Тема урока :"Ярмарочные игрушки"

Разделы: МХК и ИЗО


Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны.

Цели:

  • Вызвать у учащихся интерес к русскому народному промыслу;
  • Учить детей видеть красоту родной природы, чувствовать восторг и интерес, соприкасаясь с материалом подаренным природой – глиной;
  • Воспитывать уважение и чувство гордости к людям, чья жизнь является примером для молодого поколения.

Задачи:

  • Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное;
  • Формирование художественного вкуса у учащихся;
  • Понимание особенностей декоративно-прикладного искусства.

Оборудование:

  • Плакаты;
  • Керамические изделия;
  • Глина;
  • Стеки;
  • Клеенка;
  • Вода;
  • Ангоп.

План урока:

  • Оргмомент;
  • История промысла;
  • Игра-пауза;
  • Практическая работа;
  • Выставка работ учащихся.

ХОД УРОКА

В земле скрывается,
В руках преображается,
Огнем закаляется, в игрушку
И посуду превращается.

(Глина)

Учитель: Ребята! Наше занятие под названием “Ярмарочные игрушки” я хочу начать строчками стихов:

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично –
Ликующе и празднично.
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах…
Сияйте, охра с суриком,
Чтоб всем – светло, не сумрачно!
И злость, и хмурость льдинкою,
Без всякого следа,
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!

(В. Фофанова)

– Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, – это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий свет и пронзительный свист играли магическую роль.
Присмотрись к современным народным игрушкам – и ты заметишь, что в них живут те же образы. Это корова, петушок, барыня.

– В них живут память народа, его древние традиции. Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны.
Глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет скучно мастеру делать горшки, возьмет, да и слепит что-нибудь этакое. Не придавали значения мастера игрушкам, делали лишь потехи ради. Постепенно в отдельных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.
Издавна живут в слободе мастера, которые, кроме полезных в хозяйстве крынок и горшков, делают себе на потеху да детям на забаву веселые яркие игрушки. Курится дымок из печи в каждой избе, там мастерицы лепили и обжигали в русской печке эти знаменитые игрушки. К весне кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках и столешницах. В пестрых юбках барыни, бравые кавалеры, важные петухи и индюки, водоноски, кормилицы, няни, женихи и невесты, бараны, кони, коровы, птички, веселые карусели.… Это самые известные глиняные игрушки. Промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, вся слобода – будто в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка. Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют весёлым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник своё название – “Свистунья”.
Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат внучек, а внучки – своих внучек. И в наше время в самом центре Вятки находятся мастерские знаменитой Дымковской игрушки. Если мы зайдем туда, сразу увидим груды глины, мешки с мелом, ящики с красками, коробки с яйцами. Всё это нужно для создания чуда, которое зовётся Дымковской игрушкой. Сказочные коники и индюки, похожи на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки – одна с Емелей, другая с Козой и козлятками – всё это настоящее чудо.
Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что все очень просто. Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше, расшлёпала в лепёшку, вот свернула лепёшку воронкой – получилась юбочка. Приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, ведёрки вылепила на голове – высокий кокошник, крохотный носик прилепила. Потом поставила сушиться фигурку сначала на лавке, а затем на печке.
Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведенным на молоке, и начинают расписывать. Появляются из-под кисточки узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на своем месте и горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе. Но, оказывается, работа на этом еще не закончена. Еще нужно “сажать” золото. Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и “сажает” его на нужное место: барышням и водоноскам на кокошники и шляпы, петушкам на гребешки…. Вот теперь игрушки засветились и стали ещё ярче.
А вы готовы к весне? Знаете какие-нибудь русские народные пословицы и поговорки о весне?

Ученик 1: Весна да осень – на дню погод восемь.

Ученик 2: Весна днем красна.

Ученик 3: Увидел грача – весну встречай.

Ученик 4: Март – с водой, апрель – с травой, а май с цветами.

Ученик 5: Весна – красна, а лето – страдное.

– Сейчас поиграем в игру “Морская фигура замри”. Но вы должны не только красивую фигуру изобразить, но и названия к ней придумать.
Рассмотрим внимательно форму игрушек. Она монолитна, а силуэт фигурки отличается мягкой плавностью и округлостью. Много лепных деталей: оборки, воланы, косички, жгутики.

Лепим птичку.

Птичку-основу можно вылепить скульптурным способом – из одного куска глины, не разделяя его на части, или же конструктивным способом – из нескольких отдельных кусочков. Разные птички отличаются друг от друга деталями. Лепим их отдельно и прикрепляем к основе. Соединим все детали, примажем, разгладим и рассмотрим игрушку со всех сторон. Красота!

Лепим барыню и водоноску.

Делим кусок глины на 3 – 5 частей. Самый большой кусок превращаем в лепёшку, которую сворачиваем в колокол. Или раскатываем кусок глины в шар и делаем в нем большое углубление. Также формируя колокол. – Получаем пышную юбку. Туловище лепим отдельно или вытягиваем из верхней части юбки – колокола. Голову раскатываем в виде шара и оформляем: делаем красивую прическу и нарядный кокошник или кокетливую шляпу с полями. Руки – это два одинаковых цилиндрика или конусы, если задумано платье с пышными рукавами. Все части аккуратно соединяем и разглаживаем. Лепим нарядный передник с оборками (оттягиваем, прищипываем), бусы, воротники.

Барыня может, держат каравай на полотенце, “спеленатую ляльку” или даже двух на каждой руке по одной.
Для водоноски лепим коромысла с ведрами и располагаем их на одном плече или на двух. Ведра – шарики или короткие столбики с углублениями, сформированные карандашом или мизинцем. Ручки для ведер делаем из пластилиновых жгутиков или из ниток и продеваем в специально проделанные отверстия. На лицах кукол делаем крохотные носики. Высушиваем вылепленные фигурки и расписываем красками.

Лепим лошадку

Исходная форма лошадки – удлиненный овоид (яйцо), который получаем, раскатывая шар круговыми движениями и слегка вытягивая его в стороны. Но можно лепить лошадку и из цилиндра.
Широкий конец овоида надрезаем стекой вдоль (на треть всей длины), оттягиваем образовавшиеся части: из одной получится голова с шеей, из другой – передние ноги. Шею поднимаем вверх, немного согнем – это и есть голова. Нижнюю часть надрежем стекой вдоль на две равные части, каждую из которых оттянем и закруглим – это ноги.
Узкий конец овоида слегка вытянем, загнем вниз, разрежем стекой пополам, чтобы задние ноги получились такой же длины, как и передние.
Вылепленную фигурку оформляем, чтобы она стала красивой и пластичной. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Гриву и хвост слегка оттягиваем и прищипываем. Можно усложнить детали, вылепив их отдельно: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву.
Приступаем к работе, выбрав понравившейся образец. Из печи игрушка выходит красно – коричневой, но затем цвет глины скрывается под побелкой.
Побеленная игрушка расписывается узор строго геометрический, состоящий из комбинации полос, клеток, кругов, круглых пятен.