Цели и задачи.
- Формирование у учащихся целостного представления о четырех стихиях: огонь, воздух, земля, вода, через интеграцию предметных знаний, полученных на уроках химии, физики, биологии, географии, ОБЖ, экологии.
- Активизация познавательной деятельности учащихся, через участие в процессах проектирования, подготовки и проведения мероприятий предметной недели.
- Воспитание у учащихся творческой активности, бережного отношения к окружающей природе, правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, ответственности и самостоятельности, через участие в выставке творческих работ, конкурсах, викторинах, презентациях.
- Формирование коммуникативных умений учащихся, через работу в разновозрастных группах.
Время проведения: предметная неделя проводится в два этапа и рассчитана на две учебные недели. На первом этапе осуществляется проектирование и подготовка мероприятий, на втором- демонстрация результатов подготовки, проведение мероприятий.
Участники: учителя и учащиеся основной и средней школы.
Форма организации учащихся: индивидуальная и групповая. Организуются разновозрастные группы.
Формы организации мероприятий: презентация (“Конференц-зал”), просмотр фильмов (“Школьный кинотеатр”), сценирование (“На театральных подмостках”), демонстрация опытов (“Химическая лаборатория”), выставка (“Музей минералов”), конкурс, мастер-класс, викторина.
Первый этап (подготовительный).
1-ый день: открытие предметной недели естествознания.
На общешкольной линейке появляются четверо учащихся в костюмах, символизирующих четыре стихии: огонь, воздух, землю, воду. Они объявляют тему предметной недели естествознания: “Огонь. Воздух. Земля. Вода.”, декламируют стихотворение Семена Кирсанова “Этот мир” и говорят о том, что каждой стихии будет посвящен один день. Создается организационная группа, в которую входят учителя химии, физики, биологии, географии и по одному представителю от каждого класса. В течение учебного дня они проводят опрос среди учащихся школы о том, что их интересует в данной теме, в каких видах работ желают принять участие, затем проектируют собственно саму предметную неделю и составляют план.
2 - ой день: проектирование и планирование предметной недели.
План проведения предметной недели вывешивается на стенде, организуются творческие группы из учащихся разных классов для работы по четырем номинациям (“огонь”, “воздух”, “земля”, “вода”) в предметах – химия, физика, биология, география. Итого в подготовительной работе принимают участия 16 разновозрастных групп. Организуют работу этих групп учителя-предметники.
3–6-й дни: работа в творческих группах.
Учащиеся готовят презентацию “своей стихии” с точки зрения того предмета, в котором группа работает, подбирая задания для викторин, пословицы, загадки. Группы, работающие в предмете “химия” готовятся к проведению химического эксперимента в каждой номинации. Учитель ОБЖ с учащимися 5–6 классов инсценирует чрезвычайные ситуации и правила поведения человека при пожаре, землетрясении, наводнении, снежных заносах. Группа “Земля”, работающая в предмете “география”, готовит “ Музей минералов”. Объявлен конкурс рисунков и агитационных плакатов на тему “Огонь - мой друг и мой враг”, “Вода – мой друг и мой враг”, “Огонь + воздух = трагедия”, “Тепло + воздух + вода = жизнь”.
Второй этап (предметная неделя).
Каждой стихии отведен отдельный день. В плане на каждый день прописаны время, место, участники и ответственные мероприятий. Викторины, конкурсы, выставка, кинолекторий проводятся на переменах в специально организованных местах (“Школьный кинотеатр”, “Музей минералов”, “Выставочный зал”). В конце каждого дня проводится обобщающее мероприятие, на котором данное понятие обсуждается с точки зрения физики, химии, биологии, географии (“Конференц-зал”); инсценируются чрезвычайные ситуации и строятся алгоритмы действий человека во время пожара, землетрясения, снежного заноса, лавины, наводнения (“Театр стихий”); демонстрируются химические опыты (“Химическая лаборатория”). (Приложение 5)
Содержание первого дня: “Огонь”. (Приложение 1)
- “Школьный кинотеатр” - просмотр видеофильма “Стихия – огонь” (пожары, вулканы, молнии).
- “Конференц-зал” - презентация наработок творческих групп в номинации “Огонь”: характеристика огня с точки зрения физики, химии, географии, биологии.
- “Химическая лаборатория” - демонстрация опытов, протекающих только при нагревании.
- “Театр стихий” - инсценирование чрезвычайной ситуации и построение алгоритма действий человека во время пожара.
- “Выставочный зал” - конкурс рисунков и плакатов на тему “Огонь – мой друг и мой враг, конкурс “Объясни смысл словосочетаний”.
Содержание второго дня: “Воздух”. (Приложение 2)
- “Школьный кинотеатр” - просмотр видеофильма “Стихия – воздух” (песчаные бури, торнадо, ураганы).
- “Конференц-зал” - презентация наработок творческих групп в номинации “Воздух”: характеристика воздуха с точки зрения химии, физики, биологии, географии.
- “Химическая лаборатория” - демонстрация опытов.
- “Выставочный зал” - конкурс рисунков и плакатов на темы “Огонь + воздух = трагедия”, “Тепло + воздух = жизнь”.
- Мастер-класс по изготовлению воздушных змеев. Запуск воздушных змеев.
Содержание третьего дня: “Земля”. (Приложение 3)
- “Школьный кинотеатр” - просмотр видеофильма “Стихия – земля” (землетрясения, лавины).
- “Конференц-зал” - презентация наработок творческих групп в номинации “Земля”: характеристика с точки зрения физики, химии, биологии, географии.
- “Химическая лаборатория” - демонстрация опытов с использованием природных минералов.
- “Театр стихий” - инсценирование чрезвычайной ситуации и построение алгоритма действий человека во время землетрясения.
- “Музей минералов” - посещение учащимися выставки, созданной творческой группой “Земля” в предмете география.
- “Выставочный зал” - викторина “Континенты”.
Содержание четвертого дня: “Вода”. (Приложение 4)
- “Школьный кинотеатр” - просмотр видеофильма “Стихия – вода” (наводнения, цунами).
- “Конференц-зал” - презентация наработок творческих групп в номинации “Вода”: характеристика воды с точки зрения химии, физики, географии, биологии.
- “Химическая лаборатория” - демонстрация определения электропроводности водных растворов различных веществ и проведение реакций между растворами электролитов.
- “Театр стихий” - инсценирование чрезвычайной ситуации и построение алгоритма действий человека при наводнении.
- “Выставочный зал” - викторина “Вода”, конкурс на лучшую загадку, пословицу или поговорку о воде.
В конце четвертого дня объявляется тема последнего дня предметной недели естествознания – “Слава огню, воздуху, земле и воде!”.Учащиеся объединяются в пять групп: четыре группы по номинациям “Огонь”, “Воздух”, “Земля”, “Вода” для подготовки выступлений на итоговом мероприятии; пятая – для праздничного оформления зала.
Содержание пятого дня: “Славим огонь, воздух, землю и воду!”.
Этот день – праздничный. На переменах по школьному радио звучит музыка, посвященная природе, школьные радиокорреспонденты берут интервью у учащихся и учителей, участники разных номинаций обмениваются между собой символами или сувенирами, изготовленными своими руками. Выступающие проводят последние репетиции к итоговому мероприятию. После уроков все собираются в украшенном зале для торжественного завершения предметной недели естествознания.
- Выступления творческих групп, прославляющих огонь, воздух, землю и воду.
- Обобщающее выступление учителей-предметников по результатам предметной недели.
- Награждение победителей конкурсов, викторин и наиболее активных участников предметной недели.