Цели:
- Способствовать развитию навыков правильного, плавного, сознательного чтения.
- Учить наблюдать позиционные изменения изучаемых согласных, учить правильно определять значение слова.
- Работать над развитием связной и грамотной речи, фонематического слуха, воспитывать интерес к чтению.
I. Орг. момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём -
Узнаете вы скоро.
В стране далёкой мы найдём
Помощников весёлых.
II. Сообщение темы, целей урока.
- Ребята, вы любите играть?
- Сегодня, мы проводим урок-экскурсию в один сказочный городок , в котором можно побывать в
- Доме игрушек
- Доме сказок
- Доме загадок
- Дворце доброты
- А называется этот городок “Играй-городок”.
- Но в Играй-городке вы не только будете играть, но и вспомните изученные буквы, почитаете и попишите.
III. Артикуляционная разминка.
- Путь наш не близок. Нам нужно набраться сил. А что значит стать сильными на уроке обучения грамоте?
-Это значит провести артикуляционную зарядку, чтобы научиться громко и правильно произносить звуки, говорить и читать.
а) Распевка-пропеть гласные звуки а, о, у, ы, и.
б) Чтение (шёпотом и медленно)
ло-ло-ло-на улице тепло
ду-ду-ду-я по улице иду
в) Скороговорка: На дворе трава, на траве дрова.
IV. Работа над темой урока.
1) – Ребята, когда собираются на экскурсию в далёкий незнакомый город, лучше прихватить с собой компас и карту. Компас показывает направление движения. Давайте вспомним наше движение по страницам Азбуки.
- Какую букву мы выучили на уроке литературы? (Д)
- Расскажите всё, что вы о ней знаете?
В течение урока мы будем встречать много слов, начинающихся с этой буквы. Запоминайте их.
- Ну а путеводной картой на наших уроках всегда Азбука. И сейчас нам надо прочитать рассказ про реки (чтение).
- Название городов, рек запишем в наш бортовой журнал “Пропись”. (запись в прописи: Реки Дон, Днепр, города)
2) Физминутка “Заводные игрушки”.
3) Дом Сказки.
Отгадайте загадку:
Чёрные, кривые
От рожденья все немые.
А как только встанут в ряд -
Сразу все заговорят. (буквы)
- Верно это буквы.
- Зачем нужны буквы? (Обозначать звуки)
- А какие бывают звуки? (Гласные, согласные)
- Верно, но мы ведь в доме Сказки. Давайте послушаем и посмотрим грамматическую сказку “Всегда вместе”. (Автор А. Шибаев из книги В. Волиной “Занимательное азбуковедение”)
- О чём говориться в этой сказке?
- Они помирились?
- Значит они стали дружными. Какие хорошие слова: дружные, дружба.
- Поднимите руки у кого есть друзья.
- Я желаю вам быть всегда дружными, дорожить своими друзьями.
4) Дворец Доброты.
- А ведь у нас в классе живут три подружки. Кто они? (Куклы: Аня, Маша и Мила)
- Эти куклы в разных платьях. Почему? Объясните.
- Живут эти куклы во дворце, но не простом, а в сказочном. А как он называется догадайтесь прослушав стихи, которые Аня, Маша и Мила прислали в звуковом письме. (запись стихотворения о доброте на кассете.
- Итак, дворец ДОБРОТЫ.
- Куклы просят выполнить следующее задание: разделить карточки с буквами между ними.
(Д О Б Р О Т А)
- Молодцы.
5) Физминутка “Любопытная Варвара”
6) Дом игрушек.
- Итак, мы на пороге Дома любимого всеми детьми: Дома игрушек.
- Вы любите игрушки?
- На уроке чтения у нас тоже есть любимая игрушка. Какая?
(Литературный компьютер)
- Итак, приступайте к чтению слов, а компьютер вам покажет, верно ли вы прочитали. (Ученик читает слова, а затем переворачивает картинку)
7) Дом загадок.
- В Играй-городке в Доме загадок нас ждёт игра “Прочитай-ка – угадай-ка”.
- По слоговой таблице я показываю слово по слогам. Вы молча прочитываете слово и говорите, что это слово обозначает. Приготовились:
Ни-ки-та, ру-ки, ри-су-нок, во-ро-на, ва-та, ко-са, но-ты.
V. Итог урока.
- Ребята, наша экскурсия подошла к концу. Понравилась?
- Ну, а теперь назовите слова начинающиеся с буквы Д, которые звучали на уроке (Дом, дружба, доброта, друзья, дворец, Дон, Днепр)
- В память о нашем путешествии по Играй-городку я хочу подарить вам игрушки: для девочек настольную игру “Дюймовочка”, для мальчиков конструктор.
Желаю вам быть дружными, добрыми, играть друг с другом и не ссориться, стараться как можно больше получать знаний.