Цель: Приобщение детей к русской народной культуре через русскую народную песню (хоровод, частушки).
Задачи:
- Ознакомить с основными понятиями, определениями хоровода, частушек;
- Развивать широту музыкального вкуса посредством русских народных песен;
- Воспитывать интерес к русской песне в фольклорных образцах и в аранжировке композиторов-профессионалов.
Оформление:
На сцене в центре стоит березка. По краю и по заднему плану сцены – цветы (имитация поляны). На ширме – тема занятия, высказывание Глинки, определения хоровода и частушки. Звучит русская народная песня “Во поле береза стояла”.
Ход занятия
(В зал входят дети. Педагог встречает их в русском народном костюме)
Педагог: Здравствуйте, девицы, здравствуйте, красавицы! Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуйте!
Педагог: Проходите, красны девицы.
(Дети усаживаются на стулья около сцены полукругом)
Педагог: Прилетают первые птицы, появляются первые сосульки, в воздухе запахло весной. Просыпается природа. Пригревают первые лучи солнца. И пока за окном еще не так тепло, я хочу пригласить вас в этот живописный уголок природы, на эту прекрасную поляну, где все так и дышит теплом и светом.
Раньше на таких полянах собирался народ. Они приветствовали друг друга, радовались цветам, деревьям, солнышку. И звучала русская народная песня.
В своих песнях народ радовался, смеялся, горевал, шутил. Песня неслась, звенела над полями, лесами. И тема нашего сегодняшнего занятия: “А песня русская жива”.
Педагог: Собирались девицы на поляне песни попеть, венки поплести, хороводы поводить. А кто знает, что такое хоровод?
Дети:
- Массовый танец.
- Имеет форму круга.
Педагог: Да, хоровод – это массовый танец с песней. Его рисунок - простой круг, олицетворяющий движение солнца вокруг Земли. Хороводы были многообразны: обрядовые и не обрядовые, игровые и плясовые. Под пение танцующих в хороводе разыгрывались целые сценки. В шуточных хороводах участники изображали птиц и животных. Тем самым, приветствуя природу, солнце.
Педагог: А какие хороводные песни вы знаете?
Дети:
- “А я по лугу!”,
- “Во поле береза стояла”.
Педагог: Молодцы! Я приглашаю вас поводить хоровод вокруг нашей березоньки.
(Педагог с детьми водят хоровод с песней “Во поле береза стояла”)
Педагог:
А праздник продолжается,
Веселье разгорается.
И хоровод постепенно перерастал в веселье с задорными песнями, шутками, прибаутками.
Гуляет народ,
Частушки поет.
Педагог: А кто знает, что такое частушка?
Дети: Четверостишие с юмором.
Педагог: Да, а еще частушку называют припевка, коротушка. Частушки бывают игровые, плясовые, юмористические.
А какие виды частушек вы знаете?
Дети:
- Школьные, бытовые.
- Частушки-пожелания.
- Частушки-вредные советы.
- Частушки к какому-либо празднику.
Педагог: Молодцы! Я рада, что вы знаете так много видов частушек.
Я хочу предложить вам задание. Это тоже частушки. Только частушки-загадки.
(Педагог раздает карточки с частушками)
Дети:
В руки ты ее возьмешь
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская двухрядная.Заиграет, только тронь
Как зовут ее? … (гармонь)
Рада вам она играть,
Приглашает поплясать.Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.Дуду-дуду, да, да, да
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка
А что же это? … (дудочка)Ой, звенит, она звенит
Всех игрою веселит!
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.Кто такая? Отгадай-ка,
Это наша … (балалайка),
Балалайка, балалайка,
Весело играй-ка!
Педагог: Молодцы!
Праздник продолжается.
Рады мы по ушки
Дорогим нашим гостям,
Сейчас споем частушки.
Эй, девчушки-хохотушки,
Начинайте петь частушки!
Начинайте веселей,
Чтоб порадовать гостей!
(Дети выходят на сцену и поют частушки, приготовленные ими)
Педагог и дети:
Мы пропели вам частушки
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
Педагог: Испокон веков народ передавал свои песни и традиции из поколения в поколение. И гордится своими исполнителями.
Заслуженная артистка РСФСР с 1942 года Русланова Лидия Андреевна. Главное место в ее репертуаре занимали русские народные песни, которые она исполняла распевно, с широкой удалью или проникновенной сердечностью и лиризмом, юмором.
Зыкина Людмила Георгиевна – советская певица, народная артистка СССР с 1973 года. С 1947 года солистка Русского народного хора им. М.С.Пятницкого. В ее репертуаре также большое место занимали русские народные песни.
И все, что мы видим и слышим на нашей современной эстраде в исполнении Надежды Бабкиной и ансамбля “Русская песня”, Надежды Кадышевой и ансамбля “Золотое кольцо”, Варвары – это тоже русская песня, только в аранжировке композиторов.
Как сказал великий советский композитор Михаил Иванович Глинка: “Создает Музыку народ, а мы, художники, ее только аранжируем”.
Педагог: Давайте мы послушаем русскую народную песню в современной музыкальной обработке в исполнении Зиновьевой Кристины “Гармонист Тимошка”.
(Кристина исполняет песню)
Педагог: Спасибо, Кристина, ты так весело и задорно спела.
Под такие песни хочется плясать, петь, гордиться нашим народом.
Педагог: Скажите, какие направления русской песни вы знаете?
Дети: Хоровод, частушки, обрядовые песни, величальные.
Педагог:
- А что такое хоровод?
- Какие бывают хороводы?
- Что такое частушка?
- А какие бывают частушки?
(Дети отвечают на вопросы педагога по полученной информации на занятии)
Педагог: Сегодня мы научились водить хоровод. Как весело и задорно спели частушки. Может не все у нас получилось так красиво и сказочно, как это было раньше, но эти умения к нам придут с каждым новым занятием, на котором мы будем узнавать все больше и больше о русской песне, русских традициях.
И в конце нашего занятия я предлагаю спеть для наших гостей песню “Балалайка”.
(Девочки исполняют песню)