Курс “Глобальная география” (11 класс) занимает все более стабильное место в системе географического образования школьников, что связано с его большим познавательным и воспитательным значением. Он призван способствовать овладению знаниями о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества. Предмет формирует глобальное мышление учащихся, развивает интерес к проблемам межнационального характера, вооружает старшеклассников специальными, информационными и исследовательскими умениями.
Изучение курса “Глобальная география” позволяет учителю интегрировать знания, полученные по другим предметам (обществознанию, истории, биологии, экологии), максимально использовать культурологический и общеобразовательный потенциал географии как учебного предмета.
Вместе с тем в настоящее время на изучение данного курса отводится всего 1 час в неделю, тогда как изучаемый материал характеризуется большим объемом, сложным терминологическим аппаратом, трудностью восприятия текстов учебника. Кроме того, методическое оснащение предмета практически отсутствует. В связи с этим возникла необходимость разработки модульного построения курса и создания пособия для учителя “Преподавание глобальной географии в условиях блочно-модульного обучения”. Его назначение: структурирование содержания курса и построение определенной системы преподавания предмета.
В основу составления пособия положен модульный принцип, предполагающий выделение самостоятельных блоков изучения информации. В них включаются: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению целей.
Принцип модульности предполагает организацию обучения старшеклассников по отдельным функциональным узлам – модулям. Каждый блок информации является законченным и представляет единую целостность.
Курс “Глобальная география” разбит на 3 модуля:
- “Современный лик Земли”.
- “Глобальные проблемы человечества”.
- “Геоэкология – фокус глобальных проблем”.
Названные модули представляют собой систему взаимосвязанных понятий и
формируемых на их основе действий (практических и умственных).
Каждый модуль состоит из следующих частей:
- Дидактические единицы (раздел общей программы).
- Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
- Целевой план действий (разделение вопросов программы для изучения в различных видах деятельности – на лекциях, на практических занятиях, на семинарах и т. д. )
- Методическое руководство по достижению поставленных целей:
- задания для самостоятельного изучения;
- творческие и исследовательские работы;
- инструкции по выполнению практических работ;
- вопросы для самоконтроля, контроля и рефлексии.
Для того, чтобы облегчить и упорядочить процесс усвоения курса, параллельно
были разработаны пособия для учащихся: “Сборник заданий для проведения практических работ”, “Глоссарий”, “Сборник работ для оценки качества подготовки выпускников”, “Сборник заданий для самостоятельной работы учащихся”. Эта методическая продукция представляет собой учебно-методический комплекс, позволяющий оптимизировать процесс обучения и обеспечивать его высокие результаты.
В качестве примера приведем фрагмент пособия для учителя.
Модуль 1. Современный лик Земли (5 часов)
Задачи модуля: сформировать представление о современной географии человечества: ее расовой, этнической, религиозной, цивилизационной, политической и экономической структуре, о месте России в изменяющемся мире, ее геополитической стратегии.
Дидактические единицы:
Тема “Изменившийся лик Земли”. Антропогенные воздействия на природу в целом и ее отдельные компоненты. Позитивные и негативные результаты человеческой деятельности. Антропогенные и культурные ландшафты.
Тема “География человечества”. Наука о народах. Общность по имени “этнос”. Узы, связывающие народы с окружающей средой. Особенности этнической, лингвистической, религиозной структуры человечества. Этнография. Учение о цивилизациях. Характеристика известных цивилизаций.
Тема “Политическая анатомия мира”. Конец биполярного мира и концепция мондиализма. Трудность оценки предстоящих перемен на геополитической картине мира. Существующие сценарии развития будущей геополитической картины мира. Варианты долгосрочной геополитической стратегии России.
Тема “Экономическая дифференциация мира”. Восхождение человечества к вершинам социально-экономического прогресса. Место государства в экономической “табели о рангах”. Примеры Западной Европы, США и Японии. Мировое хозяйство: понятие, тенденции развития. Международное разделение труда и роль в нем географических факторов. Экономический опыт СССР – России в XX веке.
Организация работы по модулю:
Формы занятий:
- самостоятельное изучение темы – 1 час.
- обзорные лекции – 2 часа
- семинар – 1 час
- зачет – 1 час.
Требования к ЗУН учащихся:
В результате работы по модулю учащиеся должны знать:
1. Понятие Ойкумены, этапы антропогенного воздействия на природу, результаты этого воздействия, виды ландшафтов.
2. Сущность понятий “антропогенез” и “сапиентация”, моно- и полицентрические теории происхождения человека, этническую, расовую, лингвистическую, религиозную,, цивилизационную структуру человечества, сущность учения о цивилизациях.
3. Причины изменений на политической карте мира, классификацию стран по государственному устройству, форме правления, по характеру экономических процессов, сущность концепции мондиализма и геополитики как науки, возможные сценарии будущей геополитики.
Основные этапы формирования современного мирового хозяйства, его характеристики: международное разделение труда, интеграцию, интернационализацию, внешнеэкономические связи, тенденции развития мирового хозяйства, ведущих лидеров в мировой торговле, экспорте услуг и капитала.
Учащиеся должны уметь:
- Приводить примеры положительного и негативного влияния человека на природу.
- Выделять признаки, лежащие в основе классификации человечества на различные группы.
- Свободно ориентироваться на политической карте мира, приводить примеры государств для иллюстрации своего выступления.
- Интерпретировать полученные знания для ответа на проблемные вопросы и задания.
Тематический план модуля.
1 урок. Изменившийся лик Земли – урок самостоятельного изучения темы.
2 урок. География человечества – обзорная лекция.
3 урок. Политическая анатомия мира – семинар.
4 урок. Экономическая дифференциация мира – лекция.
5 урок. Зачет по модулю “Современный лик Земли” - контрольный срез знаний.
Методическое руководство по проведению уроков
1 урок. Тема: Изменившийся лик Земли.
Цель работы: пользуясь инструкцией, учебником и глоссарием, самостоятельно изучите этапы, причины и последствия изменения человеком лика Земли.
Форма обучения: самостоятельная работа с учебником.
План изучения | Задания | Требования к ЗУН |
1. Понятие об Ойкумене. | Прочитайте текст на стр. 28-29, выпишите определения из глоссария | Знать определение Ойкумены, уметь ее характеризовать |
2. Основные этапы влияния общества на среду. | Изучите табл. 1 на стр. 29-30. Запишите определение понятия “антропогенное влияние”. | Уметь объяснять характер изменений лика Земли на каждом этапе развития человечества, доказывать наличие связей между историей природы и историей общества. |
3. Освоение новых территорий в XX веке. | Прочитайте текст на стр. 34-36. Запишите перечень территорий, вовлеченных в мировое хозяйство в 20 веке. | Уметь показывать эти территории на карте. |
4. Антропогенные воздействия на природу. | Выполните практическую работу №2 (смотри сборник работ) | Уметь приводить конкретные примеры антропогенного воздействия на отдельные компоненты природы. |
5. Виды природных ландшафтов. | Прочитайте текст на стр. 40-41, составьте классифика-цию природных и искусст-венных ландшафтов. | Уметь приводить примеры ландшафтов на местном материале. |
Домашнее задание: прочитать стр. 28-42 в учебнике, ответить на вопросы на стр. 41-42 (устно), закончить практическую работу №2 .
Практическая работа№2.
Тема: Антропогенное воздействие на отдельные компоненты природы.
Образовательная задача: установить факторы человеческой деятельности, воздействующие на отдельные компоненты природы.
Развивающая задача: развитие умений составлять логические схемы.
Ход работы
1. Прочитайте текст учебника на стр. 36-39.
2. Составьте логические схемы, отражающие положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на компоненты природы: рельеф, климат, гидросферу, флору, фауну. При этом воспользуйтесь дополнительными источниками информации.
Например:
2 урок. Тема: География человечества.
Цель: формирование представлений о развитии Человека Разумного, о структурах современного человечества.
Форма занятия: лекция.
План:
1. Соотношение понятий “антропогенез” и “сапиентация”. Основные термины.
2. Структура современного человечества.
2.1. Расовая структура.
2.2. Этническая структура.
2.3. Лингвистическая структура.
2.4. Религиозная структура.
2.5. Цивилизационная структура.
Оборудование: политическая карта мира, глоссарий, картосхемы в учебнике, атласы для 10 класса, карточки с домашним заданием для подготовки к семинару.
Домашнее задание: стр. 66-99 прочитать, найти ответы на вопросы к семинару. Индивидуально: подготовить рефераты о мировых, национальных, племенных религиях по выбору учащихся.
3 урок. Тема: Политическая анатомия современного мира.
Цель: формирование представлений о современной политической карте мира, этапах ее образования, причинах и характере изменений, о классификации государств по политическим признакам.
Форма занятия: семинар.
План работы:
- Целеполагание и мотивация учебной деятельности.
- Работа со словарем: повторение известных и введение новых терминов.
- Полилог:
- Что вы понимаете под политической анатомией мира?
- Что такое политическая карта мира? Что она отражает?
- Каковы основные этапы формирования ПКМ?
- С какими событиями связан каждый этап?
- Какие последствия будет иметь дальнейшее дробление мира?
- В чем состоит различие между качественными сдвигами на ПКМ и количественными? Проиллюстрируйте примерами.
- Практическое задание:
- Составьте структурно-логические схемы, отражающие классификацию стран по формам правления, по административно-территориальному устройству, по регионам, по типу. Приведите примеры стран для каждого случая, покажите их на карте.
- Полилог:
- Каковы доказательства того, что мир перестал быть биполярным? В чем сущность концепции мондиализма? Аргументируйте ее несостоятельность.
- Что такое геополитика? Каковы ее цели?
- Попытайтесь определить геополитические проблемы России, возникшие в 90-х годах прошлого столетия, и на их основе сформулируйте ее геополитическую стратегию в XXI веке.
- Каким образом концепция евразийства находит отражение в современной геополитике России?
- Практическое задание: обозначьте на контурной карте бывшего СССР “зоны жизненно важных интересов” России.
- Рефлексия. Закончите фразы:
Я узнал… Я понял… Я открыл для себя… Меня волнует… Мне непонятно…
Мне было трудно… Я удовлетворен…
Домашнее задание: ответить на вопросы после текста на стр. 99, выучить новые термины.
4 урок. Тема: Экономическая дифференциация мира.
Цель: формирование представлений о современном глобальном хозяйстве, процессах его формирующих и перспективах развития.
Форма занятия: обзорная лекция.
План:
1. Этапы развития современного мирового хозяйства.
2. Мировое хозяйство: понятие, характеристика и тенденции развития.
2.1. Единство биосферы – условие развития единого глобального хозяйства.
2.2. Интернационализация и интеграция – ведущие процессы в развитии мирового хозяйства.
2.3. Международное разделение труда и его перспективы.
2.4. Развитие внешнеэкономических связей в XXI веке.
2.5. Мировые центры экономики: современные сдвиги.
3. Россия и мировое хозяйство: проблемы и перспективы.
Оборудование: политическая карта мира, глоссарий, картосхемы в учебнике.
Домашнее задание: прочитать текст на стр. 101-124, вопросы 1-7, глоссарий по всей теме, повторить темы 1-4 к зачету.
5 урок. Выходной контроль по модулю.
Форма контроля: тестирование (4 варианта)
Вид контроля: тематический.
Содержание заданий:
1 уровень – контроль усвоения терминологии (дать определения понятиям).
2 уровень – репродуктивная проверка фактологических знаний (задания закрытого типа).
3 уровень – выполнение проблемных заданий открытого типа.
Вариант контрольной работы.
1. Репродуктивный уровень.
1. Установите соответствие:
Группы проблем | Проблемы |
А - природно-экономические; | а – кризис культуры и нравственности; |
Б – политические и социально-экономические; | б – сырьевая ; |
В – смешанные; | в – предотвращение войны; |
Г – социальные; | г – прогнозирование погоды; |
Д – научные; | д – технологические аварии. |
2. Какие религии являются племенными:
а) индуизм; | г) иудаизм; |
б) анимизм; | д) фетишизм; |
в) даосизм; | е) синтоизм. |
3. Установите соответствие целевых установок в глобальных моделях:
Время | Цели моделирования |
А – 70-е годы | а - благосостояние и достоинство |
Б – 80-90-е годы | б - достойное существование |
В – 21 век | в - выживание человечества. |
4. Назовите представителей переходных рас:
а) негроиды; | г) австролоиды; |
б) метисы; | д) европеоиды; |
в) монголоиды; | е) мулаты. |
5. Представители Человека Разумного – это:
а) синантропы;
б) австралопитеки;
в) кроманьонцы;
г) неандертальцы.
6. Назовите унитарные государства:
а) Россия; | в) Финляндия; | д) США; |
б) Япония; | г) Индия; | е) Бразилия. |
7. Какое государство является лишним в каждой строке:
Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Тайвань.
Чад, Сомали, ЮАР, Нигер, Центрально-Африканская Республика.
Франция, Польша, Чехия, Словакия, Латвия, Литва.
8. Какие государства не входят в “Европейский Союз”:
а) Дания; | г) Эстония; | ж) Франция; |
б) Бельгия; | д) Ирландия; | з) Швейцария; |
в) Венгрия; | е) Греция; | и) Болгария. |
9. Назовите ведущих современных экспортеров капитала:
а) Япония;
б) США;
в) ФРГ;
д) Великобритания;
д) Франция.
10. Какую индустриальную революцию называют “нефтяной”:
а) первую;
б) вторую;
в) третью.
11. Выберите страны – абсолютные монархии (подчеркните):
Япония, США, ОАЭ, Великобритания, Бахрейн, Аргентина, Россия, Франция, Оман.
12. Расположите в порядке укрупнения следующие таксоны:
а) этносы;
б) этнические семьи;
в) подгруппы;
г) группы.
2. Проблемный уровень.
- Путем логических рассуждений докажите, что автаркия страны неизбежно ведет к торможению экономического развития.
- Почему язык является важным, но не главным этнодифференцирующим фактором?
- Одинаковы ли причины расовой и этнической структуры человечества?
- Докажите на любых примерах, что история природы тесно связана с историей людей.