Цели:
- Образовательные: обеспечить повторение и обобщение материала темы.
- Развивающие: способствовать формированию умений: обобщать, сравнивать, выделять главное, развивать кругозор учащихся, логическое мышление, внимание, память и творческие способности.
- Воспитательные: воспитание культуры устной и письменной математической речи учащихся, содействовать воспитанию интереса к математике, биологии.
Оборудование: карточки с таблицами, карточки с заданиями, с домашней работой, мультимедийный проектор, СD-диски “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007” (диски 5, 6), картины птиц: лебедя, аиста, павлина, пеликана, совы.
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня мы повторим темы “Решение неравенств с одной переменной”, “Целое уравнение и его корни”
Цель сегодняшнего урока подготовиться к контрольной работе.
2. Повторение теоретического материала.
Индивидуальный опрос по вопросам:
1. Расскажите схему решения неравенств вида ах2+bx+c>0, ах2+bx+c<0, где а? 0
2. Какие уравнения называются целыми?
3. Как найти степень целого уравнения?
4. Какими способами решаются уравнения 3-й, 4-й и тд. Степеней?
5. Дайте определение биквадратного уравнения, объясните, как решают биквадратные уравнения.
6. Решите устно: х3=27, у3-27у2=0, 2х2+8=0, , х4-4х2+4=0, (х-3)(х+5)<0, (х-4)(х+2)>0
7. По виду уравнения определить способ его решения (2х2+3)2-12(2х2+3)+11=0, х3-8х2-х+8=0, х3+х-2=0.
3. Практическая часть
Сегодня на уроке мы будем не только решать уравнения и неравенства, но и узнаем много нового и интересного о…., а о чём пойдёт речь, вы узнаете решив неравенства и заполнив соответствующую таблицу.
Самостоятельная работа. (Ребята решают в тетрадях неравенства и записывают ответы в таблицу. Учитель может сразу оценить все работы, либо выборочно)
Вариант №1
Решите неравенство. Используя найденные ответы, запишите в таблицу слово.
1) х2-3х+2<0 (И)
2) х2-4х+4<0 (A)
3) х2-3х+2? 0 (Т)
4)2х2-3х-5? 0 (Ы)
5) (Ц)
Найдите область определения функции
6) у =
Вариант №2
Решите неравенство. Используя найденные ответы, запишите в таблицу слово.
1) х2-3х+2? 0 (Т)
2) х2-4х+4>0 (И)
3) х2-3х+2? 0 (Ц)
4) 3х2-4х+2<0 (A)
5) (Ы)
Найдите область определения функции
6) у =
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о птицах.
Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищало их яркое оперение, мелодичное пение, их смелые стремительные полёты. С птицами связаны самые поэтические образы и в творчестве народов, в классической музыке, литературе.
У многих народов птицы являются символом мудрости, счастья, бессметрия, верности, жертвенности и т.д. Сегодня мы узнаем символы некоторых птиц. А для этого нужно решить уравнения. (4 ученика решают уравнения на откидных и переносных досках, остальные решают эти же уравнения по вариантам, первым пяти ученикам (в каждом варианте) правильно решившим задания можно поставить оценки). Затем идет проверка решенных уравнений.
Задание вариант №1
Решите уравнения. Используя найденные ответы, запишите в таблицу названия птиц и узнайте, что они символизируют.
1) х4-6х2+8=0
ПАВЛИН
2) х3-2х2-3х=0
ПЕЛИКАН
Множество решений | Название птиц | Является символом |
-; 0; | мудрости | |
-2; 2; 3 | счастья | |
-2; -;; 2 | бессмертия | |
0; 1; 3 | верности | |
-1; 0; 3 | жертвенности |
Свободную клетку таблицы заполните словом “лебедь”.
Задание вариант №2
Решите уравнения. Используя найденные ответы, запишите в таблицу названия птиц и узнайте, что они символизируют.
1) х5+х3-6х=0
СОВА
2) х3-3х2-4х+12=0
АИСТ
Множество решений | Название птиц | Является символом |
-; 0; | мудрости | |
-2; 2; 3 | счастья | |
-2; -;; 2 | бессмертия | |
0; 1; 3 | верности | |
-1; 0; 3 | жертвенности |
Свободную клетку таблицы заполните словом “лебедь”
Итак. Символом мудрости является сова, счастья – аист, бессмертия - павлин, верности –лебедь, жертвенности – пеликан.
А сейчас мы прослушаем небольшие сообщения об этих птицах, а о некоторых из них просмотрим видеофрагменты.
Про сов, лебедей - видеофрагменты “Филин, бородатая неясть”, “Лебедь кликун”, “Тундровые лебеди” СD-диск “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007”(диск 5).
Пеликан – видеофрагменты “Пеликан”, ““Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007” (диск 6).
Про павлина, аиста прослушать заранее подготовленные небольшие сообщения ребят или дать в виде домашнего задания – найти материал про этих птиц. Можно воспользоваться материалом энциклопедий (Приложение)
Домашняя работа – домашняя контрольная работа (карточка)
Подведение итогов урока. Выставление оценок
Литература:
- Биология./Сост. К Люцис.- М.: Русская энциклопедическое товарищество, 2003. -513с.:ил (Малая детская энциклопедия)
- Дидактические материалы по алгебре для 9 класса/ Ю.Н. Макарычев и др..-М.: Просвещение, 2002.
- Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Алгебра 9 класс. Задания для обучения и развития учащихся. –М.: Интеллект-Центр, 2005-104с.
- CD-диски Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 (12 CD-ROM), диски 2,3,5,6