Познавательный урок в 10-м классе "В поисках страны Эльдорадо"

Разделы: География


Урок начинается со стихотворения Эдгара По.

Говорят, что однажды
Ехал рыцарь отважный,
В дождь и зной,
И ночною прохладой.
Он с коня не слезал.
Он повсюду искал
Золотую страну Эльдорадо.
Так состарился он
И рассеялся сон –
Охватила героя досада.
Когда так и не смог
Отыскать он дорог
В золотую страну Эльдорадо.
Но однажды пред ним
Вдруг предстал Пилигрим –
Путник в белом, нездешнем наряде,
“Странник”, – рыцарь сказал, –
Ты нигде не встречал
Золотую страну Эльдорадо?
И услышал ответ:
“– За вершинами лет
Там, в долине теней, ждет награда.
Тех, кто вечно в пути,
И кто хочет найти
Золотую страну Эльдорадо”.

Вступительное слово учителя: Наверняка вы помните, друзья, как после открытия Колумбом Америки в Европе появилась легенда о стране Эльдорадо – стране позолоченного короля (“Эльдорадо” с испанского – позолоченный). И посуда, и утварь были в этой стране из чистого золота. И было его так много, что жители измельчали золото в порошок и каждое утро наносили на тело своего короля (отсюда – “позолоченный”).
Вечером король омывал свое тело в водах священной воды, а на следующее утро ритуал повторялся. И так многие годы, а запас золота в этой стране так и не иссяк. И каждого жажда наживы, жажда найти эту богатую страну отправила в путь множество искателей приключений. Их ждали небывалые трудности – хищные стаи рыб, от которых вскипала вода в реке, жуткие, леденящие кровь крики животных, бурные реки, сметающие все на своем пути, ураганы.
Сколько путешественников полегло на пути в страну Эльдорадо – неизвестно, но она так и не была найдена. Но сказка о стране Эльдорадо осталась и сейчас она воплощает мечты каждого человека. Это неизведанная страна – страна наших желаний, страна наших стремлений.
Для одних эта страна – богатство, для других Эльдорадо – это любовь, для третьих – власть. А мы попытаемся попасть в страну Эльдорадо – страну географических знаний. Нам в этом поможет план и 7 замков (на доске для каждой команды свой цвет замков, на обратной стороне которых нарисована стрелка – направление пути), за которыми и спрятано сокровище (сокровище – то, что сокрыто, спрятано). Замок можно открыть только правильным ответом, а стрелка на замке указывает путь до первого перекрестка.(До игры приглашаются “штурманы” от каждой команды, которых нужно познакомить с прокладыванием курса по карте – каждая команда имеет свой цвет пути, а выполненное задание позволяет прочертить путь белым мелом по пути своей команды до поворота см. “План страны Эльдорадо”)

КОНКУРСЫ:

Конкурс 1. Домашнее задание – представить свою команду (всего их 5 ). После презентации выбрать свою группу замков с определенным цветом стрелок, подписать под ними название своей команды. Штурманы могут открыть по 1 замку и начать движение по плану – нарисовать цветными мелками, а штурманы отмечают путь команды белым мелом вдоль стрелок своего цвета до перекрестка, а таких перекрестков – 7 для каждой из 4 команд (см. цветную схему).

Конкурс 2. “Мозаика”

 Золото! Золото! Золото! Золото!
Взятое силой, обманом добытое,
Кровью, вином и слезами омытое.
Счастье, и отдых, и каторжный труд.
Эти кусочки металла несут.

Томас Гуд

Чтобы быть уверенным, что сокровище, найденное командой, не будет омыто “кровью” споров, проверим каковы взаимоотношения между участниками экспедиции. В конвертах, которые раздаются командам, контуры стран, из которых нужно сложить регион, в данном случае – Латинская Америка. Кто уложился в 1,5 минуты, может открыть следующий замок.

Конкурс 3. “Каверзный вопрос” – задается каждой команде.

Вопрос 1. Испанцы первыми получили доступ к золоту Америки и должны были бы стать самыми богатыми в Европе, но этого не произошло, случилось обратное – Германия, Англия, Франция, которые снабжали испанцев товарами – страны более развитые. Объясните эту особенность золота.

Вопрос 2. У кого больше сердце – у жителя Боливии или Испании, если они оба равны по росту и весу и даже говорят на одном языке. Почему?

Вопрос 3. У него тело жирного щенка со шкурой, которая ему заметно велика, между пальцами лап – перепонки, на голове – утиный клюв, хвост, как у бобра, а передние лапы барсучьи. В довершении ко всему у самца на задних лапах петушиные шпоры, которые выделяют яд.

Вопрос 4. Они в изобилии обитают в амазонской сельве, составляют часть рациона индейцев. Кабесуда крупная, с мощной головой своим огромным клювом Кабесуда способна запросто перекусить палец неосторожному охотнику. Её перепончатые лапы снабжены длинными когтями, которыми она также может нанести серьезные раны. Кабесуду ловят на удочку, используя в качестве приманки кусочки мяса. Ирапука небольшая, но зато её мясо считается самым вкусным. За одну Ирапуку дают две большие Кабесуды. Кто такие Ирапука и Кабесуда?
Варианты ответов: птица, черепаха, рыба (по статье Куприн А. “Проникновение в неизведанные районы Амазонки”, “География в школе 1996 год”.)

Вопрос 5. Объясните значение – синие, белые, золотые воротники.

Вновь открываются замки, если ответы правильные. Возможно, что пути команд пересеклись, тогда начинается “перестрелка” – команды обмениваются вопросами.

Конкурс 4. “Разговор без слов”. Изобразить пантомимой природной явление, команда должна угадать: затмение солнца, землетрясение, ураган, ливень, наводнение – эти слова записаны на карточках, от команды участвует 2 человека.

Конкурс 5. “Подсказка” – угадать страну с трех попыток.

Вопрос 1.

  1. На гербе страны изображен ключ, отражающий то, что отсюда был начат путь освоения и колонизации Америки.
  2. Островное государство в Карибском море.
  3. Столица – г. Гавана.

Вопрос 2.

  1. Страна – “морской извозчик”.
  2. Самая длинная страна Скандинавского полуострова.
  3. Столица – г. Осло.

Вопрос 3.

  1. На гербе какой страны изображен человек на острове?
  2. Здесь нет деревьев, зато много вулканов.
  3. Столица этой страны отапливается геотермальной энергией.

Вопрос 4.

  1. Страна – архипелаг.
  2. Единственная в мире империя.
  3. Столица – Токио.

Вопрос 5.

  1. Самая глубокая угольная шахта находится здесь.
  2. В начале 90-х годов произошло объединение с соседним государством.
  3. Столица – г. Берлин.

Вопрос 6.

Конкурс 6. “Блицтурнир”. Необходимо ответить на 3 вопроса, для того чтобы открыть замок. Вопросы самые разнообразные:

  • Площадь этой метрополии была в 60 раз меньше площади её колонии;
  • Сколько миль от берега составляют территориальные воды прибрежных государств;
  • Чему равна 1 морская миля?
  • Назовите джамахирию;
  • Что такое ОПЕК?
  • Назовите страны с преобладанием мужчин;
  • Что такое шипштейшнз?
  • Какой залив называют “нефтяным краном”?
  • Что такое маис?
  • Из какой пальмы получают сахар?
  • Где выпускают “Мерседес” и т.д.
  • Первого космонавта кокой страны звали Жугдэрдэмидийн Гуррагча? (Монголии)
  • В какой стране приставка “де” перед фамилией означает дворянское происхождение? (Франция)
  • В какой стране нет ни одного кинотеатра? (Саудовская Аравия)
  • Из какой страны пришло слово “газета”? (Италия)
  • Народ какой страны называют себя “мадьярами”? (Венгрия)
  • Флаг какой страны похож на медицинский? (Швейцария)

Конкурс 7. “Если бы я был президентом” – высказываются капитаны команд, которым необходимо открыть последний седьмой замок, вспомнив о решении глобальных проблем человечества.

Заключительное слово учителя: Итак, страна Эльдорадо найдена. Что же там за дверью в страну (двери – это подвесные доски с обеих сторон) на обратной стороне одной написано:
“Пока ты юн, копи богатство знанья, а в старости расходуй достояние!”.
С обратной стороны другой нарисован сундук с монетами, что и получает команда, открывшая эту дверь, а монеты шоколадные. Работа класса оценивается так: те, кто дошел до Эльдорадо – отлично, кто прошел 5 этапов – хорошо, ну, а три этапа достаточно на удовлетворительно, но таких команд почти нет.
Урок закончен, и я расстаюсь с учениками, которые понимают, что важно не только знать, но и уметь применить свои знания для решения конкретной задачи.

Приложение