Цели:
- Организовать введение в раздел "Сказка – ложь, да в ней намёк…", знакомство с новым произведением "Слониха, слонёнок и слон".
- Содействовать развитию устной речи учащихся навыка анализа, выразительного чтения, творческого воображения.
- Способствовать воспитанию дружеских, тёплых взаимоотношений.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись колыбельной, иллюстрация с героем Афанасием, рисунки детей, кукла.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте, сядьте поудобнее, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Сейчас мы прослушаем с вами отрывок из музыкального произведения. (Звучит музыка "Колыбельная".)
Дети, какую музыку вы сейчас прослушали?
Дети:
- Мы прослушали колыбельную.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель:
- Мы не случайно начали урок с прослушивания этой музыки. Какие колыбельные песни вам известны? (Народные и авторские). Мальчики организовали выставку рисунков на эту тему. А с девочками мы проведём игру-конкурс "Дочки-матери". Представьте тёмную ночь, себя на месте своей мамы, у вас маленькая дочка. Какую колыбельную песню вы ей споёте? (Девочки, желающие исполнить песню, садятся на стул, берут в руки куклу и "убаюкивают" её песней. Мальчики определяют девочку-победительницу, ставятся оценки).
III. Введение в главный раздел.
(На доске иллюстрация с изображением Афанасия, идущего к двери.)
Учитель:
- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, куда спешит Афанасий?
Дети:
- Афанасий спешит открыть дверь.
Учитель:
- Кто его туда ведёт?
Дети:
- Его ведут животные.
Учитель:
- Это неспроста. Чуть позже мы к этому вернёмся. А сейчас откройте учебник на стр. 53, прочитайте название раздела.
Дети:
- Сказка – ложь, да в ней намёк…
Учитель:
- Кто автор этих строк?
Дети:
- Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель:
- Кто может продолжить эти строки?
Дети:
- Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок.
Учитель:
- Из какого произведения эти строки?
Дети:
- "Сказка о золотом петушке".
Учитель:
- Как вы понимаете смысл этого предложения? Что значит намёк? Как вы думаете, какие сказки мы будем читать в этом разделе? Как это можно определить?
Откройте содержание (стр. 157). Прочитайте заголовки произведений, фамилии авторов. Теперь легче ответить на этот вопрос?
Дети:
- Это сказки о животных, или анималистические сказки.
Учитель:
- Почему же, читая сказки о животных, человек должен что-то наматывать себе на ус? (Предположения учащихся).
А так ли это, вы попробуете ответить после того, как прочитаете все произведения этого раздела.
Работа над стихотворением Ю. Мориц "Слониха, слонёнок и слон…"
Учитель:
- Прочитайте фамилию автора и название произведения, которое открывает этот раздел.
Дети:
- Юнна Мориц "Слониха, слонёнок и слон…"
Учитель:
- Вспомните, какие произведения Ю. Мориц вы читали?
Дети:
- "Попрыгать – поиграть", "Ванечка – пастух", "Ворона", "Что над чем", "Дом гнома, гном – дома"…
Учитель:
- В чём особенность этих произведений?
Дети:
- В них чувствуется любовь автора к детям, животным, они весёлые и очень добрые.
а) Чтение стихотворения про себя.
Учитель:
- Ребята, о чём это стихотворение?
Дети:
- О том, как слоны путешествовали.
Учитель:
- Какие картины вы себе представляли? (Предположения детей).
б) Чтение стихотворения по строфам с комментариями.
Учитель:
- Сегодня мы будем не просто читать стихотворение, и работать над его содержанием, мы начнём создавать свой диафильм. (На столе у каждого ученика лежит лист бумаги, разделённый на 9 частей).
Учитель:
- Читаем первую строфу.
Дети:
Слониха ,слоненок и слон
Устали стоять в зоопарке,
И в море уплыли на синей байдарке
Слониха, слоненок и слон.
Да-да! Унеслись во-о-н туда!
Учитель:
- Почему слон, слониха, слоненок уплыли на байдарке в море?
Дети:
- Им было скучно, они устали стоять в зоопарке.
Учитель:
- Как вы представляете себе байдарку? (лодочка)
- Какой главный элемент можно выделить из этой строфы?
Дети:
- Нам нужно нарисовать лодочку.
Учитель:
- Поставьте цифру 1 и нарисуйте этот элемент.
Учитель:
- Читаем вторую строфу.
Дети:
Слониху, слоненка, слона
Пушистые волны качали,
И детской улыбкой дельфины встречали
Слониху, слоненка, слона.
Да-да! И слоны улыбались тогда!
Учитель:
- Как вы себе представляете волны?
Дети:
- Мягкие, пушистые.
Учитель:
- С кем подружились слоны? С чего это началось?
Дети:
- С улыбки.
Учитель:
- Скажите, а "детская улыбка" – это какая?
Дети:
- Добрая, открытая.
Учитель:
- Поставьте цифру 2 и изобразите улыбку на листе.
Учитель:
- Продолжаем создавать диафильм. Прочитайте 3 строфу.
Дети:
Слонихе, слоненку, слону
Глоток задушевности нужен -
Дельфины устроили дружеский ужин
Слонихе, слоненку, слону.
Да-да! И меня пригласили туда!
Учитель:
- Как вы понимаете выражение "глоток задушевности нужен"?
Дети:
- Это, значит, пообщаться сердечно, искренне.
Учитель:
- А когда в вашем доме устраивают дружеский ужин за чашечкой чая, какое главное угощение стоит на столе?
Дети
- Пирог, торт.
Учитель:
- Нарисуйте это в третьем кадре.
Учитель:
- Молодцы! Читаем 4 строфу.
Дети:
Слониху, слоненка, слона
Дельфины любили, как братья, -
Прощаясь, они заключили в объятья
Слониху, слоненка, слона.
Да-да! И меня заодно!
Учитель:
- Как сложились отношения между дельфинами и семьей слона?
Дети:
- Они подружились.
Учитель:
- Из каких слов это видно?
Дети:
- Любили, как братья.
Учитель:
- Что, значит, заключили в объятья?
Дети:
- Обняли на прощание.
Учитель:
- Когда люди прощаются, какие жесты они при этом выполняют?
Дети:
- Они обнимают друг друга, жмут друг другу руки.
Учитель:
- Что можно нарисовать на этом кадре? (Предположения детей)
IV. Физкультминутка.
Учитель:
- А сейчас давайте отдохнём.
Здравствуй, друг.
Как ты тут?
Где ты был?
Я скучал.
Ты пришёл! Хорошо!
- Поставьте цифру 4 и создайте кадр.
Учитель:
- Вот мы и подошли к следующей строфе.
Дети:
Слониха, слоненок и слон
В обнимку растаяли в дымке, -
Дельфинам на память
Остались на снимке
Слониха, слоненок и слон.
Да-да! И улыбка моя до ушей!
Учитель:
- Что означает "в обнимку растаяли в дымке"?
Дети:
- Исчезли в тумане, пропали.
Учитель:
- А что осталось на память дельфинам?
Дети:
- На память остался снимок.
Учитель:
- Какой основной предмет можно выделить из этой строфы и зарисовать? Поставьте цифру 5 и создайте следующий кадр диафильма.
Читаем следующую строфу.
Дети:
Слониха, слоненок и слон
В авоську сложили подарки,
И в Химки вернулись на синей байдарке
Слониха, слоненок и слон.
Да-да! Не бросают слоны малышей!
Учитель:
- Почему слоны вернулись?
Дети:
- Наверное, потому, что здесь их дом, у них здесь остались малыши.
Учитель:
- Что привезли с собой слоны?
Дети:
- Они привезли с собой подарки.
Учитель:
- А вы любите получать подарки? Нарисуйте подарок на следующем кадре.
Кто из вас желает прочитать следующую строфу?
Дети:
Слониху, слоненка, слона
Встречал слоновод знаменитый,
И бал ожидал на веранде открытой
Слониху, слоненка, слона.
Да-да! Я с верблюдом плясала тогда!
Учитель:
- Кто такой слоновод?
Дети:
- Человек, который ухаживает за слонами.
Учитель:
- Почему слонов встречал "слоновод знаменитый", да еще устроил им праздник?
Дети:-
- Наверное, потому, что их любили и соскучились по ним.
Учитель:
- Дети, бал-это большой праздник. А в завершении любого праздника какое зрелище вы часто наблюдаете?
Дети:
- Очень часто после праздника мы видим салют.
Учитель:
- Правильно, нарисуйте салют в седьмой кадр.
Следующие две строфы объединим в одну.
Дети:
Слониха, слоненок и слон
Во сне по дельфинам тоскуют,
И хоботом ищут капусту морскую
Слониха, слоненок и слон.
Да-да! Спят и видят ее,
Любимое блюдо свое!
Слонихе, слоненку, слону
Морская капуста приятна -
Дельфины во сне ее шлют, вероятно,
Слонихе, слоненку, слону.
Да-да! По своей доброте!
Учитель:
- По кому и по чему скучают слоны?
Дети:
- Вероятно, они скучают по дельфинам и по капусте.
Учитель:
- А где они могут попробовать морскую капусту?
Дети:
- Наверное, только во сне.
Учитель:
- Скажите, дети, а когда к нам приходит сон?
Дети:
- Обычно сон приходит ночью.
Учитель:
- Чтобы вы нарисовали на восьмом кадре нашего диафильма?
Дети:
- Звёзды, луну.
Учитель:
- Вот мы подошли к последней строфе стихотворения.
Дети:
Слониха, слонёнок и слон
От нежности рты открывают,
Глаза закрывают, и нам напевают
Слониха, слонёнок и слон.
Да-да! О мечте! О мечте!
Учитель:
- О чем это стихотворение? Найдите подтверждение своего ответа в последней строфе.
Дети:
- "…и нам напевают ( слониха, слониха, слоненок и слон) Да-да! О мечте! О мечте!"
Учитель:
- Да, о мечте. Это веселая добрая фантазия-мечта о дружбе, о настоящих друзьях, о доброте и душевном тепле. Так может фантазировать ребенок и взрослый, который не забыл, что он был ребенком. Когда вы читали стихотворение, чьё присутствие вы ещё ощущали, из какой строчки в каждой строфе это видно?
Дети:
- Чувствуется присутствие автора.
Учитель:
- Попробуйте прочитать последние строчки каждой строфы с тем чувством, которое автор постарался вложить в них. Что можно сказать об авторе?
Дети:
- Он тоже мечтает отправиться в путешествие вместе со слонами, встретить интересных друзей.
Учитель:
- Посмотрите на лист бумаги. У вас получился план диафильма. И не просто план, а план из рисунков. Рисунки помогут выполнить содержание каждой Зстрофы. Домашним заданием вам будет закончить последний кадр диафильма, пофантазировать и помечтать, а также более подробно дорисуйте кадры другими словами-рисунками и выполните их в цвете.
V. Закрепление.
1. Выразительное чтение стихотворения. (Ставятся оценки.)
VI. Прослушивание в грамзаписи песни "Слониха, слонёнок и слон" в исполнении дуэта Никитиных.
Учитель:
- Дети Татьяна и Сергей Никитины на слова Юнны Мориц сочинили музыку, и у них получилась очень интересная и весёлая песенка. Сейчас мы её с вами прослушаем.
VII. Итог урока.
Учитель:
- Дети, почему это стихотворение начинает, открывает раздел" Сказка-ложь, да в ней намёк"?
Дети:
- Потому что стихотворение похоже на сказку, его герои-животные. Люди тоже бывают одиноки, им тоже "глоток задушевности нужен".
Учитель:
- Да, дети, мы прочитали о слонах, а задумались о людях.(Выставляются оценки за работу на уроке.)
VIII. Домашнее задание.
Учитель:
- Дети, Афанасий предлагает вам выучить наизусть английскую народную песенку" Кораблик" и сочинить к ней свою музыку.