Цели урока:
1. Научить находить место десятичных дробей на числовой прямой.
2. Закрепить способ поразрядного сравнения десятичных дробей.
3. Закрепить способы сравнения позиционных дробей.
Оборудование:
1. Карточки с десятичными и позиционными дробями;
2. Заготовки числовых лучей;
3. Информационная компьютерная таблица.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи.
У.: Дети сравнивали десятичные дроби и вот что у них получилось:
12,09 > 12,1
Д.: Неверно!
У.: Почему? Что дети не знали?
Д.: У этих чисел целая часть одинаковая, а в дробной части решили, что 9 больше, чем 1. Надо было посмотреть, что 1 – это десятая часть, а 9 – сотая. 10 сотых, составляет 1 десятую, поэтому 1 десятая часть больше, чем 9 – сотых. И надо поставить знак меньше: 12,09 < 12,1.
У.: Так как же правильно сравнивать? Вспомним алгоритм сравнивания десятичных дробей. С чего надо начинать процесс сравнения дробей? Способ сравнения дробей отличается от способа сравнения целых чисел? На что надо смотреть в первую очередь, а потом на что?
(На экране поэтапно появляется алгоритм.)
Как сравнивать десятичные дроби
4. Так анализируй каждый разряд дробной части числа.
3. Практическая работа.
У.: Пользуясь алгоритмом, сравните десятичные дроби и поставьте знаки <, >.
(Время для работы 4–5 минут).
23,43 * 23,9 |
64,03 * 63,3 |
45,23 * 54,23 |
19,1 * 19,09 |
0,12 * 0,9 |
45,07 * 45,7 |
Проверка выполнения задания.
У.: Что интересного заметили? Были ли среди них легкие?
Д.: Некоторые числа можно было сравнить по целой, а у некоторых пришлось сравнивать по дробной части.
У.: Какие было интереснее сравнивать? Почему?
Д.: 23,43 < 23,9. Там целые равны, а в дробной части, если не знать правило, можно сравнить как 9 и 43, и можно допустить ошибку.
У.: Теперь проверим, у вас такие ответы? (Слайд на экране с готовыми ответами)
23,43 < 23,9 |
64,03 < 63,3 |
45,23 < 54,23 |
19,1 > 19,09 |
0,12 < 0,9 |
45,07 < 45,7 |
У.: Молодцы, справились.
У.: Дети на числовом луче располагали числа в различных системах счисления. Дошли до 3 и остановились. Почему? (Слайд на экране с началом луча.)
У.: Какое число в четверичной системе счисления на луче должно быть следующим?
Д.: Даны первые однозначные числа, надо найти место первому двузначному числу. Следующее число будет 104. Так как 4 мерки ei в четверичной системе счисления будут составлять одну мерку второго разряда.
4. Работа в группе.
У.: Расположите десятичные и позиционные дроби на числовом луче. (Для каждой группы одна карточка с десятичной дробью.)
5,37 |
6,67 |
2,34 |
3,134 |
8,6 |
9,19 |
У.: Что интересного вы заметили?
Д.: У этих чисел система счисления разная.
У.: Посмотрите внимательно и выберите для работы нужный числовой луч. (На доске заготовки числовых прямых.) Они разные. Обсудите, выберите луч, который подходит вашему числу.