Киевская детская Академия искусств основана в 1994 году, автор концепции - ректор Чембержи Михаил Иванович, народный артист Украины, действительный член Академии искусств Украины, член-корреспондент Академии педагогических наук Украины, профессор, композитор. Детская Академия - это профессиональное учебное заведение художественно-эстетического направления, которое создает оптимальные условия для эффективного развития потенциальных возможностей юного студента, по системе непрерывного образования от начальной, средней школы к достижению квалификационного уровня “бакалавр”, по разным направлениям и специализациям: музыкальное искусство, изобразительное искусство, театральное искусство, хореография. На факультете изобразительного искусства активно внедряются инновационные интегрированные методики обучения, направленные на всестороннее развитие индивидуальности юного воспитанника. Уже с первого курса, который начинается для ребенка с шестилетнего возраста, перед ним раскрывается творческое пространство Академии. Это дает возможность познавать многообразие видов искусства и создает уникальную творческую атмосферу, где становится необходимым создание определенных педагогических условий для развития и формирования творческой личности, учитывая индивидуальность и уникальность каждого юного дарования. Поэтому интерактивные учебные программы охватывают все основные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство.
В основе всех учебно-развивающих и профессиональных программ лежит стержневой курс “Основы композиции”. Разработанные задания по совершенствованию умений и навыков выполняются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей юного студента.
Изучение законов композиционного построения в изобразительном искусстве является ключевым для понимания единства и неразрывности идей художественного произведения, закономерности его построения, мастерства и совершенства техники исполнения.
В основу программы положен принцип: от простого к сложному, от элементарного упражнения к сложной композиции. Создана методика по формированию композиционных умений, которая включает в себя активизацию внимания, умение видеть и воспринимать художественные образы в искусстве и жизни, способствующие всестороннему развитию способностей юного студента, расширению его образного восприятия и логического мышления. Учебный процесс осуществляется путем индивидуальных методик, постоянного участия в творческих проектах, акциях и выставках, благодаря развитию гармонического единства среды Академии и его семейного окружения.
Учитывая лучшие традиции художественного образования и предметов общеобразовательного цикла, а также гуманистическую направленность, происходит всестороннее, целостное формирование личности человека.
Композиционные умения - это универсальные идеи, которые объединяют композиционные знания, живописные, графические, скульптурные, декоративные навыки в единое целое, направленные на успешное решение творческих задач.
Созданная методика формирования композиционных умений для разных возрастных категорий юных студентов нацелена на развитие познавательных интересов и потребностей в изобразительной визуализации, а также на художественно-творческую самореализацию юных студентов.
Мастер-класс по композиции в станковой живописи
Техника исполнения – акварель.
Цели:
1. Развитие композиционного мышления и творческих способностей студентов на уроках изобразительного искусства по средствам композиционной деятельности.
2. Ознакомление студентов с методикой создания композиции, используя разные жанры (пейзаж, портрет, натюрморт, экстерьер, интерьер).
3. Воспитание у юных студентов чувства гармонии, художественного вкуса, уверенности в своих возможностях.
В методике предусмотрено использование компьютерных технологий и авторских приемов обучения, а также должное место занимает традиционная система подготовки. В основе проведения мастер-класса лежит изучение законов построения станковой живописной композиции и жанровая наполненность (пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина), использование дифференцированного и индивидуального подхода к методам обучения в целом:
- словесные (беседы, повествования);
- визуальные (наблюдения, работа с репродукциями);
- практические (рисование с натуры, по памяти, по воображению, тематические композиции, упражнения, схематическое рисование).
Тестирующие:
- упражнения, задания;
- теоретические опросы, композиционные диктанты;
- копирование, произвольное копирование;
- схематическое рисование;
Обусловленное задание:
Юному художнику предлагаются репродукции художественных произведений известных мастеров в жанре портрета и пейзажа.
- Определить пропорциональное соотношение формата.
- Определить уровень линии горизонта.
- Определить ядро композиции, композиционный центр.
- Найти соотношение пропорций элементов композиции в формате.
- Определить основные контрасты, силуэты и нюансы.
- Определить основные композиционные планы (первый, второй, третий).
- Определить контрасты свето-воздушной перспективы.
- Выполнить 3 эскиза - линейный, тональный, цветовой (конструктивный, пластический, колористический).
- Создать композиционную режиссуру двух жанров - портрета и пейзажа в один самостоятельный художественно-образный сюжет.
- Перенести эскиз в модульном соотношении к размеру изображаемого формата.
- Внимательно ознакомиться с предложенной репродукцией, определить стилистику и технику исполнения.
Процесс ведения урока:
1. Вступление.
Восприятие художественного образа.
Визуальная демонстрация произведения и короткий комментарий к художественным репродукциям произведений известных художников, картины которых мы используем для проведения урока.
Давайте попробуем представить себе настроение художника, его вдохновение от увиденного мотива, который послужил толчком для создания этого произведения .
Особое место занимают содержание и сюжет. Это две составляющие, которые художник передает композиционными средствами.
Художественнный образ становится ярким и неповторимым с помощью определенных закономерностей построения композиции. В основе художественного замысла могут лежать разные мотивы, сюжеты и образы.
Гармонизируя образно-художественный замысел и конструктивно-пластические решения, можно создать для зрителя мир особой реальности и эмоциональной наполненности.
В процессе создания произведения ведется работа над тем, как лучше разместить объекты, фигуры, элементы композиции в картинной плоскости.
Поиски пропорций, формата, масштаба картины оказывают большое влияние на осуществление замысла, темы, образа и настроения произведения. Необходимо упорядочить второстепенные элементы изображения так, чтобы они подчеркивали и дополняли основные. С учетом линейной и воздушной перспективы многогранность сочетаний изобразительных средств поможет ярче выразить идею произведения и его содержание.
Методические указания:
Задание выполняется за один сеанс, время исполнения определяется с учетом индивидуальных возможностей юного студента, но не более пяти академических часов. Необходимо учитывать эмоциональную увлеченность и методику поэтапного ведения работы. Учитель, который проводит урок, должен следить за 5-10 минутными перерывами после каждого академического часа (40-45 минут).
Во время проведения задания необходимо на практике закрепить такие понятия и термины:
|
|
Принцип оценивания задания:
Состоит из определения качества каждого из этапов в отдельности.
В композиционный анализ работы входят следующие пункты:
1. Композиционная схема (формат картины – вертикальный, горизонтальный, координирование и структура формообразования – диагональ, ритмизация, симметрия, асимметрия).
2. Контраст.
3. Тональное решение.
4. Колористическое решение.
5. Движение, взгляд зрителя.
6. Пропорциональность, модульное соотношение.
7. Свето-воздушная перспектива.
Каждый из вышеуказанных пунктов определяет степень подготовленности юного студента. Критерии оценивания композиционных знаний и умений проводятся в соответствии с рейтинговой системой, которая включает в себя следующие уровни: начальный, средний, достаточный, высокий. Общая сумма на четырех уровнях составляет 12 баллов.
При внедрении программы “Основы композиции” юные студенты получают стойкие знания основных законов гармонизации пространства, а также проявляют интерес к теоретической основе рождения образно-художественного замысла, конструктивно-пластической формы его воплощения. Знания и умения, полученные в результате проведения мастер-класса позволяют юным студентам нашей Академии активно принимать участие в престижных проектах, становиться победителями, дипломантами и лауреатами конкурсов, участниками профессиональных художественных выставок.