Учитель. Дорогие ребята! Уважаемые гости! Мы собрались в преддверии замечательного праздника – Дня Защитника Отечества. Сегодня мы поговорим с вами о качествах, необходимых настоящим защитникам. Увидим, живут ли в наше время настоящие рыцари. Помогают провести праздник 1 экипаж. Но что-то я не вижу девочек - помощниц!
Раздаётся стук в дверь. Входят девочки, ведут за руку Волшебницу.
Девочки: Извините, мы опоздали. Но мы нашли настоящую волшебницу, которая превратит наших мальчишек в рыцарей.
Волшебница.
Я выросла в замке красивом, большом,
Часто бывали рыцари в нём.
Плащ развевался и латы блестели –
С рыцарем все подружиться хотели.
1 девочка. Рыцарь! Есть в этом слове что-то доброе и справедливое!
2 девочка. Ах, как бы мне хотелось встретить хоть одного настоящего рыцаря!
Волшебница. Неужели вы никогда не видели рыцарей?
3 девочка. Где же мы их могли видеть? На дворе XXI век! Рыцари остались только в музеях!
Волшебница. Вовсе нет! Я точно знаю, что рядом с прекрасными дамами всегда есть рыцари. А прекрасных дам здесь очень много.
1 девочка. Но где же рыцари?
Волшебница. Да вот же они! (показывает на мальчиков)
2 .Какие же это рыцари?
3 . Это же наши мальчишки! Мы их давно знаем!
1 . И ничего рыцарского в них не замечали.
Волшебница. Ничего рыцарского? Ну, в это я никогда не поверю! Пусть время рыцарей прошло, но рыцарский дух живёт в каждом мальчишке!
Да вы сами сейчас убедитесь.
Девочки. Как?
Волшебница. Давайте проведём испытания, и вы сами увидите, что наши мальчишки знают, что такое кодекс рыцаря.
2.Кодекс? Да они и слова – то такого не знают!
3. Давайте проверим!
Волшебница. Для участия в конкурсах мы просим уважаемых мальчиков разделиться на две команды – два рыцарских ордена. Будущие рыцари! Прежде чем вы займёте свои места за “круглым столом”, представьтесь. Назовите имя и девиз.
1 конкурс. Кодекс чести рыцаря. (Проводят девочки 4 экипажа).
Девочки читают стихи, в которых отражены положения Кодекса Рыцаря. Задача мальчиков – внимательно послушать и объяснить, каким должен быть настоящий рыцарь.
Умеет рыцарь фехтовать,
Его учили этому с рожденья.
Врагу всегда отпор давать –
Вот рыцарей всех назначенье.
Умеет он скакать верхом,
Стрелой лететь быстрее ветра.
И розу красную тайком
Подбросить милой даме сердца.
Наш рыцарь честен, щедр и благороден.
На безоружного не нападёт в тени.
И любит он, когда восходит солнце,
Слагать стихи о счастье, о любви.
Зовёт труба, герольды на посту,
Турнир объявлен. Ветер флаги развевает.
Но вот противник выбит из седла
И рыцарь наш в турнире побеждает!
Да, сила им дана, чтоб быть защитой
Всем слабым, всем бесправным, всем больным.
Но никогда не нападает рыцарь
На спящего врага и со спины.
По очереди мальчики из команд – противников называют качества рыцарей.
За верное выполнение задания команды получают щиты.
2 конкурс. Геральдика. (Проводят девочки 2 экипажа)
Почему возникли гербы? Ответить на этот вопрос сложно. Наверное, потому, что в те далёкие времена лишь немногие люди умели читать. А изображение, помещённое на гербе, было не просто картинкой. Это был маленький рассказ об истории рода, которой гордились.
Сначала герб имел всего 4 цвета – белый, красный, синий и чёрный. Потом к ним прибавились зелёный, золотой и пурпурный. А если встречался рыцарь, у которого изображение на гербе было на оранжевом фоне, все понимали, что это англичанин.
Раньше носить герб мог только рыцарь, позже потомки рыцарей стали дворянами и украсили гербами свои кареты, одежду слуг, ошейники собачек.
Наверняка, рыцарю это бы не понравилось. Герб – не развлечение. Герб – это серьёзно!
Итак, у каждого рыцаря должен быть герб, который он размещает на своём щите. Ваши щиты пока пусты. Ваша задача придумать и объяснить значение вашего герба.
По итогам этого конкурса команды получают шлемы.
3 конкурс. Для прекрасных дам. (Проводят девочки 3 экипажа)
Быть рыцарем – значит быть влюблённым. Таков закон и обойти его рыцарь не мог, ведь даже победителя турнира называла дама.
Если рыцарь на турнире выбился из сил или был ранен, прекрасная дама могла приказать главному судье остановить поединок.
Прекрасной даме посвящали стихи, пели серенады. Пришла пора проверить, умеют ли наши рыцари сочинять стихи.
Мы приготовили для них рифмы. Попробуйте придумать 4 стихотворные строки.
1 команда – воробей, | 2 команда – солнце, |
теплей, | оконце, |
дорожки, | песни, |
серёжки. | вместе. |
Пока мальчики сочиняют, проводится конкурс для девочек. (Проводит учитель.)
Ведущий. Прекрасные дамы должны соответствовать идеалу любви и красоты. Все они должны быть хорошо образованны, ведь именно они управляли замком, когда доблестный рыцарь уходил на войну.
Сумеете ли вы ответить на несколько хитрых вопросов.
- Как правильно сказать: У рыбей нет зубей, у рыбов нет зубов, у рыб нет зубов или у рыбов нет зуб? (У рыб нет зубов.)
- У отца 6 дочерей и у каждой один брат. Сколько детей в семье? (7)
- Чем больше от неё берёшь, тем больше она становится. Что это? (Яма)
- За чем язык во рту? (За зубами).
- Назовите самую знаменитую гору в Древней Греции. (Олимп)
- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько весит эта курица, стоящая на двух ногах? (2 кг).
- У бабушки жили внук Фёдор, пёс Шарик, кот Вася. Сколько внуков у бабушки? (1)
- Сколько в комнате кошек, если в каждом из четырёх углов сидит по кошке и напротив каждой кошки сидят по 3 кошки? (4)
- На берёзе 8 веток, на каждой по 5 сучков, на каждом сучке по 2 яблока. Сколько всего яблок? (0)
- Как удобнее зайцу бежать – в гору или с горы? (В гору).
- Какой литературный герой проучил злого директора кукольного театра и вместе с друзьями открыл тайну золотого ключика? (Буратино).
- Какой титул носит Мюнхаузен? (Барон).
- В каком немецком городе жили знаменитые сказочные музыканты? (Бремен).
- Папа моего папы – кто он мне? (Дедушка).
- Как мне называть брата моей мамы? (Дядя).
- На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое).
- Что сушит, когда мокнет? (Полотенце).
Верно ответившие девочки, получают медали “Прекрасная дама”.
Мальчики читают стихи. По итогам конкурса команды получают кирасы ( доспехи, защищающие грудь).
4 конкурс. Богатырская наша сила. (Проводят девочки 5 экипажа)
Рыцари были и на российской земле. Все знают имена Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича. Этих русских богатырей мы по праву можем считать рыцарями.
Но дружинники – суровые воины. Они не слагали серенад, не дрались на турнирах, главная их забота – защита Родины.
Русских витязей роднило с зарубежными рыцарями лишь одно – они были профессиональными воинами.
Наши мальчики наследники славы русских богатырей. Проверим, какие они ловкие и сильные.
Проводятся соревнования “ Самый сильный”.
Каждому из участников нужно одной рукой смять из газеты бумажный шарик и забросить его в корзину. Помогать другой рукой, прислонять к столу, к ноге – запрещается!
По итогам конкурса команды получают доспехи для рук и ног.
Последний конкурс “Поиск сокровищ” проводит учитель.
Последний конкурс будет состоять из трёх этапов.
1 этап: каждая команда должна надеть рыцарские доспехи на своих капитанов.
2 этап. Капитаны команд выходят к доске (в доспехах) и решают примеры.
Члены команд составляют с помощью таблицы слова, из которых получится предложение – подсказка.
3 этап. Поиск клада, раздел сокровищ.
Задания для капитанов:
1 команда | 2 команда |
3 x 8 = | 5 x 5 = |
9 x 3 = | 8 x 4 = |
6 x 4 = | 3 x 6 = |
7 x 7 = | 8 x 5 = |
4 x 5 = | 9 x 6 = |
6 x 6 = | 7 x 3 = |
2 x 9 = | 6 x 8 = |
18 | 20 | 21 | 24 | 25 | 27 | 32 | 36 | 40 | 48 | 49 | 54 | 72 |
а | е | м | и | ш | щ | к | з | ф | ! | т | о | я |
В результате получается фраза “Ищите за шкафом!”
Там и находится коробка с “сокровищами”.
Учитель. Молодцы! Всё выполнили верно. Осталось разделить по-рыцарски приз!
(В коробке находятся цветы. Догадаются ли наши рыцари преподнести их девочкам? Если догадались – молодцы, последнее испытание пройдено с честью!)
Учитель. Дорогая волшебница! Ты была права. Наши мальчики сильные и ловкие, много знают, умеют сочинять стихи и с честью выходят из сложных ситуаций! А значит, мы можем с полным правом называть их рыцарями 2 б класса.
Команды постройтесь! К посвящению в рыцари приготовьтесь!
(Мальчики становятся на одно колено, склоняют голову.)
Учитель. С какими намерениями вступаете вы в общество рыцарей?
Мальчики:
Быть честным!
Быть сильным!
Быть щедрым!
Быть добрым!
Быть мудрым!
Учитель. Называем вас рыцарями! Будьте храбры и великодушны!
Поздравляем вас!
Девочки вручают подарки мальчикам.
Праздник заканчивается общей песней.