Обучение и воспитание – два взаимосвязанных взаимопротекающих процесса. Их нельзя разрывать. Но каждый учитель скажет: учить детей легче, чем воспитывать. Воспитание – это процесс постоянного творчества, когда учитель применяет свои знания и опыт к постоянно изменяющимся ситуациям. Родители и учитель являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираясь на их помощь и поддержку. Взаимодействие с родителями я строю на том, что не поучаю их, а советуюсь, размышляю вместе с ними. Мы договариваемся о совместных действиях. При общении с родителями чаще стараюсь использовать фразы: “А как вы думаете?”, “Давайте вместе подумаем, как быть”, “Хочется услышать ваше мнение...”. Общаясь с родителями, стараюсь показать, что они мои союзники и я не могу обойтись без их помощи и поддержки. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы.
Работа педагогических коллективов школ с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. Формы и методы такой работы очень разнообразны: это и общие классные собрания, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, походы и т.д. Но учитель должен помнить, что многообразие форм и методов еще не обеспечивает успех в работе. Определяющим является все-таки стиль отношений, который складывается между учителем и родителями школьников. Сложившаяся в школе система воспитательной работы позволяет буквально с первых дней пребывания ребенка в школе включиться в деятельность, интересную и полезную для детей. А чтобы сформировать детский коллектив и направить его на развитие, каждый учитель с учетом своего опыта, педагогической практики ищет новые формы работы, так как каждый новый набор учащихся не похож на предыдущий и нельзя автоматически переносить одни и те же формы работы из класса в класс. Здесь надо учитывать многие факторы – это и уровень воспитанности детей, и характер складывающихся отношений между ребятами и родителями, между родителями и учителем. Формируя взаимоотношения детей в коллективе, педагог во внеурочной деятельности стремится создать ситуацию, в которой этот процесс проходит наиболее интенсивно.
Одна из важнейших и традиционных форм работы учителя с родителями – классные родительские собрания. Они сближают учителя и родителей, помогают определить наиболее оптимальные пути воспитания ребенка. Первая встреча с родителями может многое предопределить. Поэтому первую встречу я готовлю особенно тщательно, продумываю все этапы, заранее проигрываю различные ситуации. Даже расположение столов у меня в классе необычное – по кругу.
И собрание по форме – ситуативное: “Расскажите о своих детях самое интересное, необычное, может быть, даже странное. Можете сделать это в зарисовках, рисунках, стихах”. По окончании собрания я строю план своей работы, опираясь на ответы родителей.
Родители с большим интересом и пониманием относятся к тому, что делается в классе, им интересно присутствовать на уроке, на празднике, на любом мероприятии, посмотреть, как отвечает их ребенок на уроке, какие отношения у него с ребятами в классе, участвует ли он в празднике.
Как я уже говорила выше, классные родительские собрания могут быть построены по-разному – это зависит от цели, которую ставит перед собой учитель. В 1-м классе главной целью является сплочение коллектива. Затем цели могут меняться.
Во 2-м классе на очередном собрании родители вынесли на повестку дня вопрос о ребятах, которые грубят, сквернословят, обзываются – необходимо принимать к ним какие-то меры. Поступило много предложений от родителей, и мы решили провести это мероприятие в форме КТД. Для выявления агрессивности у ребят необходимо было провести тестирование по рисунку “Моя семья”: какие сложились отношения в семье, как чувствует себя ребенок, любят ли его? Следующий тест – “Несуществующее животное”: по рисунку можно было судить о психическом состоянии ребенка, о его личностных качествах. Вот здесь и выявились 9 человек с повышенной агрессивностью. На их рисунках у животных было много шипов, когтей, игл. Что ж, начнем работать над устранением детской агрессивности. Мы собрались с родителями и составили план работы с определяющей целью: “Воспитание добра добром”. В.А. Сухомлинский говорил, что “корни добра закладываются в детстве, а человечность, доброта рождаются в труде, заботах, волнениях и красоте окружающего мира”.
Распределили поручения между родителями, ребятами и учителем. Наблюдаем в классе за отношениями между ребятами, но и дети – не пассивные наблюдатели, а активные участники, которые внимательны и заботливы друг к другу и в конце дня оценивают свое поведение и поведение своих товарищей жетонами разного цвета (они разложены в индивидуальные конверты и есть у каждого ребенка).
Необходимо было наладить тесное общение родителей и детей. Для этого были намечены и проведены беседы, классные часы, мини-праздники, которые назывались “Загляните в мамины глаза”, “Ты и твои товарищи”, “Доброта в стихах и сказках”. Ребята активно участвовали во всех играх, конкурсах, соревнованиях, где нужно было отметить добрые дела и поступки.
В один из выходных дней с ребятами была проведена беседа “Что такое обида?”, и они сами сделали вывод, что добрый человек никогда не держит обиду на кого-то. Необходимо избавиться от обидчивости, но как? Предложений было много, но выбрали мы самое оригинальное. Обиду решили сжечь на “костре прощения”. Каждый участник на листочке написал свою обиду, и все вместе мы пошли на “костер прощения”, который родители приготовили заранее. Соорудили “чучело обид”, собрали дрова и, когда все собрались у костра, дали клятву, зажгли чучело и сожгли свои обиды.
Но что же делать дальше? Жетоны копятся, добрые дела и поступки умножаются... Как же отметить тех ребят, которые собрали наибольшее количество “хороших” жетонов? И тут родители проявили свои способности к творчеству. Решили провести бал и на нем выбрать короля и королеву добрых дел с награждением их памятной лентой. А как же отметить тех ребят, которые совсем немного “отстали” от лидеров? Придумали: пусть в классе будут Мисс скромность, Мисс очарование, Мисс заботливость, а также Благородный Рыцарь, Главный Защитник и Первый Помощник. Всем на этом балу было весело – не осталось незамеченных ребят, все были довольны. Цели, поставленные учителем и родителями, были достигнуты.
Большое значение в воспитании доброты имеет систематическое общение ребят с природой, походы в Царство Берендея. Родители идут на природу с ребятами не только отдыхать, но и с тем, чтобы вырабатывать у них выносливость, наблюдательность, самостоятельность. К организации таких походов мы тоже относимся с выдумкой. Например, один из походов начинается так: накануне к нам в класс пришло письмо, в котором находилась карта с топографическими знаками. Прочитав их, ребята должны были найти место, где был спрятан клад. Надо было видеть, с каким воодушевлением мои ученики прошли все препятствия – и вот он, клад! Загляните в глаза ребят – сколько в них радости, счастья.
Сложившаяся система отношений между учителем, родителями и ребятами позволила мне добиться главного – сплотить детский коллектив. Исполнилась моя заветная мечта: родители, учитель и дети объединились в школе, руководимые общим интересом. Я им благодарна и верю, что зернышки доброты, посеянные в нашем классе, дадут добрые всходы.
Литература
- Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1986.
- Машиева В.А. Работа с родителями. М.: Просвещение, 1982.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Педагогика, 1981.
- Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. – М.: Просвещение, 1986.