Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны.
Цели:
- Вызвать у учащихся интерес к русскому народному промыслу;
- Учить детей видеть красоту родной природы, чувствовать восторг и интерес, соприкасаясь с материалом подаренным природой – глиной;
- Воспитывать уважение и чувство гордости к людям, чья жизнь является примером для молодого поколения.
Задачи:
- Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное;
- Формирование художественного вкуса у учащихся;
- Понимание особенностей декоративно-прикладного искусства.
Оборудование:
- Плакаты;
- Керамические изделия;
- Глина;
- Стеки;
- Клеенка;
- Вода;
- Ангоп.
План урока:
- Оргмомент;
- История промысла;
- Игра-пауза;
- Практическая работа;
- Выставка работ учащихся.
ХОД УРОКА
В земле скрывается,
В руках преображается,
Огнем закаляется, в игрушку
И посуду превращается.
(Глина)
Учитель: Ребята! Наше занятие под названием “Ярмарочные игрушки” я хочу начать строчками стихов:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично –
Ликующе и празднично.
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах…
Сияйте, охра с суриком,
Чтоб всем – светло, не сумрачно!
И злость, и хмурость льдинкою,
Без всякого следа,
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!(В. Фофанова)
– Есть одна удивительная профессия, которой
люди посвящают всю свою жизнь, – это игрушечных
дел мастера, или просто игрушечники.
В глубокой древности глиняные игрушки
создавались не забавы ради – они были
участниками древних обрядов. Им приписывали
особую силу: охранять, оберегать людей от всякого
зла. Яркий свет и пронзительный свист играли
магическую роль.
Присмотрись к современным народным игрушкам – и
ты заметишь, что в них живут те же образы. Это
корова, петушок, барыня.
– В них живут память народа, его древние
традиции. Глиняная игрушка – особый вид
народного творчества. Она предназначается не
только для игры, а служит для украшения быта.
Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и
выразительны.
Глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались
гончарным мастерством. Станет скучно мастеру
делать горшки, возьмет, да и слепит что-нибудь
этакое. Не придавали значения мастера игрушкам,
делали лишь потехи ради. Постепенно в отдельных
местах глиняная игрушка стала самостоятельным
промыслом.
Издавна живут в слободе мастера, которые, кроме
полезных в хозяйстве крынок и горшков, делают
себе на потеху да детям на забаву веселые яркие
игрушки. Курится дымок из печи в каждой избе, там
мастерицы лепили и обжигали в русской печке эти
знаменитые игрушки. К весне кого только не
увидишь на полках и подоконниках, на лавках и
столешницах. В пестрых юбках барыни, бравые
кавалеры, важные петухи и индюки, водоноски,
кормилицы, няни, женихи и невесты, бараны, кони,
коровы, птички, веселые карусели.… Это самые
известные глиняные игрушки. Промысел возник в
слободе Дымково, что возле города Вятки. Там
отличные глины и речной песок, пригодные для
керамического промысла. Зимой, когда топятся
печи, летом, когда туман, вся слобода – будто в
дымке. Здесь в далекую старину и зародилась
игрушка. Вначале были свистульки. Всю зиму
женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из
небольшого глиняного шарика с отверстиями
свистулька превращалась то в уточку, то в
петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках
многолюдной ярмарки торгуют весёлым товаром.
Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом
оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но
громче всего слышится заливистый свист. Оттого и
получил этот весенний праздник своё название –
“Свистунья”.
Приходит новая зима, и снова в Дымкове
принимаются за дело. И так много-много лет.
Бабушки учат внучек, а внучки – своих внучек. И в
наше время в самом центре Вятки находятся
мастерские знаменитой Дымковской игрушки. Если
мы зайдем туда, сразу увидим груды глины, мешки с
мелом, ящики с красками, коробки с яйцами. Всё это
нужно для создания чуда, которое зовётся
Дымковской игрушкой. Сказочные коники и индюки,
похожи на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и
кавалеры, карусели, даже печки – одна с Емелей,
другая с Козой и козлятками – всё это настоящее
чудо.
Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется,
что все очень просто. Вот она отщипнула кусочек
глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины
побольше, расшлёпала в лепёшку, вот свернула
лепёшку воронкой – получилась юбочка. Приделала
голову, руки, колбаску изогнула коромыслом,
ведёрки вылепила на голове – высокий кокошник,
крохотный носик прилепила. Потом поставила
сушиться фигурку сначала на лавке, а затем на
печке.
Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие,
звонкие. Их белят мелом, разведенным на молоке, и
начинают расписывать. Появляются из-под кисточки
узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски,
клеточки, пятнышки, точки. Все на своем месте и
горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные,
зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и
весело, как в хороводе. Но, оказывается, работа на
этом еще не закончена. Еще нужно “сажать”
золото. Мастерица смачивает кисточку в сыром
яйце, легонько касается золотого квадратика или
ромбика и “сажает” его на нужное место: барышням
и водоноскам на кокошники и шляпы, петушкам на
гребешки…. Вот теперь игрушки засветились и
стали ещё ярче.
А вы готовы к весне? Знаете какие-нибудь русские
народные пословицы и поговорки о весне?
Ученик 1: Весна да осень – на дню погод восемь.
Ученик 2: Весна днем красна.
Ученик 3: Увидел грача – весну встречай.
Ученик 4: Март – с водой, апрель – с травой, а май с цветами.
Ученик 5: Весна – красна, а лето – страдное.
– Сейчас поиграем в игру “Морская фигура
замри”. Но вы должны не только красивую фигуру
изобразить, но и названия к ней придумать.
Рассмотрим внимательно форму игрушек. Она
монолитна, а силуэт фигурки отличается мягкой
плавностью и округлостью. Много лепных деталей:
оборки, воланы, косички, жгутики.
Лепим птичку.
Птичку-основу можно вылепить скульптурным способом – из одного куска глины, не разделяя его на части, или же конструктивным способом – из нескольких отдельных кусочков. Разные птички отличаются друг от друга деталями. Лепим их отдельно и прикрепляем к основе. Соединим все детали, примажем, разгладим и рассмотрим игрушку со всех сторон. Красота!
Лепим барыню и водоноску.
Делим кусок глины на 3 – 5 частей. Самый большой кусок превращаем в лепёшку, которую сворачиваем в колокол. Или раскатываем кусок глины в шар и делаем в нем большое углубление. Также формируя колокол. – Получаем пышную юбку. Туловище лепим отдельно или вытягиваем из верхней части юбки – колокола. Голову раскатываем в виде шара и оформляем: делаем красивую прическу и нарядный кокошник или кокетливую шляпу с полями. Руки – это два одинаковых цилиндрика или конусы, если задумано платье с пышными рукавами. Все части аккуратно соединяем и разглаживаем. Лепим нарядный передник с оборками (оттягиваем, прищипываем), бусы, воротники.
Барыня может, держат каравай на полотенце,
“спеленатую ляльку” или даже двух на каждой
руке по одной.
Для водоноски лепим коромысла с ведрами и
располагаем их на одном плече или на двух. Ведра
– шарики или короткие столбики с углублениями,
сформированные карандашом или мизинцем. Ручки
для ведер делаем из пластилиновых жгутиков или
из ниток и продеваем в специально проделанные
отверстия. На лицах кукол делаем крохотные
носики. Высушиваем вылепленные фигурки и
расписываем красками.
Лепим лошадку
Исходная форма лошадки – удлиненный овоид
(яйцо), который получаем, раскатывая шар
круговыми движениями и слегка вытягивая его в
стороны. Но можно лепить лошадку и из цилиндра.
Широкий конец овоида надрезаем стекой вдоль (на
треть всей длины), оттягиваем образовавшиеся
части: из одной получится голова с шеей, из другой
– передние ноги. Шею поднимаем вверх, немного
согнем – это и есть голова. Нижнюю часть надрежем
стекой вдоль на две равные части, каждую из
которых оттянем и закруглим – это ноги.
Узкий конец овоида слегка вытянем, загнем вниз,
разрежем стекой пополам, чтобы задние ноги
получились такой же длины, как и передние.
Вылепленную фигурку оформляем, чтобы она стала
красивой и пластичной. Рассматриваем со всех
сторон и сглаживаем. Гриву и хвост слегка
оттягиваем и прищипываем. Можно усложнить
детали, вылепив их отдельно: скатать жгутики или
валики и сплести из них хвост и гриву.
Приступаем к работе, выбрав понравившейся
образец. Из печи игрушка выходит красно –
коричневой, но затем цвет глины скрывается под
побелкой.
Побеленная игрушка расписывается узор строго
геометрический, состоящий из комбинации полос,
клеток, кругов, круглых пятен.