Социально-психологическое исследование "Портрет семьи младшего школьника"

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Родительская семья - важнейший институт социализации раннего детства, в которой изначально происходит наиболее активное социальное взаимодействие ребенка с родителями, где закладывается его эмоциональная жизнь, создается ценностно-нормативная структура его личности.

В феврале-марте 2006г в образовательных учреждениях города Старый Оскол и Старооскольского района было проведено социально-психологическое исследование “Социально-психологический портрет современной семьи младшего школьника” с целью изучения социально-психологических особенностей современной семьи младшего школьника, а также определения приоритетных направлений работы с семьей, изучения влияния различных демографических и социально-стратификационных факторов на цели, мотивы воспитания ребенка.

В опросе приняли участие 418 родителей из 10 образовательных учреждений города и района.

1. По возрастному показателю респонденты распределились следующим образом: до 29 лет - 23 %, от30 до 40 лет -65% и старше 40 лет - 12 %. Средний возраст родителей составил 34 года.

2. По уровню образования показатели следующие: высшее образование - 27%, среднее специальное 58 %, среднее профессиональное - 3 %, среднее образование 11%.

3. Социально-экономическое положение семьи – уровень дохода выше среднего - 25%, средний уровень дохода - 41%, ниже среднего - 34%.

4. По количеству детей в семье: 190 однодетных семей (46%), 186 двудетных семей (44%), 41 многодетная семья (10%).

5. Распределение по полу: 221 семья, воспитывающая девочек (53%), 196 семей, воспитывающих мальчиков (47%) .

6. Состав семьи: 90 неполных семей (22%), 328 полных семей (78%).

В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты влияния семьи на ребенка. В качестве ведущих факторов, влияющих на развитие личности ребенка, выделяют социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический факторы (А.В.Мудрик).

Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами, гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими образцами отношений и поведения, сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями.

Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем.

Анализируя полученные данные, мы можем отметить, что половина из числа опрошенных респондентов (53 %) оценивает свою семью как “крепкую, хотя между супругами иногда случаются размолвки”. При этом только 14% родителей считают свою семью “очень крепкой: полная гармония между супругами”, а 19% семей находится в состоянии развода. Еще 4% указывают на наличие проблем в семье, отмечают, что взаимоотношения между супругами плохие. 10 % ответивших указали, что их семья “в целом устойчивая, хотя скандалы между супругами бывают часто”. Полученные данные отражены на <Рисунке № 1>.

Можно сказать, что в 33% семей существуют определенные трудности в формировании здорового микроклимата. Возможно негативное влияние данного фактора на воспитание ребенка, а также на его представления о своей будущей семье. Родители реалистично оценивают влияние взаимоотношений супругов на формирование представлений ребенка о будущей семье, поэтому 12% опрошенных уверены, что ребенок в качестве модели собственной семьи не выберет родительскую. 49% родителей не уверены, что их семья станет примером для ребенка в будущем. И только 39% респондентов считают, что родительская семья будет для ребенка эталоном. Таким образом, даже родители из семей с благополучным микроклиматом не уверены в установках детей при формировании собственной семьи.

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. По мнению родителей, в первую очередь ребенок ждет от семьи радости общения, понимания и поддержки (87% ответов). Во-вторых, для ребенка важен покой и защищенность в собственной семье. На третьем месте, по мнению родителей, материальное обеспечение <см. Рисунок №2>. Корреляционный анализ показал, что данный фактор связан с микроклиматом в семье. Чем лучше отношения между супругами, тем меньше ребенок, по их мнению, обращает внимание на материальное обеспечение в семье. Для ребенка очень важен эмоциональный покой, мирное и радостное общение с родителями, стойкий и надежный контакт с ними. Радость человеческого общения останется для растущего ребенка основной и непреходящей ценностью.

Наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи является фактором, обеспечивающим действенность, силу, стойкость семейного воспитания. Также важна осведомленность ребенка о проблемах, существующих в семье. По данным исследования, 83% родителей считает необходимым сообщать ребенку о трудностях, возникающих в жизни семьи.

В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, в которой участвуют не только родители, но и бабушки, и дедушки. Среди респондентов 53 % семей проживают совместно с прародителями. Что, с одной стороны, способствует передаче опыта между поколениями, облегчает воспитательный процесс для пап и мам, а с другой стороны, может являться источником конфликтов, если воспитательные стратегии родителей и бабушек, дедушек не совпадают, в такой ситуации более вероятен непоследовательный стиль воспитания.

В сложной семье, где проживают вместе родители, их взрослые дети со своим потомством, не так-то легко добиться должного взаимопонимания родителей и детей, поскольку сказывается принадлежность к разным поколениям.

По мнению респондентов заботы о воспитании ребенка (детей) лежат в основном на: жене – 95% ответов; муже – 56% ответов; прародителях (бабушках, дедушках) – 48% ответов.

Согласно законодательству, отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но культурные традиции несколько по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании детей. Мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его, отец осуществляет “общее руководство”, обеспечивает семью материально, охраняет от врагов. По данным корреляционного анализа, мать делегирует воспитательные функции отцу в том случае, когда сама не справляется с ситуацией.

С точки зрения родителей основное воспитательное влияние на ребенка оказывает мать (85% ответов), влияние отца на ребенка сопоставимо с влиянием школы (65% и 63% соответственно). Корреляционный анализ показал, что воспитательное влияние школы возрастает в тех семьях, где родители испытывают дефицит времени для общения с ребенком. Также, по мнению родителей, на ребенка оказывает влияние телевидение (18 % ответов), сверстники (9% ответов), улица (4% ответов). См. <Рисунок №3>.

Школа - второй после родительской семьи институт социализации, который помимо развития интеллекта и передачи знаний, в течение 11 лет формирует модели поведения ребенка, его ценности, его систему взаимоотношения с миром. Приведенные данные показывают, что большинство родителей - 94% - позитивно оценивают воспитательное воздействие школы на своего ребенка, 5% уверены, что образовательное учреждение, которое посещает их ребенок, не оказывает никакого воспитательного воздействия, и 1% родителей считает, что школа оказывает только отрицательное влияние. См. <Рисунок №4>.

Следует отметить, что те родители, которые негативно оценивают воспитательное влияние школы на ребенка (по данным корреляционного анализа), имеют неадекватные воспитательные установки, не знают возрастных, психологических особенностей детей, не имеют педагогических знаний, мало общаются с детьми. В современной неоднозначной социальной ситуации совокупность таких факторов, как занятость на работе, отсутствие или низкая педагогическая грамотность родителей делает процесс воспитания в современной семье более сложным. 45% из опрошенных родителей за помощью в вопросах воспитания обращаются в школу (к классному руководителю, социальному педагогу, психологу).

В связи с этим возникает необходимость исследования воспитательных возможностей современной семьи. В целом, родители точно определяют приоритеты в отношениях с ребенком, выбирают демократический стиль воспитания, ориентированы на создание для ребенка ситуации самостоятельного выбора, признают ценность личности ребенка, открыты общению с ним, оказывают психологическую поддержку в сложных ситуациях.

Для части родителей характерны неблагоприятные воспитательные установки, которые существенно осложняют психологическое развитие детей: повышенный контроль за поведением ребенка (59%), насаждение собственного мнения (87% ответов), повышенная тревожность родителей (63% ответов), негативная эмоциональная установка на процесс воспитания. 70% опрошенных считают воспитание детей тяжелой, нервной работой. Общение и взаимодействие с детьми переживается этими родителями как работа, выполнение обязанности, а не как творческое и радостное сотрудничество. См. <Рисунок №5>.

На основе полученных данных видно, что важной характеристикой родителей в современной семье является гиперопека, авторитарное отношение родителей к ребенку, без учета их интересов и желаний. Возможно, подобное отношение родителей к своим детям отчасти обусловлено ответственностью родителей перед обществом за своего ребенка, требует от родителей контроля над ним. С другой стороны эта позиция родителей-респондентов может свидетельствовать о проблемах внутри семьи и не только. Подобное родительское отношение может привести либо к разрыву между поколениями в будущем, когда дети вырастут, либо к полному подавлению личностного начала в ребенке.

В ходе анализа полученных данных было прослежено влияние демографических и социально-стратификационных факторов на предпочтение родителями той или иной стилевой модели взаимодействия с ребенком. При этом были проанализированы связи между воспитательными установками и образованием, возрастом и материальным положением.

На статистически достоверном уровне установлено, что, чем выше образование родителей, тем более они склонны к демократическому стилю воспитания, имеют адекватные родительские установки.

Установлено, что чем старше респонденты, тем чаще они предоставляют возможность для личностного самоопределения детей. А также, чем моложе родители, тем больше они общаются с детьми на доверительные темы.

Те родители, которые оценивают выше свое материальное положение, чаще придерживаются демократических установок в воспитании. Этот факт можно объяснить тем, что родители данной социальной группы меньше обеспокоены решением бытовых проблем, ориентированы на взаимодействие с ребенком.

Помимо анализа родительских стратегий, влияющих на развитие ребенка в семье, интерес представляет рассмотрение вопроса о роли наказаний и поощрений в воспитании ребенка.

В этой связи в ходе исследования родителям задавались специальные вопросы о том, насколько они склонны к поощрению и наказанию своего ребенка. У части родителей (18.2%) отсутствует ориентация на поддержку успехов своего ребенка. Они не склонны к поощрению и наказанию, что позволяет выделить особый тип отношений с ребенком, характеризующий “отстраненность” родителей - “холодный тип” общения. Отсутствие стимулирующих подкреплений, фиксирующих достижения ребенка негативно влияет на его развитие.

Вопрос о поощрениях и наказаниях ребенка, представляется крайне важным, их можно рассматривать как контролирующую фазу в воспитательной стратегии семьи.

За хорошее поведение, поступки, успехи 38% родителей хвалят своих детей. 22% родителей в качестве поощрения дарят подарки, включая сладости. 14,4% предпочитают предоставлять детям дополнительные развлечения (прогулки, кино, компьютерные игры). 3,6% дают деньги, 4,3% другие виды поощрения и 17% не смогли ответить на этот вопрос.

Ответы показывают, что доминируют вербальные оценки ребенка: “хвалю словами”. Каждый пятый родитель часто использует такую форму поощрения как подарок. По характеру использования тех или иных наказаний доминирует запрещение развлечений (39,2%), затем идут вербальные формы наказаний (разъяснительная беседа, строгий, серьезный разговор, и т.д.) - 19,2%. Третье по значимости место занимает “постановка ребенка в угол” (хотя такая форма наказания более характерна для ребенка дошкольного возраста и уже не применима к младшему школьнику). Физические наказания используют 6,2% родителей. Мы видим, что этот вид наказаний, как характерную для себя меру воздействия на ребенка отмечает небольшое число родителей и здесь, вероятно, дело заключается не столько в жесткости установок родителей, сколько в своеобразии социальных отношений “родитель-ребенок”. Совсем не наказывают ребенка - 1.2 % родителей.

При исследовании особенностей родительских стратегий важно обратить внимание на те целевые установки, которые ориентируют воспитательный процесс, то к чему стремятся родители при воспитании своего ребенка. Подобная целевая установка задается “образом ребенка” - теми личностными качествами, способностями, умениями и навыками, которые, по мнению родителей, наиболее желательно у него сформировать. Перед родителями ставился вопрос о том, какие качества они хотели бы воспитать в своем ребенке прежде всего. Распределение ответов на этот вопрос приведено на <Рисунке №6>.

Наиболее значимыми в нормативной системе целевых ориентаций родителей выступают такие качества, как доброта, честность (по 65% ответов). Весьма важно, по мнению родителей, воспитание у ребенка ответственности и самостоятельности. (47 и 42% соответственно), а также целеустремленности и трудолюбия (37 и 34%). В значительно меньшей степени родители обращают внимание на воспитание волевых качеств: смелости, решительности, воли, усидчивости, а также интеллектуальных способностей ребенка.

Таким образом, можно отметить, что в целевой системе воспитания доминирующее положение занимает морально-этический компонент развития личности.

Анализ полученных материалов показывает, что между родителями разных возрастных групп нет каких-либо существенных различий относительно важности воспитания в ребенке тех или иных качеств. В этой связи можно предположить, что нормативный образ ребенка достаточно устойчив в представлении родителей, принадлежащих, по сути, к разным поколениям, т.е. культурно устойчиво транслируется из поколения в поколение. В ходе исследования отмечено влияние социально-стратификационных факторов: образования, материального положения, состава семьи.

Родители с высоким уровнем образования хотели бы воспитать в своем ребенке волю, усидчивость, интеллект, творческие способности. И реже выбирают такое качество как доброта. Родители с высоким материальным достатком ориентированы на формирование такого качества, как целеустремленность. Родители из полных и многодетных семей реже выбирают как предпочитаемые такие качества, как интеллект и творческие способности. Кроме положительных качеств, необходимых ребенку в будущем, родители отмечают отрицательные качества, которые есть сейчас и с которыми они активно борются. См <Рисунок №7>.

Чаще всего родители отмечают лень (55% ответов), непослушание (45% ответов), вспыльчивость (36% ответов) и неряшливость (29% ответов). Таким образом, родители ориентированы на изменения в эмоционально-волевой сфере ребенка, повышение его самоконтроля, эмоциональной устойчивости.

Корреляционный анализ показал, что родители с высоким уровнем образования реже указывают неискренность как недостаток. Чем старше родители, тем больше внимания они уделяют устранению вредных привычек. В полной семье родители меньше внимания обращают на непослушание своих детей.

Одним из значительных аспектов родительско-детских отношений являются возникновение конфликтных ситуаций. Взаимоотношение с ребенком в большинстве опрошенных семей не обходятся без конфликтов. Для понимания реального положения семьи и возможностей их продуктивного разрешения важно понять источники этих конфликтов. По данным опроса видно, что наиболее распространенной причиной конфликтов является длительный просмотр телевизора, компьютерные игры (55% ответов). Достаточно часто конфликты происходят из-за успеваемости, выполнения домашних заданий (28% ответов), несоблюдения режимных моментов (27% ответов), недисциплинированности (22% ответов), грубости старшим (17% ответов). В меньшей степени конфликтные ситуации складываются из-за длительных прогулок, выбора друзей, отношений со сверстниками (по 13 % ответов), отказа от уборки, помощи по дому (12%), содержания досуга (11%), требования денег, покупок (10% ответов). См. <Рисунок №8>.

В младшем школьном возрасте у детей появляется свободное время, не контролируемое взрослыми. Навыки планирования и организации собственного досуга у младших школьников не сформированы. Данный вопрос изучен более подробно в социально-психологическом исследовании “Организация досуговой деятельности как условие профилактики девиантного поведения” (март 2005 г.). В результате ребенок заполняет свой досуг до прихода родителей просмотром телевизора, компьютерными играми. Вероятно, поэтому на второе место вышли такие причины конфликтов, как выполнение домашних заданий и несоблюдение режимных моментов.

Наиболее критическим фактором во взаимоотношениях родителей и детей является то, как разрешаются конфликты. В исследовании изучались различные стратегии поведения родителя в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. См. <Рисунок №9>. Установлено, что наиболее часто при разрешении конфликтов родители используют такую стратегию поведения как сотрудничество, респонденты обсуждают возникшую проблему с ребенком, чтобы совместно найти “мудрое решение” (47% ответов). Таким образом, практически половина опрошенных родителей использует эффективную стратегию выхода из конфликта, в которой обе стороны получают выигрыш (“я выиграл – ты выиграл”). Такая стратегия требует больших затрат как эмоциональных, так и временных, поэтому родители часто выбирают другие варианты выхода из конфликтной ситуации. Треть респондентов ответили, что выбирают компромисс (31% ответов), в котором обе стороны идут на взаимные уступки (“ты – мне, я – тебе”). Достаточно большая доля родителей (16%) использует в конфликте подавление воли ребенка, настаивает на принятии только своего решения (“я выиграл – ты проиграл”). Такая стратегия является эффективной только в экстремальных ситуациях при дефиците времени для обсуждения решения. Частое использование данной стратегии может приводить к переходу конфликта в хроническое состояние, кроме того, влияет на формирование личности ребенка – снижается самооценка, задается неэффективная модель разрешения конфликтов, ухудшается эмоциональное состояние. Избегание и приспособление в конфликтных ситуациях используются родителями редко (по 3% ответов).

Как показало исследование, чаще всего родители используют такую стратегию поведения в конфликте как сотрудничество. Это становится возможным при сформированной сфере общения с ребенком. Таким образом, родители стремятся больше внимания уделять общению в семье.

Анализ тематики общения родителей с ребенком показал, что большинство родителей чаще всего беседуют со своими детьми о поведении в школе и дома-80%, и о событиях прошедшего дня -67% ответов, примерно половина родителей выбирают в качестве темы для беседы взаимоотношения ребенка с друзьями и планы на будущее. О своей работе рассказывают 8% родителей и 2% родителей беседуют с детьми очень редко из-за загруженности на работе. См. <Рисунок №10>.

Характерно, что ни возраст родителей, ни уровень образования не оказывают какого-либо существенного влияния на тематику бесед с ребенком. Можно отметить, что в семьях с высоким достатком чаще беседуют о событиях дня, а в многодетных семьях родители отмечают дефицит общения с ребенком.

Современные родители считают, что воспитание здорового ребенка - одна из важнейших задач семьи. Полноценное физическое развитие - своеобразный фундамент, на котором “выстраивается” каркас личности. Данные исследования свидетельствуют, что этот аспект является важным и для наших респондентов, 58% выбирают здоровье и физическое развитие как наиболее актуальную проблему воспитания. Кроме того, для родителей значимым является интеллектуальное развитие детей, а также поведение ребенка в школе и дома (по 52% ответов). Родители отмечают и другие проблемы воспитания: воспитание трудолюбия (46%), нравственное воспитание (42%), успеваемость в школе (41%), эмоциональное состояние детей (31%). Лишь небольшое число родителей (7% ответов) считают, что необходимо воспитывать у ребенка умение организовывать свой досуг, однако основными причинами возникновения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с детьми являются длительный просмотр телевизора, компьютерные игры, несоблюдение режимных моментов. См. <Рисунок №11>.

Для эффективного решения актуальных проблем воспитания, необходим анализ трудностей, возникающих перед родителями в процессе развития ребенка.

Сегодня роль семьи в воспитании детей возрастает многократно, сложные социально-экономические условия заставляют родителей много работать, чтобы выжить, дети часто предоставлены сами себе. Родители указывают на то, что им не хватает времени для воспитания детей (53% ответов), а также отмечают высокую загруженность на работе (36% ответов). Отмеченные трудности вышли на первое место среди всех выделенных проблем. Следующая группа трудностей связана с отсутствием педагогического опыта и знаний психологических и возрастных особенностей детей. На это указывают 29% и 23% ответов респондентов соответственно. Третья группа проблем связана с материальным достатком. Родители отмечают плохие жилищные условия (16% ответов) и нехватку денег (19 % ответов). К последней группе трудностей можно отнести неблагоприятную семейную ситуацию (6% ответов), несогласованность супругов в выборе методов воспитания (12 % ответов), а также неблагоприятное влияние улицы (10 % ответов). См. <Рисунок №12>.

Анализируя полученные данные, мы можем отметить, что с одной стороны, социальная ситуация неблагоприятна для семейного воспитания. С другой стороны, мы можем отметить тенденцию родителей перекладывать ответственность за неудачи в воспитании на внешние обстоятельства.

Анализируя особенности семейного воспитания ребенка – младшего школьника, в исследовании были достаточно подробно рассмотрены стили семейного воспитания, причины конфликтов, стратегии поведения в конфликтах, воспитательные установки, цели, трудности. В целом полученные материалы позволяют сделать вывод о сохранении ориентации родителей на традиционную модель семьи. При этом, как показали результаты анализа, важную роль играют социально-стратификационные факторы: пол, возраст, уровень образования, материальное положение, состав и структура семьи.