В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года создание условий для повышения качества общего образования рассматривается как одна из основных задач образовательной политики.
Каковы же основные характеристики качества образования?
- Соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям к системе образования, обусловленным переходом к демократическому, открытому обществу с рыночной экономикой; переход от преимущественной ориентации на усвоение учащимися заданного объема учебного материала к ориентации на развитие у учащихся способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта;
- Соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся; повышение уровня доступности содержания образования; создание дополнительных условий для расширения и углубления знаний учащихся, в интересующих их образовательных областях;
- Повышение уровня востребованности результатов школьного образования во “внешкольной” и “послешкольной” деятельности учащихся;
- Соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта всех участников образовательного процесса.
Достижение нового качества образования связано с пересмотром самого понятия образования, которое осмысляется в рамках концепции модернизации как способ решения значимых проблем, на основе освоенного социального опыта.
Задача определения целей школьного образования состоит в том, чтобы выбрать цели, отвечающие сущности образования и соответствующие ориентации участников образовательного процесса, то есть отражающие наиболее значимые для них проблемы.
Определение целей школьного образования предопределяет выход на новые образовательные результаты. Выход на новые образовательные результаты, в свою очередь, предопределяет оценку уже достигнутых результатов, определение задач по достижению новых результатов.
Таким образом, модель управления качеством образования можно представить как систему задач, обеспечивающую качественные изменения в образовании, позволяющие достичь новых образовательных результатов, соответствующих современным социальным требованиям (целям школьного образования).
В рекомендациях Межрегиональной конференции школьной администрации, органам управления одним из ограничений реализации, рисков школьной программы модернизации названо отсутствие мониторинга, позволяющего делать научно обоснованные выводы относительно проводимых в рамках эксперимента педагогических мероприятий.
В книге Д.Ш. Матроса, Д.М. Полева, Н.Н. Мельниковой “Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга” (М.: Педагогическое общество России, 1999.) объясняется, что “понятие “мониторинг” пришло в педагогику из экологии и социологии. В экологии мониторинг – это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. В социологии мониторинг подразумевает определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной среды. Образовательный мониторинг – это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития”. В нашем случае мы рассматриваем воздействие процесса обучения на личность ученика. То есть объектом наблюдения является ребенок и то, какое воздействие на него производит процесс обучения.
Существует 4 уровня образовательного мониторинга:
I. Федеральный (деятельность федеральной образовательной системы). Например: ЕГЭ.
II. Региональный (деятельность региональной системы образования, сравнение ОУ). Например: Аттестация ОУ.
III. Муниципальный (деятельность ОУ в целом, сравнение ОУ). Итоги ОУ, педагогов, учащихся в районе.
IV. Внутришкольный (деятельность ОУ, ученика, педагога в своем ОУ)
Основными целями мониторинга являются:
- выявление педагогической эффективности и социальных последствий как на этапе его реализации, так и распространения результатов;
- накопление образцов передового педагогического опыта, соответствующего стратегии реформирования образования.
Л.В. Болотник в статье “Общая концепция мониторинга уровня подготовки учащихся по предметам школьного цикла” (материалы по системе “Школа-2100..”) останавливается на мониторинге уровня подготовки учащихся. Основная задача данного мониторинга обеспечить обратную связь в контуре управления народным образованием любого уровня. Основной целью проведения мониторинга является повышение эффективности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для этой системы управленческих решений, касающихся процесса обучения. Мониторинг уровня подготовки учащихся призван снабдить объективной, достоверной, надежной и развернутой информацией, описывающей достижения учащихся в интересующих органы управления образовательных учреждениях. Эта информация должна обеспечить новый уровень принятия управленческих решений.
Для успешного функционирования системы качества необходим этап контроля для принятия последующего управленческого решения.
А что такое контроль в исчерпывающем толковании этого понятия?
Это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть, - т.е. наблюдение с целью проверки.
Это инструмент управления – средство, стимулирующее творчество и прогресс тех, на кого он направлен, - будь то сотрудники учреждения или учащиеся школ и вузов.
- Наконец, это способ диагностики, позволяющий вовремя осуществить необходимые корректировки. Для того чтобы цели были достигнуты в срок и качественно, соответствовали предъявленным требованиям, необходим постоянный процесс наблюдения.
Анализ Программы модернизации российского образования позволяет выделить ряд задач по управлению качеством образования, которые следует решить на уровне школы. К этим задачам относится модернизация образовательного процесса, уклада школьной жизни, образовательной среды школы; подготовка педагогов к решению задач повышения качества.
Решению данных задач в гимназии № 92 помогает система качества начальной школы (Понятие из Международных стандартов ИСО серии 9000:2000)
Система качества определяется как совокупность организационной структуры, процедур (методик, технологий), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления управления качеством.
Мониторинг качества достижений (обученности) учащихся объединяет несколько процедур данной системы, кроме того, мониторинг может быть представлен как единая процедура и даже целый процесс. В гимназии существую необходимые документы об этом:
- Положение о внутришколном контроле в гимназии №92 Выборгского района Санкт-Петербурга (утверждено педсоветом 02.04.2002г.)
- Проект “Внутришкольный контроль за образовательным процессом в гимназии №92 Санкт-Петербурга в условиях перехода на новые образовательные стандарты” - 2004г.
- Проект “Мониторинг обученности учащихся” - 2005г.
- Проект “Мониторинг воспитанности учащихся” - 2005г.
- Проект “Мониторинг состояния здоровья учащихся гимназии” - 2005г.
Мониторинг в начальной школе включает в себя следующее:
1) проверка техники чтения. Проводится 3 раза в год. Особенность в том, что для ее проверки дается единый текст для всех учащихся 1-4 классов, разработаны внутригимназические нормы скорости чтения.
2) определение продуктивности чтения в 4 классе (конец учебного года). Позволяет определить возможности школьников по воспроизведению прочитанного текста. Методика разработана в гимназии на основе традиционной методики и методики профессора Л.Н. Засориной.
3) замеры скорости письма и вычислительных навыков - методика В.Зайцева. (4 класс, 2 раза в год). Позволяет прогнозировать успешность обучения учащихся в основной школе.
4) контрольные работы по русскому языку, математике, окружающему миру (входные I полугодие, II полугодие) - 3 раза в год. На протяжении нескольких лет используется листы для оформления результатов, позволяющие учителю видеть динамику выполнения, специфику ошибок в течение года. Кроме того, в программе “Школа-2100” существует методика электронной обработки результатов. Электронные приложения призваны решить целый ряд насущных задач, стоящих перед современной школой. Прежде всего, они должны существенно повысить эффективность процесса обучения в школе, сделать его более адекватным современным достижениям науки.
Основная задача электронных приложений к школьным учебникам – это обеспечение возможности проведения в реальном времени полноценного мониторинга качества обучения учащихся, работающих по этим учебникам. Электронные приложения должны помочь отследить характер изменений в уровне подготовки учащихся на протяжении всего процесса обучения.
Кроме того, электронные приложения дают возможность учителю, учащемуся и его родителям получить принципиально новую и чрезвычайно важную информацию о месте школьника в соответствующей возрастной группе с точки зрения уровня его подготовки по данной дисциплине, поскольку электронные приложения содержат данные о возрастных нормах по каждой контрольной работе, включенной в данное пособие.
Электронные приложения позволяют получать систематизированные данные о результатах учащегося по всей системе контрольных работ того или иного пособия. Таким образом, электронное приложение, в отличие от других измерительных средств позволяет осуществлять непрерывный мониторинг, отслеживая изменения в уровне подготовки учащегося в реальном времени, когда еще возможна коррекция достигаемых им результатов. Это дает возможность сразу после контрольной работы принять все необходимые меры и не допустить серьезного отставания конкретного ученика от его возрастной группы.
Электронные приложения позволяют рассматривать материалы учебного пособия, предназначенные для контроля уровня подготовки учащихся, как стандартизированные измерительные средства, поскольку дают возможность однозначно соотнести с результатами деятельности любого учащегося число и сравнить полученные данные с результатами возрастной группы.
Учитель может заполнить матрицу сразу на компьютере в диалоговом режиме без предварительной проверки работ учащихся. (Для этого необходимо лишь минимальное знакомство с компьютером.)
Одновременно решается еще одна важная задача: учитель повышает свою информационную культуру, включая компьютер в арсенал технических средств, позволяющих существенно увеличить эффективность работы.
5) диагностические работы по русскому языку, математике, окружающему миру (4 класс, март). Позволяют увидеть готовность класса к работе в основной школе по трем уровням: репродуктивному, частично-поисковому, творческому.
6) состояние ЗУНов по русскому языку и математике. Проводится в конце каждого учебного года. Позволяет увидеть, насколько эффективно формировались знания, а главное, умения учащихся. Кроме того, данная процедура заставила учителей основательно изучить программы и работать в соответствии с ними.
7) словарные диктанты проводятся в ноябре и мае. В гимназии существует список слов по программе под редакцией Бунеевых, которые учащиеся должны знать. В первой работе предлагаются слова предыдущего года обучения, в мае – текущего.
Поддержанию мотивации к обучению, повышению интереса к предмету проводятся внеклассные работы и работы на выявление надпредметных умений и навыков, за которые не выставляются оценки, но обязательно отмечаются победители. Это:
- Фестиваль Знаний. Ежегодно определяется тема (200-летие Санкт-Петербурга, 40-летие гимназии,...), разрабатывается Положение, составляются задания. Проводится в виде заочного путешествия по станциям “Филология”, “Математическая”, “Зеленая”. Гимназистам, набравшим максимальное количество баллов, присваивается звание “Лучший гимназист” и вручается удостоверение.
- Срезовая работа на общеучебные умения для учащихся 4 класса. Работы составлены на основе Стандартов по предметам.
- Олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру проводятся в классе, в параллели, 4-классники имеют возможность принять участие в районных турах.
Может возникнуть вопрос о целесообразности столь объемного мониторинга в начальной школе. Нельзя забывать, что без этого нельзя говорить об эффективном управлении. Известно, что управление не может эффективно осуществляться без выявления степени достижения намеченных целевых рубежей. Если анализ – это “мозг” управления, то контроль – это его “глаза”.
Литература
- Л.В. Болотник. Общая концепция мониторинга уровня подготовки учащихся по предметам школьного цикла. “Школа 2100” Выпуск 4.- М: “Баласс”, 2000.
- Л.В. Болотник. Электронные приложения к школьным учебникам, обеспечивающие информационную поддержку учебного процесса. “Школа 2100” Выпуск 4.- М: “Баласс”, 2000.
- Л.М. Денякина. Контроль как инструмент управления. Журнал “Начальная школа. Плюс, минус”. №9, 2000.
- И. Колиниченко. Мониторинг и его результаты. Газета “Начальная школа”. №10, 2003.
- Методика разработки школьной программы управления качеством образования. Вестник ОИРШ Санкт-Петербурга №25, 2003.
- Начальная школа. Из опыта творческой работы педагогов гимназии №92 Санкт-Петербурга (информационно-методический сборник). – М.-СПб: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования – гимназия №92 Санкт-Петербурга, 2003.
- Начальная школа. Сборник для родителей / Под общей редакцией кандидата педагогических наук И.Г. Саловой. – М.- СПб.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования – гимназия №92 Санкт-Петербурга, 2004.