Искусство Древнего Египта

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Цели:

  1. Познакомить учащихся с культурой Древнего Египта: архитектурой, скульптурой, живописью; показать ее своеобразие.
  2. Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации; использовать дополнительный справочный материал; давать художественный анализ памятников архитектуры, скульптуры.
  3. Воспитывать чувство прекрасного, бережного отношения к памятникам истории.

Тип урока: урок изучения новой темы

Оборудование:

  1. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М : Просвещение. - 2000.
  2. Альбом учебных картин по истории Древнего мира.
  3. Презентация “Искусство Древнего Египта” <приложение1>
  4. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. - М. : Аванта+, 1998.

Ход урока

Презентация

1. ХРАМЫ – жилища богов

Древний Египет по праву считают колыбелью человечества. Древний Египет также можно считать колыбелью культуры человечества. (слайд № 2)

Искусство Древнего Египта представлено главным образом архитектурными сооружениями, скульптурой, фресковой росписью.

Вспомните, что такое архитектура? (Архитектура – это строительное искусство).

Мы знакомы с жилищем египтян. Какой материал использовался при строительстве? (тростник, глину, камень)

Почему египтяне не строили деревянных домов? (в Египте не росли деревья, она дорого стоила)

Как вы думаете, какие архитектурные сооружения сохранились до наших дней? Почему? (храмы, пирамиды; они строились из камня)

Что такое храмы? (жилища богов)

Египетские мастера с незапамятных времен работали по тщательно разработанным планам. Архитектор записывал свои мысли на листе папируса или глиняной табличке. Чертежи были примерными, соблюдались только пропорции. Археологи нашли древние строительные инструменты из меди и бронзы: резцы, сверла, долото, тесла, отвесы, линейки. До наших дней не дошли жилые дома, дворцовые сооружения, которые строились из легких и недолговечных материалов, только храмы богов и погребальные сооружения возводились из камня, строились на века. Боги существуют вечно, значит, жилища их должны быть незыблемы.

Я приглашаю вас “посетить египетский храм и познакомится с его основными особенностями. Учащиеся работают с иллюстрацией на стр. 56 учебника или с учебной картине на доске.

*основным строительным материалом был камень

* нередко вдоль дороги к храму, словно, стражи стоят сфинксы

Сфинкс - скульптуры с телом льва и головой человека или другого животного.

Перед входом стояли два обелиска – каменные “иглы фараонов”, на которых начертаны священные письмена.

По обе стороны от ворот фигуры фараона, восседающего на троне. Нередко владыку Египта изображали в виде бога.

За воротами располагался широкий двор, окруженный колоннами – это центр храма.

Египетские храмы украшали двумя видами колонн: папирусовидными или лотосовидными.

В глубине храма находилось скрытое и таинственное помещение – это святилище.

Кто мог войти в святилище? (только жрецы – слуги богов)

Древние египтяне считали храм местом земного пребывания бога. Здесь приносили жертвы богам, жрецы совершали обряды.

Какие чувства испытывали египтяне, попав в храм?

Попав в храм, египтяне чувствовали себя маленькими и жалкими. Все вокруг поражало их воображение: величина храма, изображения богов и фараонов на колоннах и стенах, а на потолке – росписи золотых звезд на фоне синего неба.

Так средствами искусства фараоны укрепляли свою власть.

Итак, назовите особенности египетского храма. (Храм состоял из святилища, центральной площади; к храму вела аллея сфинксов; храмы украшали величественными колонами).

До наших дней дошли не только египетские храмы, но и величественные гробницы фараонов.

2. ПИРАМИДЫ – первые из чудес света.

“Все боится времени. А время боится пирамид”

Египетские пирамиды древние греки отнесли к семи чудесам света. Они и сейчас стоят у самого края пустыни, поражая своими размерами, мастерством строителей и архитекторов. Всего сохранилось свыше ста пирамид. Все они созданы в эпоху Древнего царства, около пяти тысяч лет назад. Строили их без использования машин и подъемных кранов, Для чего? С какими целями? Кому они предназначались?

Пирамиды – это гробницы фараонов. Их называли “дома вечности”.

Матерью египетских пирамид” называют пирамиду Джосера. (слайд № 3)

Я царь царей, я Солнца сын могучий,
Гробницу эту выстроил себе,
Чтоб прославляли многие народы,
Чтоб помнили во всех веках грядущих,

Чтоб знали имя…

Первым фараоном, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был Джосер. По форме пирамида Джосера напоминала арабские скамейки-мастабы, поставленные одна на другую постепенно уменьшавшиеся кверху (высота около 60 м. ). Предание связывает строительство шестиступенчатой пирамиды с именем гениального зодчего, мудреца, врачевателя и математика Имхотепа, удостоенного величайшей чести: на пьедестале статуи Джосера было высечено. Имхотеп задумал построить гробницу фараона в виде восходящей к небу монументальной лестницы.

Зачем фараону лестница на небо? (древние египтяне верили, что после смерти душа не умирает, а уходит на небо к звездам)

В конструкции пирамиды Джосера отражены основные принципы создания подобных сооружений:

* гигантский масштаб

* обобщенная геометрическая форма

* использование камня как строительного материала

Дополнительная информация (Имхотеп впервые стал использовать для строительства камень :гранит, известняк, песчаник, порфир; Имхотеп построил гробницу для фараона Джоссера в виде пирамиды, которая имела шестиступенчатую форму высотой 62 метра, что равно двум девятиэтажным домам)

Самая большая пирамида – это пирамида Хеопса (слайд № 4). Она была построена около 2000г. до н. э. Ее сооружение длилось 30 лет. Это строительство разорило Египет. Народ возненавидел фараона Хеопса. Высота пирамиды – 146м (это высота 50-этажного дома), длина каждой из сторон 233м.

Дополнительная информация (когда пирамиду почти построили, Хеопс осмотрел ее и остался недоволен. Она показалась ему маленькой. Он приказал увеличить ее размеры. Строительство требовало денег. Казна опустела. Есть легенда, что Хеопс продал свою красавицу дочь, чтобы закончить свой вечный дом. Народ возненавидел фараона. Восставшие крестьяне и рабы выбросили мумию из пирамиды. Они хотели уничтожить саму память о жестоком Хеопсе. На вопрос чужестранцев о хозяине пирамиды они отвечали: “Это пирамида пастуха, которой пас стада неподалеку”. Сравните две пирамиды.)

Постепенно фараоны приказали делать стены прямыми и ровными. Считают, что изменение формы пирамиды связано с поклонением богу Солнца – Ра. Ровные грани пирамид напоминали застывший поток солнечных лучей, вместе с которым фараон возносится на небо.

Дополнительная информация. (Пирамида Хеопса. Напомним ее размеры: первоначальная высота была 146, 6 м, каждая сторона квадратного основания - примерно 230 м, площадь основания - 5 га. На ее постройку пошло свыше 2300 тыс. каменных плит весом по две с половиной тонны каждая. Каменные блоки известняка настолько плотно пригнаны один к другому, что между ними нельзя просунуть лезвие ножа. Вся пирамида была облицована полированными гранитными плитами. Немного меньше - пирамида Хефрена, и еще меньше - пирамида Микерина, но и они поражают воображение колоссальными размерами и выверенными пропорциям.)

Место возведения пирамид египтяне называли “Царством мертвых” или “Долиной смерти”. Она располагалась на западе, там, где заходит солнце.
Гробницы подвергались разграблению. Вот почему правителей Египта начали хоронить в высеченных в толще скал гробницах, вдали от посторонних глаз.

Используя иллюстрации в учебнике стр. 54 или учебные картины, или слайды, ребята дают художественный анализ этим архитектурным памятникам (пользуются памятки). Ребята выясняют, каков был строительный материал, почему пирамиды имеют данную форму, каково было их предназначение.

Вопросы для закрепления материала: почему возводились сооружения таких гигантских размеров; почему использовалась данная форма; почему строили из камня.

Величественные пирамиды в г. Гизе охраняло скульптурное сооружение - Большой Сфинкс – (слайд № 5) каменный лев с головой человека, высеченный из целой скалы. (Длина – 57 м, высота – 20 м) Лицо сфинкса напоминало фараона Хефрена. Каменный великан вселял такой страх, что его называли “отцом ужаса”. Сфинкс как бы должен был охранять покой усопших фараонов от грабителей.

Но время не пощадило ни пирамиды, ни сфинкса. Пирамиды разорялись, войска Наполеона Бонапарта обстреливали “отца ужаса”, храмы разрушались. И тем не менее, они до сих пор стоят на краю пустыни, как немые свидетели далеких событий, настоящего времени. И не вольно думаешь, может время действительно боится пирамид.

Подумайте и ответьте, а в наше время строятся пирамиды? (Вход в Лувр; развлекательный комплекс “Пирамида” в Казани; памятник павшим при взятии Казани - слайд №6)

3. Скульптура и живопись Древнего Египта.

В гробницах, храмах, при раскопках найдено множество скульптур.

Какова была причина создания скульптур?

Стремление древних египтян надолго сохранить материальную оболочку умершего привело к появлению его двойника - скульптурного портрета, куда могла бы вернуться душа, выходящая из гробницы, поднимающаяся на небо или путешествующая по земле. Согласно верованиям египтян, душа умершего время от времени возвращается из царства Осириса и вселяется в мумию. Если душа, прилетев в гробницу, не обнаружит мумии, она погибнет и ее загробная жизнь прекратится. Так возник обычай мумификации. Однако мумия недолговечна, поэтому в гробницу ставили каменную или деревянную статую умершего, в точности воспроизводящую облик. Верили, что душа может вселиться в статую, если душа не сохранится. Статуи, которые помещались в гробницах, должны были передать индивидуальные особенности умерших. Скульптурные портреты, предназначенные для оформления храмов, были больших размеров без излишней детализации.

Используя текст учебника, рисунки и иллюстрации учебных картин учащиеся выясняют особенности скульптуры в Древнем Египте.

Используя памятки <приложение 2>, учащиеся дают анализ скульптурным изображениям. (слайд №7)

Характерно для древнего египетского искусства и то, что между статуями царей и вельмож, с одной стороны, и статуэтками cлуг и рабов, с другой, существует большая разница. Фигуры фараонов и знати всегда совершенно неподвижны, они точно застыли в торжественной важности. Их помещали вплотную к стенам в залах храмов или в молельнях гробниц, им молились, приносили жертвы. Скульптор должен был подчеркнуть высокое положение этих людей, и поэтому - сидит или стоит царь или вельможа - он всегда показан спокойным, уверенным в себе человеком, здоровым, могучим, иногда излишне полным. Так впечатление от этих статуй достигалось строгой симметричностью построения фигуры, неподвижностью позы. Головы всегда поставлены прямо, ноги сомкнуты, руки у сидящих фигур покоятся на коленях, или одна рука прижата к груди, другая к - коленям, у стоящих - опущены, иногда он держит посох. Египетские статуи раскрашивались: мужские тела в красно-коричневый цвет, женские в желтовато-розовый, волосы черные, одежда белая, глаза инкрустированы драгоценными камнями.

Статуэтки же слуг и рабов, наоборот, полны движения, жизни. Они изображают работающих людей, и скульптор, передавая образ занятого трудом человека, подчеркивал позы и жесты, характерные для каждого вида работы.

В Древнем Египте также получило распространение такой вид искусства, как живопись. Мы уже знаем, что фараоны, вельмож приказывали расписывать свои гробницы. Вспомните, почему расписывались гробницы? (египтяне верили, в жизнь после смерти, в то, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить).

Какие сюжеты рисовали на стенах? – сцены из военных походов, важные события, охоту, праздники, природу и т. д. До сих пор поражает, то мастерство, с которым египетские художники изображали названные нами сюжеты.

Закрепление:

  1. С какой целью сооружались пирамиды?
  2. Назовите основные части египетского храма.
  3. Какие правила должны были соблюдать египетские художники и скульпторы, изображая богов, фараонов, вельмож?

Домашнее задание: пп. 11, в тетради нарисовать пирамиду или храм; подготовить сообщения о пирамидах.

Список использованной литературы

Учебное пособие

История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М. ;Просвещение. - 2000.

Методическая литература

  1. Галустян Д. Г. Два урока по истории Древнего мира. // ПИШ, № 1, 2002.
  2. История Древнего мира. 5 кл: Поурочные планы по учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой/ Авт. сост. Л. Л. Кочергина. - Волгоград: Учитель, 2004.
  3. Петрович В. Г. , Петрович Н. М. Уроки истории. 5 класс. - М. : ТЦ Сфера, 2002.
  4. Северина О. А. История Древнего мира. 5 класс. Поурочные планы. Ч. 1. - Волгоград, 2003.

Дополнительные пособия

  1. Альбом по истории Древнего мира.
  2. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. / Глав. ред. М. Д. Аксенова. -М.: Аванта +, 1998.