Нравственные основы семьи и брака

Разделы: История и обществознание, Школьная психологическая служба

Классы: 8, 9

Ключевые слова: семья, брак


Цели:

1. Актуализация у подростков опыта семейного взаимодействия.

2. Создание условий для осознания учащимися позитивного семейного опыта.

3. Формирование представлений о любви и ее психологических составляющих.

Задачи:

1) определим, понятия семья, любовь;

2) познакомим, с классификациями чувства любви и любви как отношения к другому;

3) выявить перспективность мотивов вступления в брак;

4) подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений.

Ход урока

Прежде чем приступить к изучению темы, определимся с понятиями, которыми будем оперировать. Напишите слово семья и несколько ассоциаций, которые у вас возникают, когда вы слышите это слово... (1 мин.). А теперь для обогащения нашего понимания этого понятия давайте обменяемся своими ассоциациями, для этого каждый по очереди называет одно слово-ассоциацию... (1–2 мин.).

Что движет людьми, когда они создают семью, вступают в брак?.. (Ответы детей.) Первым, основным, ведущим мотивом является любовь.

Что же такое любовь?... Итак, это чувство, основанное на доверии, уважении, ответственности, нежности и заботе о том, к кому оно направлено. Злость – это чувство? Да, пришло – ушло. Тоска – этo чувство? Да, пришла – ушла. Любовь – это чувство... (реакция детей: пришла – ушла). Мы, действительно, не испытываем ее 24 часа в сутки да еще на протяжении всей жизни. Тогда что же такое любовь? (Риторический вопрос).

Когда мы слышим “я сижу на стуле”, “я ем суп”, мы понимаем, о чем идет речь? (Да) Что делает человек, говоря “я люблю тебя”? (Проявляет свои чувства: целует, обнимает, нелепо прикасается, дарит подарки, говорит комплименты, ласковые слова, помогает...). Это любовь отношение.

А как же тогда любовь к родине, еде, природе: люблю мороженое, осень, грустить, смотреть на звезды?.. Это способность любить. Ее можно развивать, этому можно научиться, если есть желание.

Так что же такое любовь?.. (Ответы детей.) Послушайте отрывок из Ненаучной классификации неизвестного автора [1].

Ваше сердце бешено бьется, а дыхание захватывает?

– Это не Любовь, это Симпатия.

Вам трудно даже физически оторваться друг от друга?

– Это не Любовь, это Вожделение.

Вы гордитесь своим партнером?

– Это не любовь. Это Удача.

Вы хотите всегда быть с партнером?

– Это не Любовь, это Одиночество.

Вы с ним/ней, потому что так надо?

– Это не любовь, это Преданность.

Вы поддерживаем партнера, только чтобы не обидеть?

– Это не Любовь, это Жалость.

Вы с партнером ради единственного поцелуя?

– Это не Любовь, это Неуверенность.

Вы принадлежите партнеру, потому что не можете ничего с этим поделать?

– Это не Любовь, это Сильное Увлечение.

Вы прощаете партнеру все ошибки?

– Это не Любовь, это Дружба.

Вы каждый день твердите, что он/она единственный/ая, о ком вы думаете всегда?

– Это не Любовь, это Ложь.

Вы готовы oтдать все ради партнера?

– Это не Любовь, это Милосердие...

Существует множество классификаций любви. Например, известный психолог, философ и социолог Эрих Фромм (1900–1980) предложил такую:

1 – братская любовь – предполагает чувство ответственности, заботу, уважения, знание другого человека, желание помочь ему; это любовь ко всем людям.

2 – материнская любовь – это безусловное утверждение жизни ребенка; эта любовь полна альтруизма, она ничего не требует взамен.

3 – эротическая любовь – это страстное желание полного слияния, соединения с другим человеком.

4 – любовь к себе.

Выдающийся американский психолог Абрахам Маслоу (1908–1970) разделил любовь на 2 вида:

1 – дефицитарная любовь: исходит из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, уважение. общение, эмоциональное тепло. Это эгоистическая любовь, которая берет, а не дает.

2 – бытийная любовь – основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его.

Мне больше нравится типология, предложенная другим американским психологом Клайдом Хендриком. Он выделил 6 типов любви:

Эрос – страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию.

Людус – любовь-игра, предполагающая менее ответственное отношение к партнеру и допускающая возможность измены.

Строге – спокойная, теплая и надежная любовь-дружба.

Прагма – рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю, любовь по расчету.

Мания – смесь страстности и ревности, любовь-одержимость, любовь-безумие, для которой хapaктерна зависимость от объекта влечения.

Aгапе – бескорыстия любовь-самоотдача, жертвенная любовь.

К какому бы виду ни относилась любовь, она предполагает эмоциональный контакт. Это обмен эмоциями и чувствами. Для этого мы используем улыбки, жесты, мимику, прикосновения, интонации. В зависимости от того, какие чувства мы вкладываем в свое отношение любви, она бывает зрелой и незрелой.

Зрелая любовь – это и радость, и боль, и свобода, и ответственность, и права, и обязанности, и стремление к удовольствию, и сдержанность.

Незрелая любовь – это любовь-собственничество: “мой, моя, хочу владеть”.

В тетради ответьте на вопрос: какой тип любви вы хотели бы встретить, испытать?

Но кроме любви есть и другие мотивы вступления в брак и создания семьи (запись в тетради под комментарий учителя и учеников о перспективах семейной жизни в таком браке).

2. Общность взглядов и интересов (например, археологи, ученые, которые почти все время проводят вместе – брак будет достаточно прочным, поскольку основан на общих интересах).

3. Материальный расчет достижение комфортных условий существования (брак может быть прочным, если разумный (не эмоциональный!) расчет сделан обеими сторонами, например, заключен брачный контракт, и каждая сторона несет свою долю ответственности за семейное благополучие).

4. Достижение желаемого статуса (например, ты – дочь генерального директора, чтобы я смог войти в совет директоров, мне необходимо на тебе жениться... Брак может быть прочным, если построен на взаимоуважении возможностей и способностей другой стороны).

5. Беременность (так называемый “брак вдогонку”, как правило, распадается в первые же годы совместной жизни).

6. Сговор родителей слеп (в современное время почти не встречается, но традиционен для южных и восточных культур. Но стерпится ли, слюбится ли? Согласия в таких семьях, как правило, нет).

7. Сострадание к будущему супругу/супруге (милосердие + терпение + ответственность. Но в основе все же должна быть любовь, иначе – это мучение для обоих).

8. Легализация сексуальных отношений (брак будет недолговечным, если пара не прошла проверку бытом).

Избегание одиночества (заключается в более зрелом возрасте, поэтому имеет хорошие перспективы. Но и в семье можно быть глубоко одиноким, если тебя не понимают, не любят).

Закончите в тетради предложение: “Я не хотел(а) бы, чтобы мой избранник(ица) женился на мне (вышла за меня замуж), потому что...”.

Итак, каковы же нравственные основы семьи и брака? (Ответы детей.) Мы сходимся с вами во мнении, что трудно быть счастливым, если в семье нет любви, согласия, общих интересов и взглядов, взаимоуважения и ответственности.

Список использованной литературы.

  1. Петрушин С.В. Любовь и другие человеческие отношения. – СПб.: Речь, 2005.
  2. Фромм Э. Искусство любви. – Минск: ТПЦ “Полифакт”, 1990.