Цели урока:
– Повторить решение задач изученных типов на основе связи целое – часть.
– Скорректировать действия учащихся, связанные с решениями задач и вычислительными навыками. Закрепить у них правильно сформированные действия.
– Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности.
Организационный момент.
Первоклассники входят в класс вместе с учителем под музыку из кинофильма “Приключения Буратино”, встают в круг.
Учитель. Я рада встрече с вами, мои маленькие друзья и с вами, дорогие гости! Ребята, у нас было много приятных минут в этом учебном году, вы многому научились. Скажите, а вы любите играть? Ответы детей. Я тоже.
Сегодня у нас будет необычный урок математики – урок-игра.
Приглашаю вас поиграть,
Для этого правила следует знать.
Если задания выполнят все –
На финише ждёт нас сюрприз и успех!
– Для того чтобы наша игра была интересной, мы смогли выполнить все задания и успешно добраться от старта до финиша, мне нужен помощник. Мы выберем его с помощью считалочки. Кто её узнает, пусть повторяет вместе со мной. (На золотом крыльце сидели…)
Выбрали помощника, надели на него колпачок и жилетку.
– Ребята, как зовут сказочного героя, который носит такой колпачок и жилетку?
Из какой он сказки?
Кто её автор?
Валеологическая минутка.
– А, теперь, возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, гостям. Вы очень добрые, у вас хорошее настроение. Садитесь, пожалуйста, на свои места.
Актуализация знаний и формулирование темы урока.
– Посмотрите на доску. (На доске схемы разных видов задач.) Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Ответы детей. Правильно, решать задачи. Мы повторим решение задач, будем считать и играть.
– Где же наш Буратино? Буратино, пригласи нас в сказку! Открой доску, как будто сказочную дверь.
Буратино открывает части доски.
Работа по теме урока.
– Ребята, посмотрите на игровое поле. Все ли части игровой дорожки одинаковы?
(Нет, они отличаются по цвету).
Вы очень внимательны. Каждая часть пути Буратино совпадает по цвету с конвертами, в которых лежат игровые задания.
(На игровом поле от каморки Папы Карло до театра – цветная дорожки с прорезями для бумажной куклы Буратино).
– Какого цвета конверт мы откроем первым? Жёлтый. Интересно, какое в нём задание? Математический диктант. Выполнять это задание будем в тетрадях. Откройте тетради, запишите число.
Все готовы внимательно слушать диктант?
– Запишите число, предшествующее 5.
– Запишите число, последующее за числом 4.
– На сколько 10 больше 4?
– 10 уменьшили на 3. Чему равен результат?
– Из 8 вычли х., получили 0. Чему равен х.?
– Первое слагаемое 5, второе слагаемое 4. Чему равна сумма?
Теперь давайте проверим, все ли верно выполнили это задание? Мы ещё раз вместе прочтём ответы (4,5,6,7,8,9). У нас получился ряд чисел, найдите закономерность в записи чисел.
Вы справились с этим заданием.
Буратино готов сделать следующий шаг. Какого цвета конверт мы откроем сейчас? (белый)
– Задание сложное. Выполнять его будем в группах (Детям раздаются карточки с геометрическими фигурами).
– По каким признакам можно разбить эти фигуры? Рассуждаем вместе. У какой группы готов ответ? Кто будет отвечать? Правильно ребята выполнили задание?
– Молодцы! Буратино делает следующий шаг. Мы открываем синий конверт. Задание – решите задачу.
“В среду Дуремар поймал 17 пиявок, а в четверг на 2 пиявки меньше. Сколько пиявок поймал Дуремар в четверг?” О ком будем решать задачу?
Посмотрите на схему. Что известно и что неизвестно в этой задаче (Известно большее число и разность между большим и меньшим числом, неизвестно меньшее число)?
– Можете ли вы найти ответ на вопрос этой задачи? Какое составите выражение? Запишите решение этой задачи. Кто запишет решение на доске?
Ребята, посмотрите на знак в действии задачи. Вспомните, как называются такие задачи?
Физкультминутка.
Мы считали и решали
И уже чуть-чуть устали.
Поиграем в “День– ночь”.
Ночь! Сядьте удобно, закройте глаза, послушайте цепочку примеров, найдите ответ.
– Я задумала число 9-1-1-1-2+4.
День! У кого готов ответ? 8.
– Отдохнули мы, отдохнул и Буратино, он уже готов отправиться в путь.
Какого цвета следующая часть дорожки?
Открываем конверт оранжевого цвета. И в нём – задача.
В Старом Осколе театр Карабаса – Барабаса показал 10 спектаклей, а в Москве на 3 спектакля больше. Сколько спектаклей театра прошло в Москве? Посмотрите на схему. Что известно и что неизвестно в этой задаче? (Известно меньшее число и разница между меньшим и большим числом, неизвестно большее число).
– Можете ли вы ответить на вопрос этой задачи? Составьте выражение.
Найдите его значение.
Кто запишет решение на доске?
Какой ответ записали?
Какой знак в действии задачи?
Вспомните, как называются такие задачи? Молодцы!
– Буратино переходит на следующую дорожку коричневого цвета.
У нас задание от лисы Алисы и кота Базилио.
Внимание! Перед вами 3 выражения, послушайте 3 задачи и подберите к каждой нужное выражение.
- У кота Базилио 14 золотых монет. Это на 2 монеты меньше, чем у лисы Алисы. Сколько золотых монет у лисы?
- У лисы Алисы 16 золотых монет. Это на 2 монеты больше, чем у кота Базилио. Сколько монет у кота Базилио?
- У лисы Алисы 16 золотых монет, а у кота Базилио 14. На сколько монет у лисы больше?
С помощью какого выражения решается эта задача? Какое правило вспомнили, чтобы решить задачу? Молодцы!
– Мой помощник Буратино замечательно решает с вами задачи.
Я предлагаю ему провести физкультминутку, ведь, до финиша осталось всего 2 шага. Музыка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
– Мы приближаемся к финишу и впереди – задание зелёной дорожки.
– Найдите закономерность в столбике примеров и допишите ещё один.
8 + 1 -9
7 + 2 -8
6 + 3 -7
5 + 4 -6
(1 слагаемое уменьшается на один, второе слагаемое увеличивается на один, вычитаемое уменьшается на один, сумма постоянна: число 9).
– Какой пример, мы допишем?(4 + 5 – 5)
– Посмотрите, как изменяется разность?
– Внимание! Мы в одном шаге от финиша!
Открываем конверт красного цвета.
Какое же игровое задание ждёт нас в финале игры?
Я так и знала, что без сказочного волшебства не удастся пройти весь путь.
Итак, чёрный ящик.
- Если в чёрный ящик попало число 8, то какое число мы достанем? 10.
- Если в чёрный ящик попало число 10, то какое число мы достанем? 12.
- Если в чёрный ящик попало число 12, то какое число мы достанем? 14.
– Как вы догадались? (+2)
– Давайте проверим правильность ответа.
– Ребята, вы – молодцы! Дружно и правильно решали, считали, рассуждали и дошли до финала. Наступил самый счастливый момент. Наша игровая дорожка привела нас вместе с Буратино в театр, где он обязательно встретится со своими друзьями.
Как я и обещала, в конце игры вас ждёт сюрприз. Я хочу подарить вам замечательную книгу А. Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино” и надеюсь, что мы обязательно прочтём её вместе.
Итог урока.
– Ребята, вспомните, мы начали наш урок с улыбки. Давайте закончим его тоже улыбкой. Предлагаю игру: закончите предложение “ Я сейчас улыбаюсь, потому что… (вы порадовали меня своими ответами). Кто хочет предложить свой вариант ответа?
Дети продолжают предложение.
– Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за хорошие ответы, улыбки. Спасибо гостям за внимание. До новой встречи!