ЦЕЛИ УРОКА:
- Обобщить представления детей о характерных праздниках зимы.
- Формировать навыки правописания безударных гласных в корнях слов.
- Учить детей мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, прививать любовь к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: Картина ”Зима”, плакаты со стихами о зиме, индивидуальные карточки.
ХОД УРОКА:
1. Организация урока.
2. Сообщение темы урока.
Загадка:
Кто, угадай-ка:
Седая хозяйка
Тряхнет перинки-
Над миром пушинки? (зима)
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы вспомним зимние изменения в живой природе, и также постоянно будим вспоминать правила написания и проверки безударных гласных в корнях слов.
3. Минутка календаря.
Учитель: А урок мы начнем с минутки календаря.
– Постарайтесь найти самое яркое, самое точное слово для описания сегодняшнего утра.
Учитель: Какое сегодня небо? Или по-другому, какая сегодня облачность?
Дети: Небо
Учитель: А какая сегодня температура воздуха?
Дети: Ниже 0о.
Учитель: Правильно. Отчего это зависит?
Дети: От положения солнца.
– Летом солнце расположено высоко на небе и дает много тепла и света земле. Осенью оно располагается ниже, поэтому дает земле меньше тепла, света, и от положения солнца зависит температура воздуха, цвет и состояние неба, а от температуры зависит осадки и ветер.
Учитель: Отгадайте загадку:
Я как песчинка мал,
А землю покрываю;
Я из воды, а с воздухом летаю;
Как пух лежу я на полях,
Как алмаз, блещу при солнечных лучах. (снег)
Учитель: А какие осадки выпадают зимой?
Дети: В виде снега.
Учитель: а сегодня есть осадки? (сравнение с погодой в морозные дни)
Учитель: Закроем глаза и шепотом произнесем слово ”зима”
Учитель: Какое чувство у вас возникло?
Дети: Стало холодно, грустно.
Учитель: Отгадайте загадку:
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он рисунки на стекле. (мороз)
Учитель: А теперь назовите самые главные праздники зимы?
Дети: Самые главные праздники зимы в неживой природе – это мороз и снег, т.е. установление снежного покрова.
(Показ картинки ”Зима’’)
Учитель: С севера подул студеный ветер и с неба посыпались снежинки, кружатся в воздухе, падают на землю, – одна за другой, одна красивей другой!
Учитель: А какие бывают снежинки?
Дети: Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие.
Учитель: С чем бы вы могли сравнить снежинки?
Учитель: Какую же они имеют форму? Какие они?
– Да, удивительную красоту создала природа – кудесница. Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с лучами,
Учитель: А какая буква русского алфавита похожа на снежинку?
Дети: На букву Ж (показать)
4. Работа в тетрадях
Учитель: Откройте тетради и запишите слово снежинка.
– Разберите слово по составу.
Учитель: Какое правило надо вспомнить?
(правописание безударной гласной, жи)
Учитель: Во что же превращается снежинка на земле?
Дети: В снег.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит
А.С. Пушкин.
Учитель: А какой бывает снег?
(Показ плаката)
Снег бывает разный: Глубокий и пушистый, В морозный день – скрипучий Холодный и колючий. |
Учитель: Выпишите слова – признаки с безударной гласной. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
– (проверка)
5. Физ. минутка
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Подымай повыше ноги,
Проложи скорей дорогу!
Дыши глубже!
Носом – вдох,
А выдох – ртом,
Дышим глубже…
А потом марш на месте, не спеша.
Как погода хороша?
6. Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне.
1. (На доске слова) (два ученика у доски)
снег | зима |
– Подберите родственные однокоренные слова.
С остальными проводится задание.
Устно составить небольшой рассказ на тему “В лесу зимой ” по опорным словам:
Зима, деревья, кусты, снег, следы.
Учитель: Итак, ребята, пришла зима.
– Объясните написание слов с пропущенной буквой. Подберите проверочные слова.
2. Игра (с сигнальными карточками).
Учитель: Я буду называть слова с безударными гласными в корне, а вы должны поднять карточку с буквой, которую нужно проверить
Снежинка, зимовать, морозный, холодный, скрипит, седая, ледники.
4. А что происходит зимой с водой в водоемах?
(вода замерзает)
– Запишем предложение:
- Найдите слова с безударными гласными в корне.
- Разберите предложение по членам предложения?
- Найдите словосочетания.
7. Обобщение.
Учитель: Какие же изменения происходят в природе с наступлением зимы?
8. Домашнее задание.
- Вести свои наблюдения за природой, за ее изменениями.
- Составить и написать небольшое сочинение на тему ”зима”, используя слова с безударной гласной в корне.