Цели урока: введение понятия “гипертекст”, формирование умений создавать гипертекстовые документы.
Задачи урока:
- обучающая – систематизация представлений учащихся об основных понятиях темы “Текстовый редактор”;
- развивающие – развитие познавательного интереса учащихся, внимательности, логического мышления, умения выделять смысловые связи в тексте;
- воспитательные – воспитание чувства ответственности, аккуратности, трудолюбия.
Тип урока: введение нового материала
Возраст учащихся: 10 класс.
Оборудование урока:
- персональные компьютеры с установленными на них программами Ms Word;
- карточки с заданиями;
- проектор для показа презентации.
План урока.
- Организационный момент – 3 мин.
- Постановка цели – 2 мин.
- Введение нового материала – 10 мин.
- Выступление с рефератом – 5 мин.
- Практическая работа – 20 мин.
- Подведение итогов урока – 5 мин.
Ход урока
Для отображения в “плоском” тексте смысловых связей между основными разделами или понятиями можно использовать гипертекст, который позволяет структурировать документ путем выделения в нем слов-ссылок (гиперссылок). При активизации гиперссылки происходит переход на фрагмент текста, заданный в ссылке.
Гипертекст – это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи между ее различными фрагментами. Такие связи называют гиперсвязями.
Гипертекстовую информацию можно читать не только в обычном порядке, “листая страницы” на экране, но и перемещаясь по смысловым связям в произвольном порядке.
(Показать пример гипертекстового документа.)
Гиперссылка состоит из двух частей: указателя ссылки и адресной части ссылки. Указатель ссылки – это объект, который визуально выделяется в документе. Адресная часть гиперссылки представляет собой название закладки в документе на который указывает ссылка. Закладка – это элемент документа, которому присвоено уникальное имя.
Кто же считается “отцом гипертекста”? С сообщением на эту тему выступит…
Для создания гипертекстового документа необходимо сделать следующее:
- Создать документ, содержащий обычный текст. Для
создания закладки выделить фрагмент текста,
которому следует назначить закладку
Для создания закладки выделить фрагмент текста, которому следует назначить закладку.
Ввести команду Вставка – Закладка… В поле Имя закладки ввести имя закладки, которое должно начинаться с буквы. Щелкнуть по кнопке Добавить. - Для создания гиперссылки выделить фрагмент
текста, который будет указателем гиперссылки.
Ввести команду Вставка – Гиперссылка… На диалоговой панели Вставка гиперссылки в окне выбрать имя закладки. Щелкнуть по кнопке ОК. - Повторить процедуру для создания необходимого
количества гиперссылок.
Гипертекстовый документ создан.
В качестве указателей ссылок и закладок могут использоваться не только фрагменты текста, но и графические изображения, поэтому такие структуры иногда называют гипермедиа.
Практическая работа за компьютерами по созданию гипертекстового документа.
Домашнее задание.
Разработать гипертекстовый документ по одной из тем любого школьного предмета. После вывода темы должно задаваться три тестирующих вопроса. В случае неверных ответов – выводить справку по данной теме.
Итог урока.
Отцы гипертекста
"Гипертекст (текст, содержащий указатели на другие документы) — способ представления информации с помощью связей между документами. Термин был введен Тедом Нельсоном в 1965 году".
Первым отцом гипертекста считают американского ученого, инженера и организатора Ванневара Буша (1890—1974). Он также создал первые дифференциальные анализаторы, получившие в дальнейшем название аналоговых вычислительных машин, основал Национальный фонд Науки США (NSF), воспитал целую плеяду выдающихся ученых, одним из которых является Клод Шеннон.
В 1945 году, являясь научным советником президента Рузвельта, Буш опубликовал статью As We May Think, где была впервые высказана идея гипертекста (сам же этот термин появился двадцать лет спустя). Буш описал машину Меmех для быстрого просмотра научной литературы на основе ассоциативных связей. Машина предусматривала работу с текстовыми и графическими материалами в реальном времени, а в ее памяти были заложены большая библиотека, фонд фотографий и личных заметок.
Предполагалась такая форма организации текстового материала, при котором смысловые единицы представляются не в виде текста линейной последовательности, а в той последовательности, которая указывается пользователем. Данная идея лежит в основе построения гипертекстовых систем.
"С профессиональной точки зрения используемые нами способы распространения и просмотра результатов научных исследований сильно устарели и уже не отвечают современным требованиям, — писал Ванневар Буш в 1945 году. — Меmех представляет собой устройство, в котором человек может хранить содержимое всех своих книг, записей и корреспонденции и с помощью специальных механизмов чрезвычайно быстро и просто находить нужный материал. Оно является как бы продолжением его собственной памяти, значительно расширяя возможности последней".
Буш ошибся лишь в технических деталях: он представлял Меmех в виде стола со встроенным экраном для просмотра и записи микрофильмов. Что же касается главных идей, таких, как гипертекстовые ссылки и способы автоматического индексирования документов, то здесь ученый был совершенно прав. "Конечно, в устройстве предусмотрены справочные средства, основанные на обычной схеме индексирования материалов, — объяснял он. — Если пользователю нужно конкретное издание, он набирает на клавиатуре соответствующий код, и в одном из полей на экране сразу же появляется изображение титульного листа книги .
В октябре 1995 года во многих университетах США прошли торжественные конференции, посвященные 50-летию выхода в свет работы, где впервые высказывалась идея гипертекста.
Вторым отцом гипертекста является Теодор (Тед) Хольм Нельсон (р. 1937), который дал своему глобальному издательскому проекту название Xanadu. Корни этого названия можно отыскать в рассказах знаменитого венецианского купца, путешественника и знатока Востока Марко Поло, опубликованных на французском языке. Там упоминается о сказочном Владении — Shan-Du хана Хубилая, у которого Марко Поло прожил 12 лет.
Теодор Нельсон почерпнул сведения о сказочном Владении (Стране) Xanadu из поэмы Kubla Khan английского поэта Сэмюэля Колриджа. Нельсон объяснял, что свою работу он назвал таким образом, чтобы подчеркнуть, что это "волшебное место — вселенский компендиум (сжатое суммарное изложение основных положений.) литературы, где ничего и никогда не будет забыто".
В 1965 году вышел первый печатный труд Нельсона (A File Structure for the Complex, the Changing, and the Indeterminate), где были изложены его идеи, касающиеся связанных текстов, и где впервые употребляется термин гипертекст [1, 2].
Работы над проектом Xanadu развернулись в Гарвардском университете. Предполагалось создание глобальной, постоянно развивающейся литературной среды со всевозможными ссылками. Пытаясь улучшить свой проект, Нельсон несколько раз его пересматривал, причем в 1971 году стал работать с новой группой специалистов. Через некоторое время вышла книга Нельсона Computer lib, где он призывал энтузиастов присоединиться к работе. В статье Dream Machines, выпущенной тогда же, Нельсон уверял, что проект будет завершен в 1976 году. Однако этого не случилось В конце 1970-х годов Нельсон вновь меняет состав своей группы.
В 1981 году было закончено проектирование универсального сетевого сервера, который Нельсон описывал в книге Literary Mashines, а спустя еще пару лет появилась Xanadu Operating Company (XOC), организованная для завершения проекта. Затем лицензия, дающая право продолжать создание универсального сетевого сервера, приобреталась фирмами: Autodesk – разработчиками широко известной системы AutoCAD, Metex (получившей позже название Filoli) и Sense Media.
Проект Xanadu так и не был завершен. Тем не менее он оказал весьма существенное влияние на развитие современных систем гипертекста — Всемирная паутина (WWW) фактически является реализацией идей Нельсона. Однако сам он видит вещи подругому: "Многие думают, что Xanadu был попыткой построить WWW. Напротив, WWW явилась тем, что мы пытались предотвратить..."
Литература
- Н. Угринович, Информатика и информационные технологии, учебник для 10 – 11 классов
- И. Семакин, Информатика. Задачник-практикум.
- И Семакин Структурированный конспект базового курса.
- Информатика, приложение к газете “Первое сентября”, №35 2003 год