Тема: Сочетания “ча-ща”, “чу-щу”.
Цель урока: закрепление навыка написания сочетаний “ча – ща”, “чу – щу” в словах.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Сегодня у нас необычный урок – урок-сказка. Какие орфограммы знаете?
– Мы повторим изученные орфограммы “ча-ща”, “чу-щу”. А вот кто поможет нам в этом вам предстоит отгадать.
II. Минутка чистописания
1) Отгадайте загадку:
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним, не зная страха,
Гуляет… (черепаха)
– Произнесите первый звук. Какой это звук? Какой буквой обозначается? В первой строке прописываем большую и маленькую буквы Чч (обратить внимание на каллиграфию). Во второй строке запишем название этого животного. Слово сложное, произнесем его по слогам. Сколько слогов? Какой первый? Второй? Третий? Четвертый?
черепаха |
– Запишите это слово. Поставьте ударение. Зовут черепаху – Чапа. Чтобы записать это слово, какую орфограмму нужно вспомнить?
Чапа |
– Запишите это слово.
2) А вот и второй герой сказки:
У меня пропал носок
Утащил его… (щенок)
– Произнесите первый звук. Какой это звук? Какой буквой обозначается? В первой строке прописываем большую и маленькую буквы Щщ (обратить внимание на каллиграфию). В третьей строке запишем название этого животного. Произнесем его по слогам. Сколько слогов? Какой первый? Второй?
щенок |
– Запишите это слово. Поставьте ударение. А зовут его Щур, потому что он любит греться на солнышке и от ярких лучей солнца щурит глаза. Чтобы записать это слово, какую орфограмму нужно вспомнить?
Щур |
– Запишите это слово.
III. Закрепление
1) Черепаха Чапа живет вот в этом домике и ждет в гости щенка Щура. Она навела в доме порядок и приготовила угощенье.
– Назовите предметы в названии которых есть орфограммы (вывешиваются карточки со словами):
ч. йник |
ч.шки |
ч.сы |
ч.й |
– Прочитайте первое слово. Какую букву надо вставить? Какая орфограмма? Запишите это слово, подчеркните орфограмму, поставьте ударение. (Аналогичная работа проводится с остальными словами).
2) Тем временем щенок Щур собирался в гости к черепахе Чапе. Он решил сделать ей подарок. Около дома на грядке щенок нарвал сочной кислой вкусной травки, которая называется … (щавель) и пошел к черепахе. Дорога пролегала через светлый редкий лес. Этот лес называется… (роща). А за рекой располагался темный густой лес, который называется … (чаща).
– Кто внимательно слушал, какие слова с орфограммами встретились на пути щенка? (вывешиваются карточки со словами).
щ.вель | рощ. | чащ. |
– Прочитайте первое слово. Какую букву надо вставить? Какая орфограмма? Запишите это слово, подчеркните орфограмму, поставьте ударение. (Аналогичная работа проводится с остальными словами).
– Шел щенок Щур в гости и пел веселую песенку. Давайте ему подпоем.
Физминутка
Как живешь? – Вот так! (показывают большой
палец)
Как идешь? – Вот так! (шагают)
Как плывешь? – Вот так! (машут руками)
Как бежишь? – Вот так! (бег на месте)
В даль глядишь? – Вот так! (руку над глазами и
повороты)
Как сидишь? – Вот так! (садятся)
3) Идет щенок по лесу и видит: кто – то нарвал и
разбросал бумагу в лесу. Скажите, можно ли
мусорить в лесу? Почему?
Щур собрал мусор, пригляделся, да что-то написано.
Помогите щенку сложить обрывки.
– Да это же стихотворение получилось.
Прочитайте. Чему оно учит?
Прочитайте слова и назовите орфограммы. Запишите
эти слова, подчеркните орфограммы, поставьте
ударение.
4) Наконец Щур подошел к домику Чапы и постучал в дверь. Чапа открыла дверь. Как вы думаете, что они сказали друг другу?(поздоровались) В лапах Щура подарок. Что сделал Щур? Составьте предложение.
Щур | Чапе | щавель | дарит |
– Прочитайте его. Сколько слов в предложении? Какое первое слово? С какой буквы будем писать? Почему? Назовите орфограмму. Запишите первое слово, подчеркните орфограмму.
(Аналогичная работа с остальными словами, в слове “щавель” поставить ударение). Как показать, что предложение закончилось?
5) Чапа – гостеприимная хозяйка. Она приготовила угощение. А вот чем черепаха будет угощать щенка, вы узнаете, когда составите предложение вот из этих слов.
Черепаха | щенка | чаем | угощает |
– Прочитайте предложение (разбор проводится аналогично первому).
– Затем друзья стали веселиться.
Физминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают,
Раз-два-три-четыре
Полетели закружились.
6) Попрыгали, повеселились и решили поиграть в интересную игру, которая называется “Лишняя буква”. Я вам тоже предлагаю поиграть. Разобьемся на группы (дифференцированные задания по степени сложности, для одного ребенка индивидуальное задание). Составьте слово на наборном полотне, а лишнюю букву оставьте внизу.
ч | а | я | р | о | д | е | й |
щ | ю | у | рё | нок |
ч | у | ю | деса |
щ | у | ю | ка |
пи | щ | а | я |
– Проверим какие слова получились. Прочитайте слово, что оно обозначает, правильно ли оно составлено (сигнальные карточки). Какая орфограмма в этом слове?
7) За играми незаметно пролетело время. Наступил вечер и Щур стал собираться домой. Какие слова они сказали друг другу? Т.е. что они сделали? (попрощались)
попрощались |
(В зависимости от оставшегося времени можно это слово записать, орфограмму подчеркнуть, составить предложение “Щур и Чапа попрощались”)
IV. Итог урока
– Друзья расстались. Какие правила помогли повторить нам Щур и Чапа?
– Чапа добрая черепаха. Она прислала вам угощенье (печенье “Алфавит”) и просит вас не забывать эти правила, рассказать эту сказку родителям, братьям, сестрам. И пусть они тоже найдут в вашей сказке слова с орфограммами. Вы завтра расскажите, справились ли они с заданием. Сейчас скажем друзьям “спасибо” и “до новых встреч”.