План семинара:
Тема |
Лекция |
Семинарское |
Практическое |
Практика в д/с |
Итого |
1. Роль художественной литературы в
воспитании чувств и развитии речи детей. а) речь воспитателя, как условие педагогического мастерства. Основы техники речи. Выразительность речи. |
2 часа |
|
|
|
|
2. Деловой театр “Приз Арины Родионовны” |
|
1 час |
|
|
|
3. Использование разнообразных приемов на занятиях по чтению произведений. | 1 час |
|
|
|
|
4. Моделирование занятий с использованием новых форм организации. |
|
|
1 час |
|
|
5. Воспитание у детей любви к поэзии. а) казахская детская поэзия, как средство всестороннего развития личности дошкольника. |
2 часа |
|
|
|
|
6. Контрольная для взрослых (знание методики и стихотворений по программе своей группы). |
|
1 час |
|
|
|
7. Контрольный просмотр занятий по теме во всех возрастных группах. |
|
|
|
4 часа |
|
8. Чтение и рассказывание детям вне
занятий. а) обучение детей пересказу народных
сказок и коротких рассказов; |
3 часа |
|
|
|
|
9. Развитие художественно-речевой деятельности педагогов. |
|
1 час |
|
|
|
10. Моделирование. Проект уголка художественно речевой деятельности. |
|
|
1 час |
|
|
11. Академия веселых наук. |
|
|
1 час |
|
|
Подготовка микрогруппами любой части занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием кукольного, теневого, пальчикового театров, театра картинок, игры драматизации, мимических и пантомических этюдов. | 8 часов |
3 часа |
3 часа |
4 часа |
18 часов |
Семинарское занятие Деловой театр “Приз Арины Родионовны”
I. Вступление к игре:
– Сегодня я вам расскажу сказку для взрослых.
В некотором царстве, некотором государстве
жили-были шестнадцать воспитателей, 2
преподавателя каз. языка, 2 музыкальных
руководителя, 4 логопеда и 1 инструктор по физ.
воспитанию. И такие они были красавицы писанные,
такие умные да разумные, что ни в сказке сказать,
ни пером описать. И у каждой из них были детушки. И
не два, и не три, а целых тридцать детей. И уж учили
они их всех всему: и читать, и считать, и рисовать,
и чисто умываться, и сухо вытираться.
Только одна беда была: не рассказывали они им
сказок….
И вырастали из этих детушек добры молодцы да
красны девицы. Все-то они знали, многое умели, но
не было у них сердца, сердца умного, сердца
доброго, сердца неравнодушного, потому что знали
они мало сказок. И не умели они бороться со злом и
побеждать его, потому что они знали мало сказок. И
не представляли они себе будущего и не знали, как
построить его, потому что они знали очень мало
сказок.
И это обернулось большой бедой…
II. Краткая беседа о ценности сказок.
- А.С. Пушкин и А.М. Горький воспитаны на сказках.
- Ценность сказок воспитательная и познавательная
- Глаза в глаза.
Педагоги выбирают себе “значки” с указанием порядкового номера выступления. Один из них вытягивает “значок” – жюри (зав. я/с, методист и воспитатель).
Выступление оценивается с помощью оценочного листа по 5-ти бальной системе.
Выступающий рассказывает сказку (или отрывок, если сказка длинная) по программе своей группы не более 5-ти минут. Используют атрибуты, если считают необходимым.
III. Разминка для воспитателей
1. Кто, в какой книге и ком сказал:
“Он разыскивал на рынке
Величайшие ботинки,
Он разыскивал штаны
Небывалой ширины
Купит с горем пополам,
Повернется к зеркалам –
Вся портновская работа
Разъезжается по швам”.
(“Дядя Степа” С.В. Михалков)
2. Кому принадлежат известные строки?
“Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам
Стыд и срам,
Стыд и срам!”
(“Мойдодыр” К.И. Чуковский)
3. Какое произведение начинается словами:
“За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе…
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак”.
(Конек-горбунок” П. Ершов)
4. Какое произведение заканчивается такими словами:
“Книгу переворошив,
намотай себе на ус –
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!”
(“Кем быть?” В. Маяковский)
5. Игра “Кому принадлежат эти вещи?”
В комнату находок поступило много различных вещей. Надо разыскать их владельцев, сообщить их имя и адрес. Адресом служит заглавие книги, героем которой является владелец данной вещи.
- Маленькая хрустальная туфелька. (Отдать Золушке из сказки Ш. Перро “Золушка”)
- Волшебное зеркальце, умеющее говорить. (Отдать царице – мачехе из сказки А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)
- Старое разбитое корыто (Отдать старухе из сказки А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”)
- Лягушечья кожа (Отдать красной девице Василисе Премудрой из сказки “Царевна-лягушка”)
- Цветик-семицветик (Девочке Жене из рассказа В. Катаева “Цветик-семицветик”)
- Золотой ключик (Отдать Буратино из сказки А. Толстого)
IV. Подводят итоги. Победителя награждают.
Кроме этого с детьми можно провести:
1) “Литературный аукцион”
2) “Узнай произведение по началу”
3) “Чьи эти слова?”
4) “Писатель или не писатель”
Приложение
Контрольная для взрослых (с целью проверки знаний у педагогов по методике худ. литературе)
Ф.И.О. педагога ___________________________________________________________
Возрастная группа _________________________________________________________________
1. Какие познавательные и речевые умения развиваются у детей при ознакомлении с художественной литературой?_______________________________________________________
2. Какие методические приемы Вы используете для поддержания интереса дошкольников к книге, развития интереса и любви к ней? _______________________________________________
3. Какие дидактические игры по ознакомлению детей с художественной литературой Вы используете? ______________________________________________________________________
4. Что такое загадка? ________________________________________________________________
5. Назовите признаки загадки.________________________________________________________
6. Какие сказки Вы используете в своей возрастной группе _______________________________
7. Составьте перечень сказок, которые должны уметь пересказывать дети ___________________
8. Составьте схему занятия по заучиванию стихотворения. ________________________________
9. В каждой возрастной группе по программе есть произведения М. Алимбаева. Перечислите 2 произведения. _____________________________________________________________________
10. Перечислите 2 любых программных произведения по теме по вашей возр. гр. “Зима”: __________________________________________________________________________________
“Весна”: ___________________________________________________________________________
“Лето”: ____________________________________________________________________________
“Осень”: __________________________________________________________________________
Моделирование
Проект уголка художественно речевой
деятельности
Рисунок 1
Рисунок 2
Практическое занятие “Академия веселых наук”
Подготовка микрогруппами любой части занятия по ознакомлению с художественной литературой (с использованием кукольного, теневого, пальчикового театров, театра картинок, игры драматизации, мимических и пантомических этюдов).
Возрастная группа |
Теоретическая часть |
Задание |
Участники микрогруппы |
1 младшая группа |
|
Чтение потешек (3-х на выбор) |
Озеркина Т.А. Сироткина С.В. Володина Н.В. |
2 младшая группа |
|
Чтение стихотворений (А. Дуйсенбиев “Родина, А. Барто “Козленок”, М. Алимбаев “Серый маленький” | Годунова Н.Б. Полянская С.И. Байжигитова Л.В. Садуакасова С.Н. |
Средняя группа |
|
Чтение стихотворений (К. Баянбаев “Мамочка”, Н. Алимкулов “Игрушки”, П. Воронько “Пирог” | Шарафеева Г.Р. Шпонько Н.М. Чечулина О.А. Калитинец О.И. |
Старшая группа |
|
Чтение стихотворений (А. Оразакын “На джайляу”, А. Дуйсенбиев “Лето”, Е. Серова “Ветерок спросил” | Манакина А.Н. Мигай Л.В. Романенко Т.Ю. Гафтон Т.Н. |
Подготовит-ельная группа |
|
Чтение басен (по программе) | Гладских Т.Л. Горная О.Ю. Однодворцева В.В. Соловьева Н.Н. |
Используемая литература:
- Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для учащихся дошкол. пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
- Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1992. – 64 с.
- Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1988.
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 72 с.
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
- // Ребенок в детском саду, № 2, 2004 г. – с. 59