Обобщающий урок по теме: "Неравенства с одной переменной. Целое уравнение и его корни"

Разделы: Математика


Цели:

  • Образовательные: обеспечить повторение и обобщение материала темы.
  • Развивающие: способствовать формированию умений: обобщать, сравнивать, выделять главное, развивать кругозор учащихся, логическое мышление, внимание, память и творческие способности.
  • Воспитательные: воспитание культуры устной и письменной математической речи учащихся, содействовать воспитанию интереса к математике, биологии.

Оборудование: карточки с таблицами, карточки с заданиями, с домашней работой, мультимедийный проектор, СD-диски “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007” (диски 5, 6), картины птиц: лебедя, аиста, павлина, пеликана, совы.

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня мы повторим темы “Решение неравенств с одной переменной”, “Целое уравнение и его корни”

Цель сегодняшнего урока подготовиться к контрольной работе.

2. Повторение теоретического материала.

Индивидуальный опрос по вопросам:

1. Расскажите схему решения неравенств вида ах2+bx+c>0, ах2+bx+c<0, где а? 0

2. Какие уравнения называются целыми?

3. Как найти степень целого уравнения?

4. Какими способами решаются уравнения 3-й, 4-й и тд. Степеней?

5. Дайте определение биквадратного уравнения, объясните, как решают биквадратные уравнения.

6. Решите устно: х3=27, у3-27у2=0, 2х2+8=0, , х4-4х2+4=0, (х-3)(х+5)<0, (х-4)(х+2)>0

7. По виду уравнения определить способ его решения (2х2+3)2-12(2х2+3)+11=0, х3-8х2-х+8=0, х3+х-2=0.

3. Практическая часть

Сегодня на уроке мы будем не только решать уравнения и неравенства, но и узнаем много нового и интересного о…., а о чём пойдёт речь, вы узнаете решив неравенства и заполнив соответствующую таблицу.

Самостоятельная работа. (Ребята решают в тетрадях неравенства и записывают ответы в таблицу. Учитель может сразу оценить все работы, либо выборочно)

Вариант №1

Решите неравенство. Используя найденные ответы, запишите в таблицу слово.

1) х2-3х+2<0 (И)

2) х2-4х+4<0 (A)

3) х2-3х+2? 0 (Т)

4)2х2-3х-5? 0 (Ы)

5) (Ц)

Найдите область определения функции

6) у =

Вариант №1

Вариант №2

Решите неравенство. Используя найденные ответы, запишите в таблицу слово.

1) х2-3х+2? 0 (Т)

2) х2-4х+4>0 (И)

3) х2-3х+2? 0 (Ц)

4) 3х2-4х+2<0 (A)

5) (Ы)

Найдите область определения функции

6) у =

Вариант №2

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о птицах.

Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищало их яркое оперение, мелодичное пение, их смелые стремительные полёты. С птицами связаны самые поэтические образы и в творчестве народов, в классической музыке, литературе.

У многих народов птицы являются символом мудрости, счастья, бессметрия, верности, жертвенности и т.д. Сегодня мы узнаем символы некоторых птиц. А для этого нужно решить уравнения. (4 ученика решают уравнения на откидных и переносных досках, остальные решают эти же уравнения по вариантам, первым пяти ученикам (в каждом варианте) правильно решившим задания можно поставить оценки). Затем идет проверка решенных уравнений.

Задание вариант №1

Решите уравнения. Используя найденные ответы, запишите в таблицу названия птиц и узнайте, что они символизируют.

1) х4-6х2+8=0

ПАВЛИН

2) х3-2х2-3х=0

ПЕЛИКАН

Множество решений Название птиц Является символом
-; 0;   мудрости
-2; 2; 3   счастья
-2; -;; 2   бессмертия
0; 1; 3   верности
-1; 0; 3   жертвенности

Свободную клетку таблицы заполните словом “лебедь”.

Задание вариант №2

Решите уравнения. Используя найденные ответы, запишите в таблицу названия птиц и узнайте, что они символизируют.

1) х53-6х=0

СОВА

2) х3-3х2-4х+12=0

АИСТ

Множество решений Название птиц Является символом
-; 0;   мудрости
-2; 2; 3   счастья
-2; -;; 2   бессмертия
0; 1; 3   верности
-1; 0; 3   жертвенности

Свободную клетку таблицы заполните словом “лебедь”

Итак. Символом мудрости является сова, счастья – аист, бессмертия - павлин, верности –лебедь, жертвенности – пеликан.

А сейчас мы прослушаем небольшие сообщения об этих птицах, а о некоторых из них просмотрим видеофрагменты.

Про сов, лебедей - видеофрагменты “Филин, бородатая неясть”, “Лебедь кликун”, “Тундровые лебеди” СD-диск “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007”(диск 5).

Пеликан – видеофрагменты “Пеликан”, ““Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007” (диск 6).

Про павлина, аиста прослушать заранее подготовленные небольшие сообщения ребят или дать в виде домашнего задания – найти материал про этих птиц. Можно воспользоваться материалом энциклопедий (Приложение)

Домашняя работа – домашняя контрольная работа (карточка)

Подведение итогов урока. Выставление оценок

Литература:

  1. Биология./Сост. К Люцис.- М.: Русская энциклопедическое товарищество, 2003. -513с.:ил (Малая детская энциклопедия)
  2. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса/ Ю.Н. Макарычев и др..-М.: Просвещение, 2002.
  3. Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Алгебра 9 класс. Задания для обучения и развития учащихся. –М.: Интеллект-Центр, 2005-104с.
  4. CD-диски Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 (12 CD-ROM), диски 2,3,5,6