Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цели:
- знать: общие свойства углерода и его соединений, а так же сферы его применения в природе, промышленности, быту и экологии.
- уметь: осуществлять практический эксперимент по теме: “Углерод и его соединения” и описывать его с помощью молекулярных и ионных уравнений.
На доске: 1) тема урока; 2) цитата Р.Эмерсона; 3) цели и домашнее задание.
Оборудование: листы с вопросами, три задания по мини проекту, мел, мини доска, три ватмана, три скотча, 6 маркеров, трое ножниц, рисунки к каждому проекту, указка, карточка успешности каждому, домашнее задание каждому.
Реактивы: мел, соляная кислота, хлорид бария, гидр оксид кальция, стеклянная палочка, сульфат натрия, газоотводная трубка, спички, лучинка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Приветствую учеников, записываем тему в тетрадях. Зачитываются знания и умения.
Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова Р. Эмерсона “Способность видеть чудесное в обыденном – неизменный признак мудрости”.
На столе: коллекция ракушек, спил дерева, карандаш, колба с углекислым газом, комнатное растение.
Вопросы: Что объединяет эти предметы и как они связаны с темой урока? Кроме этого, вы знаете, что углерод и его соединения применяются я в строительстве и промышленности. Перечислите формулы соединений, которые используются в промышленности и в строительстве?
Первый этап урока
Коллективный рассказ об углероде и его соединениях по вопросам (лист № 1).
- Номер периода, групп, порядковый номер элемента углерода?
- Заряд ядра, число протонов, электронов атома углерода?
- Число орбиталей атома? Число электронов на последней орбиталей атома?
- Назовите электронную (S-,p-) конфигурацию атома углерода. Степень окисления его.
- Углерод проявляет свойства металла или неметалла? Формула летучего водородного соединения.
- Формула высшего оксида. В каких аллотропных модификациях существует углерод?
- Способность углерода поглощать различные вещества (газы, растворимые в воде краски и т.д.) называется ... Где используют явление адсорбции?
- С помощью какого явления, которое вы наблюдали в жизни, можно доказать, что хлеб, молоко, мясо содержат углерод?
- Название самого крупного из найденных алмазов.
- Как называется алмаз, которым расплатилось
персидское правительство за жизнь известного
писателя и дипломата А.С. Грибоедова.
У доски: - Химические свойства углерода.
- Химические свойства оксида углерода (IV).
- Химические свойства угольной кислоты.
Второй этап Лист № 2.
1 задание: Осуществить следующие превращения: углерод —> оксид углерода (IV) —> соль.
Ответ оформите на мини доске.
2 задание: Почему раствор углекислого газа окрашивает лакмус в красный цвет? Почему при стоянии этого раствора лакмус снова приобретает фиолетовую окраску? Напишите уравнения соответствующих реакций. Ответ мотивируйте на мини доске.
3 задание: Напишите формулы следующих солей: карбоната натрия, гидрокарбоната меди (II), гидрокарбната натрия. К какой группе солей относится каждая соль? Как еще можно назвать последнюю соль?
4 задание: Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций: а)Na2CO3 + H2SO4 —> ; б) CO32- + 2H+ —> CO2 + H2O.
5 задание: Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: Ca (HCO3)2 —> CaCO3 —> CO2 —> Na2CO3.
6 задание: Проведите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения: а) карбонат кальция, б) гидроксид кальция, в) сульфат натрия.
7 задание: Собрать прибор для получения газа и получить оксид углерода (IV). Проверить наличие газа в пробирке.
8 задание: Какое количество вещества оксида углерода (IV) можно получить при разложении 400 г карбоната кальция ? Ответ оформите на мини доске в виде уравнения реакции и ответа.
9 задание: Термохимическое уравнение неполного горения углерода выглядит следующим образом: 2С + О2 = 2СО + 220 кДж. Рассчитайте количество теплоты, которая выделится при сгорании углерода массой 12 г . Ответ оформите на мини доске в виде формулы количества вещества и ответа.
10 задание: Рассчитайте массу карбида кальция СаС2, который можно получить при взаимодействии углерода массой 12 г с избытком кальция. Ответ оформите в виде уравнения реакций и ответа.
11 задание: Массовая доля углерода в живых организмах составляет 26% от массы тела. Определите массу углерода, если человек весит 45 кг. Формулу и ответ запишите на мини доске.
Третий этап урока. Мини проект.
Руководители групп подходят за заданием. Время работы 10 минут.
1 группа “Экологи”.
Кислотные осадки во многих районах мира настолько, повысили кислотность озер, что жизнь их обитателей оказалась под угрозой. Борьба с этим явлением имеет целый ряд недостатков (ожоги). Чтобы их избежать, предложите свой проект решения данной проблемы.
2 группа “Врачи”.
Читая художественные произведения, можно узнать много полезного и для повседневной жизни. Например, оригинальное средство для устранения последствий пчелиного укуса, как описано в книге Стивена Кинга “Кладбище домашних любимцев”. Где нейтрализуют пчелиный яд (в состав которого входят ферменты, органические кислоты, жиры) гашеной известью. Что вызовет ожоги. Предложите свой проект решения данной проблемы.
3 группа “Технологи”.
В кондитерском и хлебном производстве часто применяют, так называемые пекарские порошки. Это может быть карбонат аммония со смесью крахмала, чтобы он препятствовал реакции. Предложите свой проект решения данной проблемы.
Инструктивная карточка.
- Выбери необходимые реактивы из предложенных.
- Напишите уравнения реакций.
- Свяжите данное уравнение с теоретической частью задачи.
- Нарисуйте рисунок (проект) на данную тему (при помощи двух маркеров на листе ватмана, прикрепляя предложенные реактивы).
- Составьте стихотворение, посвященное данной
теме задания по форме:
- 1 строка: существительное,
- 2 строка: прилагательное + прилагательное + прилагательное,
- 3 строка: глагол + глагол,
- 4 строка: отношение (в виде словосочетания или
предложения).
Можете предложить свой вариант.
- Подготовить выступление у доски:
а) зачитывается задание (с листа) – 1 человек
б) объяснение, что на плакате – 1 человек
в) прочитать стихотворение – 1 человек.
Вывод: Я предлагаю вам с помощью учителей математики и экономики просчитать экономический эффект вашего проекта.
III Обобщение и систематизация (вывод) .
Сегодня на уроке: мы закрепили знания об общих свойствах углерода и его соединений, а также нахождение его в природе, промышленности и быту;
продолжили развитие умений осуществлять практический эксперимент по теме: “Углерод и егосоединения” и описывать его с помощью молекулярных и ионных уравнений.
IV Информация о домашнем задании.
Домашнее задание:
Что такое “сухой лед”? Почему он так называется? Чем “сухой лед” отличается от обычного?
На известково-обжигательных заводах для защиты окружающей среды от загрязнения оксида углерода (IV) улавливают путем пропускания топочных газов через раствор карбоната калия. Затем раствор, насыщенный оксидом углерода (IV), нагревают. Какие продукты реакции образуются при этом? Где они могут найти применение?
3. Элементы “А” и “В” образуют между собой два соединения “В” и “Г”, относящиеся к одному классу неорганических соединений. “В” – горючее, а вещество “Г” –не горит для тушения огня. Вещество “В” при реакции с “А” образует “Г”. Какие вещества условно обозначены буквами “А”, “В”, “Г”? Запишите уравнения названных реакций и укажите условия их протекания.
V. Подведение итогов занятия.
VI. Карта успешности.
Понятия | Выполнение репродуктивных заданий | Творческая деятельность |
1 колонка: точно, относительно, смутно
2. колонка: отлично, хорошо, успешно.
3. колонка: мне было интересно это делать, я это делал с удовольствием, польза от этой работы очевидна.