Урок "Горные системы Земли". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели:

  1. Сформировать у учащихся представления о горных системах, горных хребтах, вершинах, долинах и перевалах.
  2. Развивать умения:
    • определять тип горной системы по высоте;
    • показывать на карте;
    • определять и характеризовать географическое положение гор.
  3. Познакомить учащихся с условиями жизни и хозяйственной деятельности населения в горных районах.
  4. Формировать интерес к творческой работе, к работе с дополнительной литературой.

Оборудование:

  • физическая карта мира
  • политическая карта мира
  • орографические схемы гор
  • картины с изображением гор
  • карточки с названием команд, горных систем
  • для создания проекта: пластилин, фломастеры, цветная
  • бумага, гербарный материал.
  • карточки самооценки, жетоны разного цвета для оценки созданных проектов.
  • дипломы победителям конкурса проекта

Предварительная подготовка:

1. Класс делится на команды по 4-5 человек.

2. Каждая команда собирает дополнительный материал по заданной горной системе (стихи, иллюстрации, информацию об условиях жизни человека в горах). Задание дается на предыдущем уроке.

Данный урок является вторым в теме “Формы рельефа Земли”. В течении урока ребята должны создать на планшете макет выбранной горной системы, с учетом масштаба, сориентированный относительно сторон горизонта и составить характеристику её географического положения (на основе плана), а также условий жизни человека в этом районе.

Затем каждая группа защищает свой проект, отвечает на вопросы. Жюри оценивает каждую работу (жюри может состоять из ребят старших классов либо ребят имеющих хорошие знания по этой теме). Для оценки работы на жетонах с названием команды (по цвету, соответствующему каждой команде) ставится балл от 1 до 5, каждым членом жюри и затем все баллы суммируются.

Для изготовления макета используется пластилин соответствующего цвета, высохший мох, засушенные листья, трава. Основанием для макета служит планшет, покрытый зеленой краской или затянутый зеленой бумагой (размер 30x20 см).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проектная деятельность.

“ Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал….”

(В.С. Высоцкий)

Так пел о горах в одной из своих песен В.С. Высоцкий и на самом деле, однажды побывав в горах, хочется вернуться туда ещё и ещё раз. Вот сегодня на уроке мы и постараемся представить себе горы во всем их величии. Не только представить, но и создать их, рассказать о них все что узнали, о том, как приспособился человек к жизни в горах.

Вам необходимо при помощи подручного материала на планшете, вылепить форму выбранной горной системы. При этом необходимо учесть масштаб, направление сторон горизонта, правильно сориентировать планшет. Обратите внимание на крутизну склонов, направление хребтов, расположение горных долин, выбранных вами горных систем. После этого, используя план характеристики географического положения гор (приложение № 1), орографические схемы (приложение № 2) и подготовленный вами материал защитить свой проект. Время работы над проектом - 20 минут, защита проекта – 2 минуты.

Наше жюри, прослушав защиту проекта команды, выставляет свои оценки и по итогам подсчета баллов (максимально - 20 баллов), будет определёна лучшая работа, а победители будут награждены дипломами. Работа началась.

3. Защита проектов.

Работа закончена. Начинаем защиту проектов. Время выступления команды – 2 минуты. Вопросы могут задавать все присутствующие.

  • 1 команда. “Уральские горы”
  • 2 команда. “Кавказ”
  • 3 команда “Анды”
  • 4 команды “Гималаи”

4. Подведение итогов.

Пока жюри подводит итоги, вам предстоит обсудить участие каждого в работе над проектом и выставить свои оценки в карточке самооценки команды. Представитель от каждой команды может высказать своё мнение о понравившейся им работе.

(При наличии свободного времени, можно устроить соревнование между группами на знание карты).

По итогам работы жюри участники команды-победительницы награждается дипломами (приложение № 3). Результаты работ команд-победителей представлены в приложении 4 и приложении 5.

5. Домашнее задание.

Составить кроссворд (ребус, стихотворение) “Горы суши”.

Список использованной литературы.

  1. “Начальный курс географии” 6 класс Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Дрофа. Москва. 2006.
  2. “Физическая география” 6 класс Крылова О.В. Просвещение. Москва.2003.
  3. “География. 6 класс” Поурочные планы. Нагорная И.И. Учитель. Волгоград. 2006.
  4. “Уроки географии в 6 классе”. Крылова О.В. Просвещение. Москва.2002.
  5. “География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям”. Касаткина С.А. Учитель. Волгоград. 2004.