Цели и задачи:
- Воспитание нравственности, духовности, трудолюбия.
- Формирование познавательного интереса к русской истории и традициям, бережное отношение к народному искусству.
- Знакомство с оформительским материалом “оракал” и его возможностями в области аппликации.
- Развитие пространственного мышления, творческого воображения, специальных умений и навыков.
Оборудование.
Для учителя.
- Репродукции картин русских художников В.Перова, П.Кустодиева, К.Коровина, Петрова-Водкина и др.
- Таблицы с изображением старинных русских самоваров, современные самовары.
- Заготовки комплектов оракала различных цветов и оттенков, а также основ для фона форматом А4 из цветного картона, обоев на флизелиновой основе, самоклеющейся бумаги различных фактур и расцветок.
Для учащихся.
- Ножницы, цветной картон, альбом, простой карандаш.
План занятия.
1. Организационная часть
2. Знакомство с новым поделочным материалом
3. Беседа о традициях русского чаепития и русском самоваре
4. Объяснение учебного задания
5. Самостоятельная работа учащихся
6. Выставка и обсуждение работ учащихся
Ход занятия
После проверки готовности учащихся к занятию, раздаю им комплекты с наборами самоклеющейся пленки оракал (ORACAL) различных оттенков. На дом дети получили задание подобрать для фона к работе цветной картон формата А-4 или такой же по размеру кусок обоев на флизелиновой основе любого оттенка.
Учитель: Традиция пить чай на Руси появилась в XVII веке. Он был завезен к нам из Китая и назывался тогда “китайская трава”. А к началу ХХ века Россия стала самой чае потребляющей страной мира. Об этом говорят нам целый ряд произведений литературы и изобразительного искусства.
* Рассматриваем вместе с учениками репродукции картин художников: В. Перова “Чаепитие в Мытищах”, Б. Кустодиева “Купчиха за чаем”, Петров-Водкин “Натюрморт” и др.
Учитель. Говоря о русской традиции пить чай нельзя не сказать о самоваре – русской чайной машине, как называли ее в Европе. Слово самовар перешло от нас почти на все языки мира. Первые упоминания о самоваре относятся к 1745 году. С течением времени внешний вид самовара и его художественное оформление менялись. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, не избежали влияния и модерна. Назовем главные детали самовара.
Ученики: Емкость для воды, кувшин для топлива, крышка, кран.
Учитель. До войны 1812 года ежегодно в московской губернии на заводе самоваров Павла Силина выпускалось около трех тысяч штук. XIX век – “золотой век” самоварного дела России. Отсюда такое многообразие форм: конические, гладкие, граненые, шарообразные, цилиндрические, в стиле “неогрек”, воспроизводившем античные формы древнегреческих амфор. Размеры – от стакана до 20 литров. К 1913 году в Туле ежегодно выпускалось 660 тыс. штук самоваров.
А теперь самостоятельная работа.
Мы выполняем композицию на тему “Чаепитие у самовара”. Это может быть натюрморт или сюжетная композиция, выполненные в технике аппликации.
Выбираем основу, которая будет являться фоном композиции.
Учащиеся выбирают заготовки (формат А4) и получают наборы цветной самоклеющейся пленки (оракал) различных оттенков. Это отработанные остатки из художественных рекламных мастерских.
- Первый этап – задумка композиции. На черновике карандашом можно выполнить несколько вариантов поисковых композиций и определиться с выбором.
- Второй этап – вырезание из материала и создание непосредственно композиции. Формы самоваров упрощаем, стилизуем также окружающие предметы и фигуры людей.
Небольшая сложность состоит в том, что элементы композиции мы рисуем на обратной стороне оракала, на бумажном слое. Многие дети создают многослойные предметы, исходя из наличия родственных оттенков материала, что придает работам законченное звучание. Акценты делаются на яркие, фольклорные цвета, благодаря чему и достигается выразительный результат. Для более успешной работы с материалом можно применять ножи-резаки с регулятором выдвижения лезвия. С его помощью можно крепить фрагменты композиции на основу, т. к. при наклеивании необходимо соблюдать большую точность и аккуратность. Данная работа занимает основное количество отведенного времени.
В конце второго часа проводим выставку и обсуждение выполненных работ.