граничащими с Амурской областью, жили другие национальности: нивхи,(на зелёном фоне )-нанайцы.
Вывешивается иллюстрация национальной одежды этих народов.
- В поисках лучших мест для проживания, они переезжали, меняли место жительства. Трудные условия жизни, суровый климат укорачивали жизнь людям. (пословица “Наш врождённый прищур – от снежной белизны и бурь”). Они стали малочисленными. Все, проживающие народы по берегам Амура, стали называть “народы Приамурья”.
Работа в книжках-малышках, вторая страница. Приклеивают названия национальностей народов Приамурья.
- Часто герои сказок должны спускаться в подземелье, заходить в густой лес…
- Что помогало им вернуться из этих “ловушек”? (камушки, клубочек ниток…)
- У народов Приамурья такой помощницей была зарубка – отметка рубящим орудием на чём- нибудь. В тайге на деревьях (Работа в книжках-малышках, третья страница. Записывают новое словарное слово). – Посмотрите на доску. Есть ли, слова, которые продолжили бы синонимический ряд? (Метка, вешка, отметка) Мы узнали прямое значение этого слова. Переносное значение: о том, что запомнилось крепко и надолго. (Зарубка в памяти. Заруби себе на носу). Используя зарубку, на нашем уроке это зелёный фон, определите тему нашего урока. (Нанайские и эвенские сказки). Знакомство с этими сказками мы начинаем новый большой раздел
(на доске) “Сказки народов Приамурья”. К сказкам народы Приамурья относились очень серьезно. В них чувствуется, любовь к природе. “Не знаешь тайги – на охоте заблудишься, не знаешь народных сказок – в судьбе споткнешься”. Так говорит нанайский народ.
Чтение сказки за звуковым ориентиром.
О ТОМ, КАК МЕДВЕДЬ С БУРУНДУКОМ БЕСЕДОВАЛИ
(нанайская сказка)
Все знают, что у бурундука на спине пять тёмных полосок. А когда-то он был весь рыженький. Говорят, что полоски эти – след от медвежьей лапы.
Как-то прыгал, прыгал бурундук по деревьям, но скучно ему стало, и он спустился вниз погулять по земле. Вдруг навстречу ему идёт медведь. Обрадовался бурундук: - О, старый приятель, давно мы с тобой не видались! Как поживаешь? – Ох, - вздохнул медведь, - плохо живу. Одолели меня тяжкие думы, а поделиться не с кем. – Что такое? – встревожился бурундук. – Чем ты расстроен? Расскажи мне, уж я-то тебя пойму, уж я-то тебя утешу! Медведь благодарно посмотрел на бурундука и начал рассказывать: - Видишь ли, последнее время я стал очень боятся тяжёлых железных стрел, с которыми охотятся на меня люди. А вот перед лёгкими деревянными стрелами я никакого страха не испытываю. Разве можно пробить ими мою толстую шкуру? Никакого вреда они мне причинить не могут. – Ты ошибаешься! – воскликнул бурундук. – Деревянные стрелы куда опаснее! А вот железных стрел я совсем не боюсь! Ведь я маленький зверёк, и они всегда мимо меня пролетают. И тебе советую: Остерегайся деревянных стрел! Помолчал медведь, а потом опять заговорил: - Ещё беда у меня одна. Не знаю, как спастись от своры собак, которых охотник на меня напускает. Вот если бы он только одну собаку спускал, я бы с ней быстро расправился, а от своры собак далеко не убежишь. Засмеялся бурундук: - Не понимаю, какой вред может причинить свора собак. Ведь каждая в ней только мешает друг другу! А вот когда нападает одна собака, это страшнее! Мне от одной собаки никуда не уйти, она меня сразу схватит! Советую и тебе, приятель: остерегайся одной собаки. Обидно стало медведю, что не получилась у него беседа с бурундуком. Поднял он свою тяжёлую лапу и с досады провёл когтями по рыженькой спинке бурундука. Потом зарычал обиженно и ушёл прочь. А бурундук так и остался со следами медвежьих когтей на спинке, щеголяет теперь всю жизнь с тёмными полосками. Даже ещё наряднее стал!
- Выберите слова, которые заставили медведя поднять свою тяжёлую лапу на бурундука. (Радость, досада, утешение, обида, боязнь, опасение, осторожность).
IV. Физкультминутка.
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять читать начнём.
- Я буду называть качества человека, если о них говориться в сказке, то вы встаёте и называете кому они принадлежат. (вежливость, скромность, невоспитанность, хвастливость, раздражённость, нетерпимость, упрямство, уважение…)
V. Знакомство с эвенской сказкой. Эвенский народ говорит: “Сказка помогает пургу скоротать, и характер человека распознать, и ребёнка воспитать”.
Чтение сказки за звуковым ориентиром.
ЗАЯЦ И РОСОМАХА
(эвенская сказка)
Встретились на берегу речки заяц и росомаха. Росомаха посмотрела на зайца, усмехнулась и высокомерно сказала: - Ну и худой же ты, зайчишка! Одна кожа да кости! И кому ты такой нужен? А я вот с каждым днём жирею. Потрогай-ка мою спинку. Видишь, сколько на ней сала наросло? Моя шкура стоит дорого. За один мой хвост можно приобрести медные украшения для подола женского халата. – Что поделаешь! – ответил заяц. – Тебе можно позавидовать. Всё же суп из моего мяса довольно вкусен. А главное, из моей шкурки можно сделать самое лёгкое и тёплое детское одеяло. Люди обёртывают заячьими шкурками детей, и благодаря этому они вырастают здоровыми и крепкими. Вот и посуди, кто из нас полезнее. А как вы думаете?
- Ответьте на вопрос сказки. Скажите своё мнение.
- Сейчас вам будут даны четыре пословицы народов Приамурья. Вам необходимо определить, какая лишняя, какие соответствуют главной мысли сказок. Свой выбор обосновать.
1. Не дразни старого, человека, а то вырастишь глупым.
2. Не убивай орла, а то все птицы на тебя рассердятся. (лишняя)
3. Обижать своих соседей – то же, что дразнить медведей.
4. У одного ум в словах, у другого – в делах.
V. Итог урока. (Рефлексия)
Я сегодня узнал…
Меня удивило…
Я научился…
VI. Домашнее задание.
- Приготовить иллюстрацию к сказке. (1 вариант).
- Драматизация (2 вариант).
Приложение к уроку.
Книжка-малышка.
СЛОВАРЬ. Сохатый – лось. Зарубка (метка, вешка, отметка) отметка рубящим орудием на чём-нибудь. Чум – жилище эвенков. НОВАЯ ТЕМА. Народы Приамурья.
|