Цель: Развитие творческой и актерской деятельности средствами выражения цепной связи текста, движение детей и кукол.
Задачи:
– Познакомить детей со средствами цепной связи;
– развивать творческие и актерские способности;
– слушать рекомендации педагога по правилам и упражнениям;
– воспитывать ответственность за качество учебного труда к занятиям.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте!
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера. (В.Кривошеева)
Педагог: Улыбнитесь друг другу, гостям. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. Мы поздоровались, пожелали друг другу здравия, улыбнулись друг другу, на душе стало светло и тепло, подарили друг другу хорошее настроение. И все это как бусинки выстроилось в цепочку. Это все как цепная связь. И тема нашего занятия: “Цепная связь в тексте. Средства выражения цепной связи”.
(Педагог раздает карточки)
Педагог: Вы получили карточки, внимательно прочитайте текст и определитесь кто кого будет играть.
(Дети находят свои пары)
Педагог: Внимательно прочитайте текст и решите кто кого будет играть.
(Дети читают текст)
Текст. Лиса: Всем ты Еж хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу! Ежик: А что лиса, я с колючками некрасивый что ли? Лиса: Да не то чтобы некрасивый. Ежик: Может я с колючками неуклюжий? Лиса: Да не то чтобы неуклюжий. Ежик: Так какой же я такой с колючками. Лиса: Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный! |
Педагог: Какие герои участвуют в диалоге?
Дети: Лиса и ежик (педагог открывает карточки с изображением лисы и ежика).
Педагог: Как характеризуют лису в народе, в сказках?
Дети: Хитрой, завистливой, обманчивой, рыжей плутовкой.
Педагог: А как характеризуют ежика?
Дети: Умный, добрый, добродушный, спокойный, рассудительный.
Педагог: А какая лиса в предложенном тексте? Какое чувство она испытывает?
Дети: Досаду что не может съесть ежика.
Педагог: А как представлен ежик? Что он чувствует?
Дети: Удивление, недоумение.
Педагог: А сейчас, когда вы будете читать текст, опирайтесь на характерные черты, образ который мы составили на лису и ежа.
Рабочая минутка (дети обсуждают, читают).
Педагог: Готовы читать?
(Дети читают текст по ролям)
Педагог: Кто лучше передал характеры героев? Почему?
Дети: Читали выразительно, с интонацией
Педагог: А сейчас прежде чем начать работу с куклами, сделаем разминку для рук.
- Согревание рук.
- Растяжка пальцев.
- Лыжи.
- Веер.
- Круговые движения кисти.
- Верхний замок. Сцепляем руки над головой и удерживаем их в таком положении некоторое время.
- Упражнения для шеи.
Педагог: А сейчас я раздам вам куклы. Пусть они и не ежик и лиса, сегодня они тоже артисты, будут играть ежа и лису, а мы им поможем.
(Педагог раздает куклы)
Педагог: Обыграйте диалог с куклами. Что нужно, чтобы оживить куклу. Двигается когда говорит, следить за другими героями.
(Дети обыгрывают диалог с куклами)
Педагог: Молодцы! Итак, что я вам раздала в начале занятия?
Дети: Текст.
Педагог: Что мы делали дальше?
Дети: Раскрывали характерные черты. Создавали образ.
Педагог: Затем работали над чем?
Дети: Читали по ролям выразительно, с интонацией.
Педагог: И только после этого что мы делали?
Дети: Работали с куклами.
(Каждый раз после ответа детей педагог раскрывает карточки по цепочке)
Педагог: Посмотрите, у нас получилась цепочка необходимых условий для того, чтобы характер и чувства персонажей были понятны зрителям.
Итак, что нужно для того, чтобы показать образ персонажа?
Педагог: А теперь вспомним сказку “Зайкина тетя”. (Можно любую другую сказку).
(Педагог вызывает детей, которые будут играть в сказке).
А мы будем зрителями.
(Показ сказки).
Педагог: Какой характер у главного героя зайчика? Как передал образ и чувства зайца актер?
Дети: Голосом, интонацией, заикался от страха, дрожал, пугался.
Педагог: А какая здесь лиса? Как передал образ и чувства лисы актер?
Дети: Хитрая, голодная. Она потирала лапками. Передан характер лисы интонацией.
Педагог: А какой характер у собаки?
Дети: Добрый, справедливый, настоящий друг.
Педагог: А что было бы если бы куклы двигались по другому и разговаривали без интонации. Мы смогли бы узнать о характере и чувствах героев?
(Педагог задает вопросы опираясь на цепочку).
Педагог: Если в нашей цепочке пропадет одна бусинка. Например:
- Пропала бусинка, которая определяет характер и образ наших героев и мы не знаем какой она должна быть, каким должен быть герой: добрым и веселым или злым и коварным.
- Если пропадет вторая бусинка (работа над ролями), наши герои будут безликими, будут говорить без эмоции.
- Если пропадет работа над техникой кукловождения, кукла у нас будет двигаться машинально. Медведь у нас будет прыгать как лягушонок.
Таким образом, нельзя обойтись без какой-либо бусины, так как все они вместе образуют цепную связь в тексте.
Педагог: Сегодня я принесла с собой волшебный сундучок. Он хранит много интересного. Посмотрим что он приготовил нам сегодня.
(Педагог открывает сундучок).
Народные традиции имеют глубокие корни и в русской культуре особое место занимали куклы с необычными названиями. Куклы-обереги, берегини, берегушки. Куклам-оберегам не рисовали лицо, а ставили крестик, древесным угольком или лицо было чистое. Этот оберег спасал семью от беды, болезни, невзгод. Кукла была продолжателем рода. Издавна повелось дарить детям куклы. Каждая кукла имела свое название, это зависело от того из чего она сделана.
Кика-талия – так в старину называли женщину, хранительницу домашнего очага.
Пеленашки – это маленькие куколки-детки.
Стригушка – выполнялась из стебельков пшеницы.
Балбешка – вырезанные из дерева.
Зернушка – символ плодородия. Шили мешочек, засыпали зерном пшеницы, овсом, гречихой, рожью.
Если вам понравились куклы, мы можем выполнить их на следующих занятиях.
Педагог: Давайте вспомним из чего состояла наша цепная связь работы над текстом.
Дети: текст, характер, образ, работа над ролями, работа над техникой кукловождения.
Педагог: Что нового вы узнали?
Дети: Рассказ о куклах.
Педагог: Молодцы! Мне очень легко было работать с вами.
Мы еще раз показали цепочку, где от работы каждого зависит успех всей команды студии “Театрон”.
Спасибо, на этом наше занятие окончено. Попрощаемся друг с другом и гостями.