Цели:
- Дать понять детям, что художник в картинах выражает свои чувства, настроение, своё отношение к жизни.
- Познакомить с картинами И. Грабаря “Зимний пейзаж” и П. Мальцева “Подмосковье. Зимний день”. Закрепить понятие “пейзаж”.
- Познакомить детей с новым способом изображения - мятой бумагой.
- Развивать эстетическое восприятие зимней природы, изображаемой в произведениях русских художников.
Предварительная работа: Наблюдения за состояниями природы, предварительная прорисовка деревьев красками на бумаге синего или голубого цвета.
Оборудование: репродукция картин И. Грабаря “Зимний пейзаж” и П. Мальцева “Подмосковье. Зимний день”, бумага синего цвета с прорисованными деревьями, калька, белая гуашь, фотографии с изображением зимы, записи музыкальных произведений на тему “Зима”.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
2. Вступительная беседа.
- Ребята, прослушайте музыку, а потом скажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка (звучит музыка Вивальди “Зима”)?
- Какие ещё настроения бывают у человека?
- Как отражается настроение на внешности людей, характере их действий?
- А как вы думаете, бывает ли настроение у природы?
- Влияет ли состояние природы на наше настроение?
- Что чувствует человек когда светит солнце, дует ветер, идёт снег, дождь, метёт пурга?
- А может ли художник выразить своё настроение и понимание природы в музыке, танце, стихотворение, живописном произведении?
3. Рассматривание картин.
- Посмотрите на картины и скажите: Какое время года изображено на картинах?
- Какое настроение они у вас вызывают?
- Какими средствами художники выразили это настроение?
- Как называется жанр живописи, изображающий природу?
4. Рассказ учителя.
- А вам нравится зима?
Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает всё вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором, раскрасят они деревья и дома. Наигравшись вдоволь, ещё раз удивит нас зимушка февральскими лазурями, ярким солнцем, бодрящим воздухом и светом. Русские поэты воспевали русскую зиму в своих стихах.
- Расскажите стихи о зиме. (Дети рассказывают 2-3 стихотворения)
5. Физминутка.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили –
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
6. Практическая работа.
- А сейчас мы с вами попробуем нарисовать зимний пейзаж, но не обычным способом – без кисточки, мятой бумагой.
Кусочек кальки мнёте в комочек, обмакиваете в белой гуаши и примакивающими движениями рисуете иней на деревьях, снег на земле. (Показ учителем способа рисования.)
Во время работы звучит музыка Чайковского “Декабрь”.
7. Анализ работ.
Все рисунки вывешиваются на доске. Рассматриваются и выбираются лучшие.
8. Итоги урока.
- С какими картинами вы сегодня познакомились?
- Какими средствами художник выражает своё настроение в картинах?
- Что сегодня на уроке вам особенно понравилось?