Мастер-класс по курсу "Композиция"

Разделы: МХК и ИЗО


Киевская детская Академия искусств основана в 1994 году, автор концепции - ректор Чембержи Михаил Иванович, народный артист Украины, действительный член Академии искусств Украины, член-корреспондент Академии педагогических наук Украины, профессор, композитор. Детская Академия - это профессиональное учебное заведение художественно-эстетического направления, которое создает оптимальные условия для эффективного развития потенциальных возможностей юного студента, по системе непрерывного образования от начальной, средней школы к достижению квалификационного уровня “бакалавр”, по разным направлениям и специализациям: музыкальное искусство, изобразительное искусство, театральное искусство, хореография. На факультете изобразительного искусства активно внедряются инновационные интегрированные методики обучения, направленные на всестороннее развитие индивидуальности юного воспитанника. Уже с первого курса, который начинается для ребенка с шестилетнего возраста, перед ним раскрывается творческое пространство Академии. Это дает возможность познавать многообразие видов искусства и создает уникальную творческую атмосферу, где становится необходимым создание определенных педагогических условий для развития и формирования творческой личности, учитывая индивидуальность и уникальность каждого юного дарования. Поэтому интерактивные учебные программы охватывают все основные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство.

В основе всех учебно-развивающих и профессиональных программ лежит стержневой курс “Основы композиции”. Разработанные задания по совершенствованию умений и навыков выполняются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей юного студента.

Изучение законов композиционного построения в изобразительном искусстве является ключевым для понимания единства и неразрывности идей художественного произведения, закономерности его построения, мастерства и совершенства техники исполнения.

В основу программы положен принцип: от простого к сложному, от элементарного упражнения к сложной композиции. Создана методика по формированию композиционных умений, которая включает в себя активизацию внимания, умение видеть и воспринимать художественные образы в искусстве и жизни, способствующие всестороннему развитию способностей юного студента, расширению его образного восприятия и логического мышления. Учебный процесс осуществляется путем индивидуальных методик, постоянного участия в творческих проектах, акциях и выставках, благодаря развитию гармонического единства среды Академии и его семейного окружения.

Учитывая лучшие традиции художественного образования и предметов общеобразовательного цикла, а также гуманистическую направленность, происходит всестороннее, целостное формирование личности человека.

Композиционные умения - это универсальные идеи, которые объединяют композиционные знания, живописные, графические, скульптурные, декоративные навыки в единое целое, направленные на успешное решение творческих задач.

Созданная методика формирования композиционных умений для разных возрастных категорий юных студентов нацелена на развитие познавательных интересов и потребностей в изобразительной визуализации, а также на художественно-творческую самореализацию юных студентов.

Мастер-класс по композиции в станковой живописи

Техника исполнения – акварель.

Цели:

1. Развитие композиционного мышления и творческих способностей студентов на уроках изобразительного искусства по средствам композиционной деятельности.

2. Ознакомление студентов с методикой создания композиции, используя разные жанры (пейзаж, портрет, натюрморт, экстерьер, интерьер).

3. Воспитание у юных студентов чувства гармонии, художественного вкуса, уверенности в своих возможностях.

В методике предусмотрено использование компьютерных технологий и авторских приемов обучения, а также должное место занимает традиционная система подготовки. В основе проведения мастер-класса лежит изучение законов построения станковой живописной композиции и жанровая наполненность (пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина), использование дифференцированного и индивидуального подхода к методам обучения в целом:

  • словесные (беседы, повествования);
  • визуальные (наблюдения, работа с репродукциями);
  • практические (рисование с натуры, по памяти, по воображению, тематические композиции, упражнения, схематическое рисование).

Тестирующие:

  • упражнения, задания;
  • теоретические опросы, композиционные диктанты;
  • копирование, произвольное копирование;
  • схематическое рисование;

Обусловленное задание:

Юному художнику предлагаются репродукции художественных произведений известных мастеров в жанре портрета и пейзажа.

  1. Определить пропорциональное соотношение формата.
  2. Определить уровень линии горизонта.
  3. Определить ядро композиции, композиционный центр.
  4. Найти соотношение пропорций элементов композиции в формате.
  5. Определить основные контрасты, силуэты и нюансы.
  6. Определить основные композиционные планы (первый, второй, третий).
  7. Определить контрасты свето-воздушной перспективы.
  8. Выполнить 3 эскиза - линейный, тональный, цветовой (конструктивный, пластический, колористический).
  9. Создать композиционную режиссуру двух жанров - портрета и пейзажа в один самостоятельный художественно-образный сюжет.
  10. Перенести эскиз в модульном соотношении к размеру изображаемого формата.
  11. Внимательно ознакомиться с предложенной репродукцией, определить стилистику и технику исполнения.

Процесс ведения урока:

1. Вступление.

Восприятие художественного образа.

Визуальная демонстрация произведения и короткий комментарий к художественным репродукциям произведений известных художников, картины которых мы используем для проведения урока.

Давайте попробуем представить себе настроение художника, его вдохновение от увиденного мотива, который послужил толчком для создания этого произведения .

Особое место занимают содержание и сюжет. Это две составляющие, которые художник передает композиционными средствами.

Художественнный образ становится ярким и неповторимым с помощью определенных закономерностей построения композиции. В основе художественного замысла могут лежать разные мотивы, сюжеты и образы.

Гармонизируя образно-художественный замысел и конструктивно-пластические решения, можно создать для зрителя мир особой реальности и эмоциональной наполненности.

В процессе создания произведения ведется работа над тем, как лучше разместить объекты, фигуры, элементы композиции в картинной плоскости.

Поиски пропорций, формата, масштаба картины оказывают большое влияние на осуществление замысла, темы, образа и настроения произведения. Необходимо упорядочить второстепенные элементы изображения так, чтобы они подчеркивали и дополняли основные. С учетом линейной и воздушной перспективы многогранность сочетаний изобразительных средств поможет ярче выразить идею произведения и его содержание.

Методические указания:

Задание выполняется за один сеанс, время исполнения определяется с учетом индивидуальных возможностей юного студента, но не более пяти академических часов. Необходимо учитывать эмоциональную увлеченность и методику поэтапного ведения работы. Учитель, который проводит урок, должен следить за 5-10 минутными перерывами после каждого академического часа (40-45 минут).

Во время проведения задания необходимо на практике закрепить такие понятия и термины:

  • композиция
  • композиционная режиссура
  • конструктивное построение произведения
  • силуэт
  • статика
  • динамика
  • ритм
  • гармония
  • ядро композиции
  • композиционный центр
  • золотое сечение
  • композиционные планы
  • линия горизонта
  • формат
  • масштаб
  • контраст
  • движение
  • сюжет
  • жанр
  • мотив
  • монтажный принцип
  • эскиз
  • этюд
  • символ
  • знак
  • аллегория
  • трансформация
  • имитация
  • инсталляция
  • драма
  • комедия
  • мелодрама
  • трагедия
  • триумф

Принцип оценивания задания:

Состоит из определения качества каждого из этапов в отдельности.

В композиционный анализ работы входят следующие пункты:

1. Композиционная схема (формат картины – вертикальный, горизонтальный, координирование и структура формообразования – диагональ, ритмизация, симметрия, асимметрия).

2. Контраст.

3. Тональное решение.

4. Колористическое решение.

5. Движение, взгляд зрителя.

6. Пропорциональность, модульное соотношение.

7. Свето-воздушная перспектива.

Каждый из вышеуказанных пунктов определяет степень подготовленности юного студента. Критерии оценивания композиционных знаний и умений проводятся в соответствии с рейтинговой системой, которая включает в себя следующие уровни: начальный, средний, достаточный, высокий. Общая сумма на четырех уровнях составляет 12 баллов.

При внедрении программы “Основы композиции” юные студенты получают стойкие знания основных законов гармонизации пространства, а также проявляют интерес к теоретической основе рождения образно-художественного замысла, конструктивно-пластической формы его воплощения. Знания и умения, полученные в результате проведения мастер-класса позволяют юным студентам нашей Академии активно принимать участие в престижных проектах, становиться победителями, дипломантами и лауреатами конкурсов, участниками профессиональных художественных выставок.

Приложение