Урок начинается со стихотворения Эдгара По.
Говорят, что однажды
Ехал рыцарь отважный,
В дождь и зной,
И ночною прохладой.
Он с коня не слезал.
Он повсюду искал
Золотую страну Эльдорадо.
Так состарился он
И рассеялся сон –
Охватила героя досада.
Когда так и не смог
Отыскать он дорог
В золотую страну Эльдорадо.
Но однажды пред ним
Вдруг предстал Пилигрим –
Путник в белом, нездешнем наряде,
“Странник”, – рыцарь сказал, –
Ты нигде не встречал
Золотую страну Эльдорадо?
И услышал ответ:
“– За вершинами лет
Там, в долине теней, ждет награда.
Тех, кто вечно в пути,
И кто хочет найти
Золотую страну Эльдорадо”.
Вступительное слово учителя:
Наверняка вы помните, друзья, как после открытия
Колумбом Америки в Европе появилась легенда о
стране Эльдорадо – стране позолоченного короля
(“Эльдорадо” с испанского – позолоченный). И
посуда, и утварь были в этой стране из чистого
золота. И было его так много, что жители
измельчали золото в порошок и каждое утро
наносили на тело своего короля (отсюда –
“позолоченный”).
Вечером король омывал свое тело в водах
священной воды, а на следующее утро ритуал
повторялся. И так многие годы, а запас золота в
этой стране так и не иссяк. И каждого жажда
наживы, жажда найти эту богатую страну отправила
в путь множество искателей приключений. Их ждали
небывалые трудности – хищные стаи рыб, от
которых вскипала вода в реке, жуткие, леденящие
кровь крики животных, бурные реки, сметающие все
на своем пути, ураганы.
Сколько путешественников полегло на пути в
страну Эльдорадо – неизвестно, но она так и не
была найдена. Но сказка о стране Эльдорадо
осталась и сейчас она воплощает мечты каждого
человека. Это неизведанная страна – страна наших
желаний, страна наших стремлений.
Для одних эта страна – богатство, для других
Эльдорадо – это любовь, для третьих – власть. А
мы попытаемся попасть в страну Эльдорадо –
страну географических знаний. Нам в этом поможет
план и 7 замков (на доске для каждой команды свой
цвет замков, на обратной стороне которых
нарисована стрелка – направление пути), за
которыми и спрятано сокровище (сокровище – то,
что сокрыто, спрятано). Замок можно открыть
только правильным ответом, а стрелка на замке
указывает путь до первого перекрестка.(До игры
приглашаются “штурманы” от каждой команды,
которых нужно познакомить с прокладыванием
курса по карте – каждая команда имеет свой цвет
пути, а выполненное задание позволяет прочертить
путь белым мелом по пути своей команды до
поворота см. “План страны Эльдорадо”)
КОНКУРСЫ:
Конкурс 1. Домашнее задание – представить свою команду (всего их 5 ). После презентации выбрать свою группу замков с определенным цветом стрелок, подписать под ними название своей команды. Штурманы могут открыть по 1 замку и начать движение по плану – нарисовать цветными мелками, а штурманы отмечают путь команды белым мелом вдоль стрелок своего цвета до перекрестка, а таких перекрестков – 7 для каждой из 4 команд (см. цветную схему).
Конкурс 2. “Мозаика”
Золото! Золото! Золото! Золото!
Взятое силой, обманом добытое,
Кровью, вином и слезами омытое.
Счастье, и отдых, и каторжный труд.
Эти кусочки металла несут.
Томас Гуд
Чтобы быть уверенным, что сокровище, найденное командой, не будет омыто “кровью” споров, проверим каковы взаимоотношения между участниками экспедиции. В конвертах, которые раздаются командам, контуры стран, из которых нужно сложить регион, в данном случае – Латинская Америка. Кто уложился в 1,5 минуты, может открыть следующий замок.
Конкурс 3. “Каверзный вопрос” – задается каждой команде.
Вопрос 1. Испанцы первыми получили доступ к золоту Америки и должны были бы стать самыми богатыми в Европе, но этого не произошло, случилось обратное – Германия, Англия, Франция, которые снабжали испанцев товарами – страны более развитые. Объясните эту особенность золота.
Вопрос 2. У кого больше сердце – у жителя Боливии или Испании, если они оба равны по росту и весу и даже говорят на одном языке. Почему?
Вопрос 3. У него тело жирного щенка со шкурой, которая ему заметно велика, между пальцами лап – перепонки, на голове – утиный клюв, хвост, как у бобра, а передние лапы барсучьи. В довершении ко всему у самца на задних лапах петушиные шпоры, которые выделяют яд.
Вопрос 4. Они в изобилии обитают в
амазонской сельве, составляют часть рациона
индейцев. Кабесуда крупная, с мощной головой
своим огромным клювом Кабесуда способна
запросто перекусить палец неосторожному
охотнику. Её перепончатые лапы снабжены длинными
когтями, которыми она также может нанести
серьезные раны. Кабесуду ловят на удочку,
используя в качестве приманки кусочки мяса.
Ирапука небольшая, но зато её мясо считается
самым вкусным. За одну Ирапуку дают две большие
Кабесуды. Кто такие Ирапука и Кабесуда?
Варианты ответов: птица, черепаха, рыба (по
статье Куприн А. “Проникновение в неизведанные
районы Амазонки”, “География в школе 1996 год”.)
Вопрос 5. Объясните значение – синие, белые, золотые воротники.
Вновь открываются замки, если ответы правильные. Возможно, что пути команд пересеклись, тогда начинается “перестрелка” – команды обмениваются вопросами.
Конкурс 4. “Разговор без слов”. Изобразить пантомимой природной явление, команда должна угадать: затмение солнца, землетрясение, ураган, ливень, наводнение – эти слова записаны на карточках, от команды участвует 2 человека.
Конкурс 5. “Подсказка” – угадать страну с трех попыток.
Вопрос 1.
- На гербе страны изображен ключ, отражающий то, что отсюда был начат путь освоения и колонизации Америки.
- Островное государство в Карибском море.
- Столица – г. Гавана.
Вопрос 2.
- Страна – “морской извозчик”.
- Самая длинная страна Скандинавского полуострова.
- Столица – г. Осло.
Вопрос 3.
- На гербе какой страны изображен человек на острове?
- Здесь нет деревьев, зато много вулканов.
- Столица этой страны отапливается геотермальной энергией.
Вопрос 4.
- Страна – архипелаг.
- Единственная в мире империя.
- Столица – Токио.
Вопрос 5.
- Самая глубокая угольная шахта находится здесь.
- В начале 90-х годов произошло объединение с соседним государством.
- Столица – г. Берлин.
Вопрос 6.
Конкурс 6. “Блицтурнир”. Необходимо ответить на 3 вопроса, для того чтобы открыть замок. Вопросы самые разнообразные:
- Площадь этой метрополии была в 60 раз меньше площади её колонии;
- Сколько миль от берега составляют территориальные воды прибрежных государств;
- Чему равна 1 морская миля?
- Назовите джамахирию;
- Что такое ОПЕК?
- Назовите страны с преобладанием мужчин;
- Что такое шипштейшнз?
- Какой залив называют “нефтяным краном”?
- Что такое маис?
- Из какой пальмы получают сахар?
- Где выпускают “Мерседес” и т.д.
- Первого космонавта кокой страны звали Жугдэрдэмидийн Гуррагча? (Монголии)
- В какой стране приставка “де” перед фамилией означает дворянское происхождение? (Франция)
- В какой стране нет ни одного кинотеатра? (Саудовская Аравия)
- Из какой страны пришло слово “газета”? (Италия)
- Народ какой страны называют себя “мадьярами”? (Венгрия)
- Флаг какой страны похож на медицинский? (Швейцария)
Конкурс 7. “Если бы я был президентом” – высказываются капитаны команд, которым необходимо открыть последний седьмой замок, вспомнив о решении глобальных проблем человечества.
Заключительное слово учителя: Итак,
страна Эльдорадо найдена. Что же там за дверью в
страну (двери – это подвесные доски с обеих
сторон) на обратной стороне одной написано:
“Пока ты юн, копи богатство знанья, а в старости
расходуй достояние!”.
С обратной стороны другой нарисован сундук с
монетами, что и получает команда, открывшая эту
дверь, а монеты шоколадные. Работа класса
оценивается так: те, кто дошел до Эльдорадо –
отлично, кто прошел 5 этапов – хорошо, ну, а три
этапа достаточно на удовлетворительно, но таких
команд почти нет.
Урок закончен, и я расстаюсь с учениками, которые
понимают, что важно не только знать, но и уметь
применить свои знания для решения конкретной
задачи.