Беседа. Гостинец с ярмарки - сладкий пряник.
1. Тема блока: Народное творчество в изобразительном искусстве.
Урок по программе Кузина В.С. Декоративное рисование.
2. Творческое название:
Пряники, пряники
Вкусные и сладкие.
3. Данный проект охватывает тему: В мире изобразительного искусства
4. Основополагающий вопрос: Пряники для праздника. Какие они?
5. Тип занятия: Применение знаний на практике.
(Урок-повтор, импровизация)
6. Форма проведения: Защита проекта
7. Участники проекта
- учащиеся 4 класса
- учитель изобразительного искусства
- учитель начальной школы
8. Время проведения - 4 урока
3 урока изобразительного искусства и 1 урок труда по расписанию.
9. Место проведения
- кабинет изобразительного искусства
- компьютерный класс
- библиотека
- кабинет начальной школы
10. Дидактические цели
- Раскрыть обучающимся красоту, художественную ценность пряника, одного из наиболее значительных и выдающихся проявлений народного творчества;
- Выявить особенности разных видов пряников;
- Создать условия для развития интереса к народному творчеству, культуре и традициям.
- Расширить представление учащихся о характере творческой деятельности мастера, воспитать у них бережное отношение к народному искусству и его создателям.
11. Методические задачи
- Приобщение к полезной деятельности;
- Развитие творческих способностей;
- Развитие художественно-эстетического вкуса;
- Формирование навыков по исследовательской деятельности;
- Совершенствование умения работы со справочной литературой;
12. Темы исследований.
1. История пряника
2. Виды пряников (лепные, печатные, силуэтные)
3. Стихи, сказки, пословицы, загадки о пряниках
4. Декоративность пряника
5. Чудесные пряничные доски.
6. Искусство мастеров - резчиков и пекарей, связанное с многообразием обрядовой роли пряников в русском быту.
13. Учебный план проекта
Урок 1
Презентация урока
- выдвижение проблемы и формирование основополагающего вопроса
- выдвижение гипотез решения
- формирование проблемных вопросов
- создание групп
Урок 2-3
- проведение практической работы (Эскизы и выполнение образцов из соленого теста)
- создание буклета, презентации
Урок 4
- презентация результатов деятельности
- обсуждение и высказывание предложений по выполненным работам
14. Темы самостоятельного исследования учеников.
1 группа.
- История пряника
- буклет
- стихи, поговорки о пряниках
2 группа
- лепной пряник
- альбом эскизов лепных пряников
- выполнить образцы лепных пряников (соленое тесто)
3 группа
- печатный пряник
- альбом эскизов печатных пряников
- пряничная доска
- выполнить образцы печатных пряников (соленое тесто)
4 группа
- силуэтный пряник
- альбом эскизов силуэтных пряников
- формы для пряников
- выполнение образцов силуэтных пряников (соленое тесто)
15. Планируемый результат
- Сбор информации по теме проекта;
- Выполнение групповых и индивидуальных творческих заданий;
- Выполнение методических материалов и пособий для использования на уроках изобразительного искусства и труда;
- Создание творческого альбома с работами участников групп.
Ход урока
Пряники русские,
Сладкие, мятные,
К чаю ароматному
Угощенье знатное.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы подвести итог нашего труда. В течение нескольких уроков вы трудились над проектом - тема: Пряники для праздника.
Творческое название проекта -
“Пряники, пряники
Вкусные и сладкие”
Сегодня у нас последний этап. Работа каждой группы будет оцениваться. Критерии оценки: (выдать листы с критериями оценки выступления. Проговорить о пятибалльной системе выставления оценки)
- увлеченность группы темой
- культура выступления
- практическая часть работы
- достижение цели
- наличие выводов
Итак, мы начинаем работу.
Жизнь наших предков переплеталась с обычаями и обрядами, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и труд. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Об одной из них и поговорим сегодня.
Много праздников чтил наш народ, а где праздник, там подарки и угощения, вкусные и нарядные пряники.
Ученик: Из словаря Даля читаем:
Пряник - лакомство хлебное на меду, на патоке с разными пряностями.
Из словаря Ожегова :
Пряник – Сладкое мягкое печенье в виде лепешки или плоской фигурки.
Учитель: Прянички медовые - гостинцы добрые, они и глаз развеселят, и рот потешат.
Сказать, кто и когда изготовил первый пряник, невозможно. И как поется в песне - “Пряники русские”...
…Может , бабка, может, дед замесили тесто из муки, из патоки, выпекали пряники…
Ученики: I группа учащихся
“ История пряника”.
Цель. Узнать об истории пряника
Задачи:
- найти различные источники об истории пряника, традициях изготовления;
- обобщить найденный материал;
- сделать выводы.
В конце нашего выступления мы предложим вам задание.
А какое - это секрет. Будьте внимательны!
Ученик: Пряник со времени своего появления прошел очень длинный путь... (ПРИЛОЖЕНИЕ 1, презентация 1)
Ученик помощник. Ребята, у вас есть дополнения к материалу группы.
Ученица читает стихи (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Ученики: Сейчас мы хотим провести игру, кто быстрее отгадает кроссворд.
Трем группам выдаётся лист с кроссвордом. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Учитель. Спасибо!
Подведём итог работы группы.
Группы выставляют баллы, поднимая карточки.
Баллы записываются в общую таблицу.
Учитель: Тема над которой мы сегодня работаем - Пряники для праздника. Какие они?
Герой нашего урока - вопрос - КАКОЙ?
Он будет часто сегодня встречаться. Он поможет нам узнать сегодня все о пряниках.
II группа
“Лепные пряники”
Какие они – лепные пряники?
Цель: Узнать все о лепных пряниках.
Задачи:
- познакомиться с характерными особенностями лепного пряника;
- дать характеристику видам лепного пряника;
- обобщить материал о лепном прянике;
- выполнить творческую работу;
- сделать вывод
Лепной пряник – самый древний. Лепной пряник пришел к нам из языческой Руси... (ПРИЛОЖЕНИЕ 4, презентация 2)
А сейчас мы хотели бы, чтобы вы ребята придумали творческое название для пряников, которые мы вам предлагаем - 1, 2, 3.
Ученица читает свои стихи (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
Учитель (помощник учителя): Какие оценки будут у нас сейчас?
ТАНЕЦ ПОД МУЗЫКУ ПЕСНИ “Русские пряники”
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
III группа
Старичок к старухе воротился.
Что ж? Перед ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне.
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным.
Из какого произведения эти строки? (отрывок из “Сказка о рыбаке и рыбке” Пушкина С.А.)
“Печатные пряники” - самые красивые
КАКИЕ ОНИ?
Цель: Узнать историю о печатных пряниках
Задачи:
- найти информацию о печатном прянике
- обобщить найденный материал
- выполнить творческую работу
- сделать вывод
Пряники печатные,
До того приятные.
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим!
Слайд-программа
Пряники с рисунками, сделанные при помощи досок, в народе называли печатными.(ПРИЛОЖЕНИЕ 6, ПРИЛОЖЕНИЕ 7, презентация 3)
Игра.
Ученики группы предлагают определить лишний пряник. - СЛАЙД С ИГРОЙ
(ПРИЛОЖЕНИЕ 8 “ЛИШНЕЕ СЛОВО”, Презентация 5)
(ученик-консультант группы четко объясняют ответ, но только после ответа учащихся групп)
Учитель (помощник учителя): Спасибо.
Обсудим в группе и выставим оценки.
IV группа
“Силуэтные пряники”
КАКИЕ ОНИ?
Цель: Узнать все о силуэтных пряниках
Задачи ( можно не зачитывать задачи, а сказать, что они такие же как и предыдущих групп)
- найти различные источники о силуэтном прянике;
- представить результаты поиска в виде творческой работы, слайд-программы;
- обобщить найденный материал
- сделать вывод.
"Обойди весь белый свет - красивей нет"
Пряники-пряники!
Что за чудо - пряники!
И с начинкой, и простые,
Облитые, расписные.
С появлением сахара, когда пряничное производство и торговля пряниками достигли наибольшего объема, исчисляемого тысячами тонн, появились пряники силуэтные...(ПРИЛОЖЕНИЕ 9, презентация 4)
Ученики: ИГРА - КТО БЫСТРЕЕ СЛОЖИТ ПРЯНИК.
(9 ЧАСТЕЙ)
Группам выдаются конверты, в которых находится рисунок пряника, разрезанный на 9 частей. Ребятам необходимо как можно быстрее сложить рисунок и назвать изображение, которое получилось.
Дополнение (можно не останавливаться и не дополнять)
Оценим работу группы.
Учитель (помощник учителя): Пока подсчитывают итоговые баллы, проведем с вами игру. Текст игры может быть оформлен слайдами в программе Power Point или на листе бумаги укрепленным на доске.
Подведение итогов работы групп.
Слаженно и дружно потрудились.
Спасибо всем.
Ребята, посмотрите на слова, расположенные на доске -
ИСТОРИЯ ТРАДИЦИЯ
ИСКУССТВО МАСТЕРОВ
ПАМЯТЬ
ПОДАРОК
ЛАКОМСТВО
Учитель: Ребята, что можно сказать, используя эти слова на тему - “Пряники для праздника”. Подходят ли они к слову - пряник? И почему, не смотря на большое разнообразие сладостей - пряник всё же есть и пряник остается ?
Ученик: Пряник - вкусное лакомство.
Сегодня пряник не только лакомство, но и память об искусстве изготовления пряников в далекие времена.
Искусство пряника — живая национальная традиция. Как не может иссякнуть родник, дающий начало великой Волге, так никогда не иссякнет народное творчество. Мудрое и прекрасное, оно учит видеть красоту в простом и малом.
Мы с вами сегодня познакомились с историей пряничного ремесла на Руси. Сегодня мы тоже можем лакомится пряником.
Мы можем купить пряники: мятные, с начинкой, шоколадные, покрытые разноцветной глазурью…
Наши кондитеры города Лесного тоже подходят к изготовлению пряника с любовью, творчески. В подарок кондитеры кофе “Гномик” испекли яркие, красочные пряники. Ребята рассматривают пряники.
В процессе работы над темой вы подготовили и представили пословицы и поговорки (ПРИЛОЖЕНИЕ 11)
О них, более подробно вы поговорите на уроке внеклассного чтения. (ПРИЛОЖЕНИЕ 12)