Урок – исследование свойств треугольника, некоторых условий существования треугольника, взаимного расположения треугольников.
Моими учебными, дидактическими целями и планируемыми достижениями были:
- Повторение с углублением изученного материала. Умение применять теоремы о свойствах параллельных прямых, о сумме углов треугольника и внешнем угле к решению задач.
- Повторить ранее изученные приемы решения задач и познакомиться с новым приемом.
- Подбор задач преследовал цель развития комбинаторных способностей и пространственного воображения учащихся, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Для выработки умения самоконтроля были умышлено допущены ошибки, которые учащиеся должны были обнаружить.
- С целью расширения кругозора учащихся были сообщены исторические сведения и представлены исторические факты.
- Разбиение учащихся на группы было сделано для того, чтобы дети учились отстаивать свою точку зрения, слушать и вникать в ход решения задач, предложенный другими детьми; для того же была предложена задача, где надо было восстановить решение.
- Работа в группах способствовала воспитанию чувства коллективизма, ответственности, активности, взаимопомощи.
Оборудование и источники информации:
- Компьютер.
- Плакаты: с высказываниями ученых; содержащие исторические сведения и познавательную информацию.
- Раздаточный материал – карточки.
Класс разделен на четыре равные по силе группы. У каждой группы есть ассистент (из числа учителей, присутствующих на уроке или старшеклассников). На перемене производится жеребьевка. Капитаны случайным образом берут карточки, в которых указаны очередность ответов, номера карточек и задач.
ХОД УРОКА
Сегодня у нас последний урок по теме: “Сумма углов треугольника”.
Цель урока. Этот урок является своеобразным мостиком между темами “Параллельность прямых” и “Прямоугольные треугольники”. Мы повторим признаки и свойства параллельных прямых, вспомним некоторые известные свойства треугольников и, может быть, сумеем открыть новые. Главное место в нашем разговоре займет, конечно же, теорема о сумме углов треугольника.
В чём идея её доказательства?
После ответов учащихся на экране появляется общий план доказательства теоремы:
- Выполняем дополнительные построения.
- Рассматриваем объект, сумма градусных мер которого составляет 180?.
- Показываем, что он состоит из углов треугольника или углов, равных углам треугольника.
Остановимся подробнее на втором этапе доказательства. Назовите известные вам объекты, сумма градусных мер которых составляет 180° . (Развернутый угол, односторонние углы при параллельных прямых).