Цель:
- создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны всего лишь полвека назад
- показать образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма
- воспитывать чувство личного сопереживания тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков
Форма работы: групповая ( четыре группы по 6 человек; в каждой группе “знаток”, контролирующий работу в группе)
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
1. Ответы на вопросы в группах.
Вопросы 1 группе.
- О каком будущем мечтали люди в нашей стране
- Что означало на гербе и флаге Советского Союза перекрещенные серп и молот?
в 30-е годы?
Что означают слова “справедливое общество”?
Вопросы 2 группе.
- Что узнали о Коммунистической партии Советского государства?
- Кто решал все государственные вопросы в стране?
- Кто её создал;
- для чего была создана.
Вопросы 3 группе.
- Как изменилось хозяйство страны и жизнь людей в 20-30-е годы XX века?
- Кто такие пионеры и комсомольцы?
Вопросы 4 группе.
- Что такое колхозы и кого звали колхозниками?
- Можно ли сказать, что в 20-30 годы в СССР было создано справедливое общество?
2. Коллективная беседа по вопросам.
3. Оценка ответов “ знатоками ”.
Новый материал.
1. Актуализация темы.
2 слайд презентации
- Чтение заголовка с презентации
“Вставай, страна огромная…”
- Рассматривание фотографии в учебнике на стр.19
Этот памятник стоит в центре Волгограда, как память о событиях прошлых лет.
Вывод: узнаем о страшном испытании, которое выпало на долю русского народа более полвека назад.
2. Информация учителя.
3 слайд презентации (звучит музыка)
- В 4 часа утра 22 июня 1941 года войска фашистской Германии перешли границу советского Союза. Немецкие самолёты стали бомбить советские города, воинские части аэродромы.
4 слайд презентации (Рисунок 1)
- Гарнизон Брестской крепости первым принял на себя удар врага и оказал ожесточённое сопротивление. В то время, как немцы продвинулись далеко на восток, бои в крепости продолжались больше месяца.
3. Поиск информации по группам.
- Я попрошу вас в группах найти ответы на поставленные вопросы. На одни вопросы вам известны ответы, а новую информацию вы найдёте на странице 19.
Вопросы:
- Кто стоял во главе фашистов?
- Какая цель была у фашистов?
- Назовите союзников Германии.
- Кто был союзниками Советского Союза в борьбе против фашизма?
- Почему война 1941-1945 годов называется мировая?
- Почему для нашей страны это Отечественная война?
Итог:
- На защиту Родины поднялся весь народ. Из войн, которые вынесла Россия, это была самая жестокая и кровопролитная война. Гитлеровцы имели отлично оснащённую и подготовленную армию. У них был немалый военный опыт. Они легко победили Норвегию, Францию, Польшу, Бельгию, Голландию, Данию и так же быстро Гитлер и его маршалы и генералы рассчитывали легко победить СССР.
Но тут их расчёты на молниеносную войну с треском провалились. Везде от пограничной Брестской крепости враг продвигался с тяжёлыми боями и всюду встречал героическое сопротивление. Тысячи людей добровольно записывались в армию.
4. Работа по карте в учебнике. (Стр. 21 и 5 слайд презентации) (Рисунок 2)
- Обсуждение вопросов в группах.
- Что показано на карте зелёным и красным цветом?
- На какие крупные города были нанесены удары фашистских армий?
- Где произошли решающие сражения?
- Коллективная работа.
- Ответы на поставленные вопросы.
- Показ по карте.
5. Дополнительная информация учеников о городах-героях.
- Информация ученика о защите Ленинграда.
Тяжелейшие дни переживал Ленинград (так в советское время назывался Петербург). 900 дней и ночей город на Неве находился в осаде. Враг перекрыл все подступы к нему, что сделало невозможным подвоз продовольствия. От холода, голода, непрерывных бомбёжек и обстрелов погибло почти 850 тысяч человек. Но город выстоял. В начале 1943 года блокада была прорвана.
- Информация ученика об обороне Севастополя.
6 слайд презентации. (Рисунок 3)
6. Битва под Москвой.
7 слайд презентации. (Рисунок 4)
- Как вы думаете, где фашистские войска потерпели первое поражение?
- Информация учителя:
- Первое поражение фашистским войскам удалось нанести только в битве под Москвой. Советские войска остановили немцев и заставили отступить. Это было первое крупное поражение врага. Солдаты непобедимой гитлеровской армии тысячами сдавались в плен.
- Работа в группах по вопросам.
- Как долго фашисты штурмовали Москву?
- Чем прославился отряд панфиловцев?
- В чём значение победы советских воинов под Москвой?
- Коллективная работа (при ответе на 2 вопрос
8 слайд презентации. (Рисунок 5)
- Дополнительная информация учеников о подвигах советских солдатов.
- Подвиг Николая Гастелло.
- Подвиг Александра Матросова.
- Подвиг Алексея Маресьева.
Итог:
- Почему наша армия смогла сломить наступление фашистов?
(Благодаря отваге, мужеству, героизму и беззаветной любви к своей Родине советских солдат наша армия смогла отбросить фашистов на сотни километров от Москвы)
8. Сталинградская битва.
- Когда же удалось остановить врага?
Информация учителя:
- Летом 1942 года началось наступление немецких частей на Сталинград. Несколько месяцев отборные части фашистов штурмовали город.
9 слайд презентации. (Рисунок 6)
Сталинград был превращён в руины, но сражавшиеся за каждый дом советские солдаты выстояли и перешли в наступление. Зимой 1942-1943 годов были окружены
22 немецкие дивизии. Противник потерял убитыми и ранеными почти полтора млн. человек.
В войне наступил перелом.
9. Освобождение стран Европы.
- Отвага, мужество солдат на фронте, партизан в тылу врага, труд стариков, женщин, детей помогли не только отстоять независимость нашей стране, но и помочь странам Европы избавиться от фашизма.
- Работа с картой в учебнике на с. 23 и
10 слайд презентации (Рисунок 7)
- Какие страны были освобождены от фашизма?
Информация учителя:
- Весной 1945 года советские и союзнические войска вступили на территорию Германии. Началась завершающая Берлинская операция, в которой советскими войсками командовал маршал Жуков.
Берлин – столица Германии был взят советскими войсками.
11 слайд презентации (Рисунок 8)
Советские разведчики Егоров и Кантария водрузили над Рейхстагом знамя победы.
А 9мая 1945 года немецкое командование подписало акт о безоговорочной капитуляции.
12 слайд презентации (Рисунок 9)
Этот день стал Днём Победы в Великой Отечественной войне.
Звучит песня: “День победы” (припев)
- Почему этот день отмечают со слезами на глазах?
13 слайд презентации.
- За свою победу страна заплатила огромную цену: около 27 млн человек погибло, миллионы остались калеками и инвалидами, была уничтожена треть национального достояния.
Победа в великой Отечественной войне – одно из самых ярких событий в истории нашей страны.
Закрепление изученного.
- Работа по тетрадям (с.36 № 65)
- Повторение терминологии (индивидуальные карточки)
Итог урока.
- Что узнали нового?
- Чем понравился урок?
Самооценка учащихся и оценка работы групп учителем.
Домашнее задание:
- прочитать текст учебника;
- ответить на вопросы;
- найти доп.информацию о подвигах советских людей в годы войны;
- выучить стихи о войне (по желанию).