Цель: Определить значение воды и показать отношение человека к воде.
Задача:
- Закрепить знания детей о неживой природе с помощью символов;
- Определить с помощью опытов состояние воды;
- Учить определять жидкость на вкус;
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы:
- Наглядные (наблюдение за водой, снегом);
- Словесные (беседа о бережном отношении к воде, чтение художественной литературы);
- Практические (экологические игры, опыты, эксперимент);
- Инновационные (элементы ТРИЗ (системный оператор)).
Ход занятия
Дети входят в экологическую комнату (лабораторию), садятся за столы.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о воде, о её свойствах и о том почему нужно беречь воду.
I. У вас на столе карточки-символы, я буду загадывать загадки а вы будете показывать нужную карточку с отгадкой:
а) Белая скатерть всё поле укрыла (снег);
б) Без досок, без топора через речку мост готов. Мост, прозрачное стекло, скользко, весело, светло (лёд).
в) Растёт вниз головою, а солнце припечёт – заплачет и умрёт (сосулька).
г) Что в решете не унесёшь и в руках не удержишь? (Вода).
II. Из прошлого занятия мы знаем, что вода может быть жидкой (приём ТРИЗа “Маленькие человечки”.) Покажите это обозначение. Посмотрите, вода налита в разную стеклянную посуду и принимает её форму. Чтобы это лучше было, видно давайте воду, окрасим краской. Как вы думаете, вода всегда может быть жидкой? Давайте это проверим на опытах: 1). Посмотрите на включённый чайник (он кипит). Что происходит с водой? (она превращается в пар). Значит, вода может быть паром. Мы обозначим это состояние другим человечком.
2) А теперь посмотрите на кусочек льда. Какой он? Положите его на ладошку и понаблюдайте за ним. Что происходит со льдом? (Тает, превращается в воду.) Значит лёд это тоже вода? Но он твёрдый. Значит вода может быть твёрдой. Выкладываем третьего человечка. Мы теперь с вами знаем, что вода может быть твёрдой, жидкой и паром.
III. Проведём такой эксперимент: Насыпьте в стакан с водой немного земли. Какой стала вода? (Чёрная, грязная) Можно ли пить такую воду? Почему? А теперь посмотрите на глобус. Всё что нарисовано на нём голубым цветом это вода. Кажется, что её много и на всех хватит. Но это не так, и мы сейчас в этом убедимся. (Показываю 3-х литровую банку с водой.) Представьте что в этой банке вся вода, которая есть на глобусе - это реки, моря, озёра, океаны, болота. (Отливаю в стакан из банки воду.) Это пресная вода которая необходима животным и растениям. (Набираю чайной ложкой из стакана воду). Это вода, которую может использовать человек: стирать, умываться, мыть посуду и т.д. (Из ложки набираю воду в пипетку и капаю одну каплю на блюдце.) И только эту каплю, мы употребляем в пищу. Видите как мало чистой, питьевой воды на нашей Земле? Что мы можем сделать, чтобы сберечь воду от загрязнения и правильно её использовать? (Высказывания детей.)
IV. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется “Дегустация”. На вид вся вода одинаковая, прозрачная, но по вкусу она разная. Каждый из вас возьмёт стакан и попробует. Кто догадается, что добавлено в воду, должен подойти к столу, на котором лежит то, что я добавила.
Что вам больше всего запомнилось на занятии? Будете ли вы теперь беречь воду и почему?
Список литературы
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. - СПб.: “Детство-ПРЕСС”,2003
- “Дошкольная педагогика” №3. – СПб.: “Детство-ПРЕСС”,2006
- Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М:Линка – ПРЕСС,2004
- Степанова В.А., КоролёваИ.А. Листок на ладони. - СПб.: “Детство-ПРЕСС”,2003